Тема № 15.Бюджетный процесс в Р.Ф

Тема № 14. Бюджетный процесс в развитых зарубежных странах.

Бюджетный процесс - представляет собой регламентированную законодательную деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению и контролю центрального, регионального и местных бюджетов.

Стадии бюджетного процесса:

1. составление проекта бюджета;

2. рассмотрение и утверждение проекта бюджета;

3. исполнение бюджета;

4. составление отчета об исполнении бюджета и анализ исполнения бюджета.

Все стадии взаимообусловлены и взаимозависимы и являются не только отражением финансовой политики в целом, но и историческими особенностями государства. Продолжительность стадии различна по странам.

Первая стадия – составление проекта бюджета, начинается в Германии за 6 месяцев, в Японии за 7 месяцев, во Франции за 14 месяцев, в США за 18 месяцев, до начала бюджетного года. Обычно проект бюджета разрабатывает Министерство финансов. В США - служба управления и бюджета при Президенте.

В ряде стран, н-р: США, Франции до начала составления проекта бюджета Президент обращается к народу с бюджетным посланием, в котором формулирует основные направления бюджетной политики на следующий год.

В некоторых странах: США, страны Европы до начало составления бюджета составляющий орган направляет в министерства запросы о требуемых расходах и возможных расходах. В ходе составления бюджета происходит длительный обмен сведениями между органами всех уровней и решение спорных опросов иногда требует вмешательства Президента.

Вторая стадия. После одобрения высшим исполнительным органом (Кабинет Министров, Канцлер, Президент) проект бюджета направляется в законодательный орган для рассмотрения и утверждения. Где рассматривается каждой палатой отдельно (Франция) или совместно (США, Германия). После рассмотрения в него вносятся коррективы с объяснительной запиской, которая решается согласительной комиссией, после чего он принимается законодательно.

Третья стадия. Это работа бюджета в течение бюджетного года. Важным элементом этого является кассовое исполнение бюджета, в результате которого лежит единство кассы, т.е. все деньги поступают на единый счет казначейства. В ряде стран существует принцип секвеста.

Четвертая стадия. В развитых странах этот процесс длится от 4 месяцев до 1 года. Составляет отчет исполняющий бюджетный орган, утверждает – законодательный орган страны.

В соответствии со статьей 169 Бюджетного кодекса от 31.07.98 года составлению проекта бюджета предшествует:

1. разработка прогноза социально-экономического развития Р.Ф. на последующий год;

2. подготовка свободных финансовых балансов.

Президент РФ не позднее марта направляет Правительству бюджетное послание, которым определяется финансово-бюджетная политика на очередной год.

1) Составление проекта бюджета, начинается примерно за 1 год до начало бюджетного года. По поручению Правительства составляет проект Министерство финансов.

Составление проекта основывается:

· на бюджетном послании Президента;

· на прогнозе социально-экономического развития страны;

· на основных направлениях бюджетной и налоговой политик;

· на прогнозе свободного финансового баланса;

· на плане развития государства на среднесрочную перспективу

(на 3 года)

Проект должен быть составлен до 15 июля. С 15 июля до 15 августа Правительство рассматривает уже готовый проект по которому могут быть внесены коррективы. Далее проект поступает в пятидневный срок к Президенту, в Совет Федерации и Счетную палату для одобрения.

2) Рассмотрение и утверждение проекта.

После одобрения всеми вышестоящими органами проект бюджета должен быть внесен в Государственную Думу не позднее 24 часов 26 августа. Государственная Дума обсуждает проект в четырех чтениях:

1-ое чтение – 15 дней, Гос. Дума обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы взаимоотношения государственного бюджета с бюджетом нижестоящих уровней;

2-ое чтение – 15 дней, Гос. Дума рассматривает расходы бюджета по разделам бюджетной классификации;

3-е чтение – 25 дней, Гос. Дума рассматривает проект бюджета по подразделам бюджетной классификации;

4-ое чтение – 15 дней, Гос. Дума рассматривает поправки к закону, а также поквартальную разбивку доходов, расходов и дефицита бюджета.

После утверждения проекта бюджета депутатами Гос. Думы, проект поступает в Совет Федерации для одобрения и принятия, а затем Президенту для подписания и обнародования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: