ТЕМА 5. Основы управления предприятием

5.1 Предприятие как объект и субъект управления. Цели и задачи управления предприятием.

5.2 Организация управления предприятием.

5.3 Характеристика процесса управления.

5.1 С позиции системного подхода предприятие является экономической системой, отличающейся сложностью и динамичностью.

В этой системе выделяют две подсистемы: управляющую и управляемую.

Управляющая подсистема – это субъект управления, то есть административно-управленческий персонал, который с помощью методов и средств управления обеспечивает эффективную деятельность предприятия.

Управляемая подсистема является объектом управления. Это коллектив в процессе производственно-хозяйственной деятельности, то есть в процессе изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг.

Воздействие субъекта управления на объект управления осуществляется только при условии обмена информацией между ними.

Основными принципами (правилами) управляющей системы являются:

- адекватность и быстрота реакции на изменения внешней и внутренней среды;

- согласованность совместного труда;

- ответственность, как обязательное условие эффективного управления;

- совершенство методов работы с кадрами;

- справедливость и доверие;

- постоянство контроля за качеством работы.

В рыночной экономике предприятия, руководствуясь потребностями рынка, самостоятельно формируют программы своей деятельности, постановкуцелей и основных задач по их достижению.

Цели предприятия, как хозяйственной организации можно рассматривать в трех аспектах:

- производственные (снабжение, производство, сбыт);

- финансовые (ликвидность, инвестирование, финансирование);

- экономические (оборот, прибыль, рентабельность).

При этом прибыль рассматривается как индикатор успеха коммерческой организации.

Задачи в управлении рассматривают как некоторую совокупность вопросов, которые следует решить, а так же условий, необходимых для их решения.

Задачи, стоящие перед руководством предприятия, могут быть классифицированы как задачи функционирования и развития.

Типы задач по управлению предприятием:

- собственно управленческие

- организационно-экономические

- идейно-воспитательные

- социально-психологические

- научно-технические.

5.2 Организация управления проявляется в последовательном применении организационных воздействий на участников производства.

Аппарат управления на крупных предприятиях представлен тремя основными уровнями управления:

- высшим уровням, представленным Советом директоров, Правлением, Общим собранием акционеров, Наблюдательным советом, комитетами;

- средним уровнем, представленным Центральными функциональными службами;

- низшим уровнем, т. е. оперативно-хозяйственными подразделениями.

В рыночных условиях произошло четкое разграничение функций между этими уровнями управления.

В частности, высший уровень управления сосредоточен на разработке целей и стратегий, на принятии важнейших производственно-хозяйственных, финансовых и технических решений.

Средний уровень управления обеспечивает эффективность функционирования и развития предприятия путем координации деятельности всех подразделений: по линии организации и обслуживания производственного процесса; между центральными службами и аналогичными службами в производственных подразделениях, а также по линии учета и контроля.

Низший уровень управления сосредоточен на оперативном решении задач по организации хозяйственной деятельности, то есть на выполнении плановых заданий по выпуску продукции и получению прибыли.

5.3 Управление предприятием рассматривается как процесс управленческой деятельности. Основными этапами этого процесса являются:

- постановка задачи управления,

- проверка ее на достоверность;

- применение и обновление.

Процесс управления основан на разделении труда работников в системе управления предприятием. Разделение труда может быть:

- функциональным (по видам управленческих работ);

- профессиональным (по специальностям внутри каждой функции управления);

- квалификационным (по уровню и сложности управленческих работ);

- технологическим (по видам выполняемых функций и процедур).

Содержание работ по управлению работников высшего, среднего и низшего уровней – это их управленческие функции, т. е. форма управления. Но одни и те же управленческие функции можно выполнять различными методами.

Методы управления – это способы целенаправленного воздействия на объект управления для поддержания его устойчивости, т. е. это и есть содержание процесса управления.

Различают следующие методы управления:

- экономические (хозяйственный и коммерческий расчет, прибыльное ведение хозяйственной деятельности);

- организационно-распределительные (право давать предписания, распоряжения, указы);

- социально-психологические (моральное стимулирование работников, признание их способностей и заслуг).

Весь процесс от сбора информации до реализации принятых решений должен осуществляться с помощью современных информационных технологий и технических средств.

Виды средств, обслуживающих процесс управления: технические, информационные, программные, организационные, лингвистические, правовые, математические.

Вычислительная техника и информационные технологии в системе управления позволяют более экономично и рационально организовать процессы, повышают их гибкость и динамичность, расширяют диапазон анализируемых факторов при обосновании управленческих решений, повышают эффективность управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: