5.1 Предприятие как объект и субъект управления. Цели и задачи управления предприятием.
5.2 Организация управления предприятием.
5.3 Характеристика процесса управления.
5.1 С позиции системного подхода предприятие является экономической системой, отличающейся сложностью и динамичностью.
В этой системе выделяют две подсистемы: управляющую и управляемую.
Управляющая подсистема – это субъект управления, то есть административно-управленческий персонал, который с помощью методов и средств управления обеспечивает эффективную деятельность предприятия.
Управляемая подсистема является объектом управления. Это коллектив в процессе производственно-хозяйственной деятельности, то есть в процессе изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг.
Воздействие субъекта управления на объект управления осуществляется только при условии обмена информацией между ними.
Основными принципами (правилами) управляющей системы являются:
- адекватность и быстрота реакции на изменения внешней и внутренней среды;
|
|
- согласованность совместного труда;
- ответственность, как обязательное условие эффективного управления;
- совершенство методов работы с кадрами;
- справедливость и доверие;
- постоянство контроля за качеством работы.
В рыночной экономике предприятия, руководствуясь потребностями рынка, самостоятельно формируют программы своей деятельности, постановкуцелей и основных задач по их достижению.
Цели предприятия, как хозяйственной организации можно рассматривать в трех аспектах:
- производственные (снабжение, производство, сбыт);
- финансовые (ликвидность, инвестирование, финансирование);
- экономические (оборот, прибыль, рентабельность).
При этом прибыль рассматривается как индикатор успеха коммерческой организации.
Задачи в управлении рассматривают как некоторую совокупность вопросов, которые следует решить, а так же условий, необходимых для их решения.
Задачи, стоящие перед руководством предприятия, могут быть классифицированы как задачи функционирования и развития.
Типы задач по управлению предприятием:
- собственно управленческие
- организационно-экономические
- идейно-воспитательные
- социально-психологические
- научно-технические.
5.2 Организация управления проявляется в последовательном применении организационных воздействий на участников производства.
Аппарат управления на крупных предприятиях представлен тремя основными уровнями управления:
- высшим уровням, представленным Советом директоров, Правлением, Общим собранием акционеров, Наблюдательным советом, комитетами;
|
|
- средним уровнем, представленным Центральными функциональными службами;
- низшим уровнем, т. е. оперативно-хозяйственными подразделениями.
В рыночных условиях произошло четкое разграничение функций между этими уровнями управления.
В частности, высший уровень управления сосредоточен на разработке целей и стратегий, на принятии важнейших производственно-хозяйственных, финансовых и технических решений.
Средний уровень управления обеспечивает эффективность функционирования и развития предприятия путем координации деятельности всех подразделений: по линии организации и обслуживания производственного процесса; между центральными службами и аналогичными службами в производственных подразделениях, а также по линии учета и контроля.
Низший уровень управления сосредоточен на оперативном решении задач по организации хозяйственной деятельности, то есть на выполнении плановых заданий по выпуску продукции и получению прибыли.
5.3 Управление предприятием рассматривается как процесс управленческой деятельности. Основными этапами этого процесса являются:
- постановка задачи управления,
- проверка ее на достоверность;
- применение и обновление.
Процесс управления основан на разделении труда работников в системе управления предприятием. Разделение труда может быть:
- функциональным (по видам управленческих работ);
- профессиональным (по специальностям внутри каждой функции управления);
- квалификационным (по уровню и сложности управленческих работ);
- технологическим (по видам выполняемых функций и процедур).
Содержание работ по управлению работников высшего, среднего и низшего уровней – это их управленческие функции, т. е. форма управления. Но одни и те же управленческие функции можно выполнять различными методами.
Методы управления – это способы целенаправленного воздействия на объект управления для поддержания его устойчивости, т. е. это и есть содержание процесса управления.
Различают следующие методы управления:
- экономические (хозяйственный и коммерческий расчет, прибыльное ведение хозяйственной деятельности);
- организационно-распределительные (право давать предписания, распоряжения, указы);
- социально-психологические (моральное стимулирование работников, признание их способностей и заслуг).
Весь процесс от сбора информации до реализации принятых решений должен осуществляться с помощью современных информационных технологий и технических средств.
Виды средств, обслуживающих процесс управления: технические, информационные, программные, организационные, лингвистические, правовые, математические.
Вычислительная техника и информационные технологии в системе управления позволяют более экономично и рационально организовать процессы, повышают их гибкость и динамичность, расширяют диапазон анализируемых факторов при обосновании управленческих решений, повышают эффективность управления.