Основные виды оценки продукции

Цена – стоимость единицы продукта, определяющая его ценность при обмене на рынке (покупке). Измеряется в валюте государства – рубль.

Определяется многими факторами внутрипроизводственного и внепроизводственного характера.

Для отражения этих особенностей в статистике рассматривается несколько видов цен продукта:

Факторная цена – стоимость единицы продукции. Формируемая за счет использования в определенных объемах факторов производства –труд, основной капитал, материалы, работы и услуги со стороны, прибыль. Поэтому имеет структуру:

,

где стоимость потребленных ресурсов - труда с учетом затрат на социальную защиту , - материальных, - услуг со стороны. -основного капитала в виде износа основных средств и нематериальных активов, - удельный размер прибыли от производства и реализации продукта.

Основная цена – стоимость единицы продукции с учетом сложившихся условий производства, находящих отражение в размере налогов на производство (налоги на факторы – ресурсы производства) Имеет структуру следующего вида

где - удельная величина налогов на факторы производства.

Цена производителя – стоимость единицы реализованной продукции с учетом принятой системы отношений в связи с реализацией на рынке. Эти отношения представляют налоги на продукты (НДС, акцизы, налог с продаж). Соответственно имеем структуру:

где - удельная величина налогов на продукты.

Цена покупателя – цена продукта для конечного пользователя, стоимость производства и реализации продукта производителем и стоимость услуг сферы обращения (торговли, транспорта). Поэтому имеем структуру:

,

где - торгово-транспортная наценка, как стоимость услуг сферы обращения.

Отражение уровня цен на конкретный продукт в их множестве возможно только при условии, если в выручке от реализации его можно выделить налоги на продукты, а в затратах на его производство другие налоги на производство.

В экономике особый статус имеют так называемые внеэкономические цены. Уровень их ниже реальной стоимости продукта даже с точки зрения производства. Поэтому они не определяют спрос на продукт и предложение. Как правило, это директивные цены, устанавливаемые государством. Их использование предусматривает компенсацию объективно обусловленных убытков, за счет средств государственного бюджета.

Учитывая различие продуктов в их предназначении, а именно средства производства и средства потребления, в отношении которых проводится отличная ценовая политика, в статистике различают цены

оптовые – цены на продукты- средства производства и услуги производственного назначения,

потребительские – цены на продукты и услуги для удовлетворения конечных потребностей населения.

2. Показатели стоимости реализованной продукции.

Стоимость реализованной продукции – чаще всего, это выручка, полученная от реализации на рынках определенного количества продукции по конкретным ценам, поскольку рыночная цена в принципе должна соответствовать основной цену с учетом налогов на продукты.

Рассчитывается как суммы выручки по всем продажам, совершенным в период наблюдения. В случае выручки от реализации продукции имеем:

,

где - выручка объем и цена продаж определенной продукции на конкретном рынке.

При ограничении показателями выручки имеем показатель «стоимость продукции в рыночных ценах»

Для случая, когда предусмотрено субсидирование объективно обусловленной убыточной продукции, ее стоимость представляют выручка от реализации продукции в соответствии с установленными ценами и субсидии за эту продукцию, перечисляемые продавцам из бюджетов всех уровней:

.

когда объем выручки формируется согласно, а размер субсидий может быть ,

где - размер субсидии за единицу продукции; - коэффициент субсидирования выручки, означает, что субсидирование с объемом реализации не связан (косвенное субсидирование).

В этом случае речь идет о стоимости продукции с учетом субсидирования.

По нашему мнению она более точно отражает ценность продукта: уровень общественной значимости продукта находит свое отражение в решении общества ее субсидировать.

Практика учета приводит к исчислению и использованию показателей, которые выступают как аналитические.

Рассмотрим их, учитывая, что они формируются распределительным методом..

Выручка от реализации продукта без налогов на продукты, из которой в последующем производятся выплаты по обязательствам и формируется предпринимательский доход:

где ,- сумма налогов на продукты в целом и по видам.

Стоимость продукции в основных ценах производителя, определяющая экономические возможности производителя с точки зрения текущего производства и развития;

Стоимость продукции в факторных ценах производителя отражает стоимость производства в условиях данного уровня технического, технологического, организационного и экономического развития бизнес-процесса:

где ,сумма налогов на факторы производства в целом и по видам: налог на землю, налог на воду, налог на имущество, транспортный налог и др. налоги в соответствии с особенностями производства в конкретных условиях места и времени.

Учитывая, что показатели стоимости и ее факторов могут быть представлены в относительном размере, формирование стоимости можно описать в виде следующих моделей:

; ;

; ;

где - рентабельность затрат факторов производства, - относительный размер начислений налога на фактор вида, - относительный размер субсидирования производства, - относительная (средняя) ставка налогов на продукты.





Подборка статей по вашей теме: