Цена – стоимость единицы продукта, определяющая его ценность при обмене на рынке (покупке). Измеряется в валюте государства – рубль.
Определяется многими факторами внутрипроизводственного и внепроизводственного характера.
Для отражения этих особенностей в статистике рассматривается несколько видов цен продукта:
Факторная цена – стоимость единицы продукции. Формируемая за счет использования в определенных объемах факторов производства –труд, основной капитал, материалы, работы и услуги со стороны, прибыль. Поэтому имеет структуру:
,
где стоимость потребленных ресурсов
- труда с учетом затрат на социальную защиту
,
- материальных,
- услуг со стороны.
-основного капитала в виде износа основных средств и нематериальных активов,
- удельный размер прибыли от производства и реализации продукта.
Основная цена – стоимость единицы продукции с учетом сложившихся условий производства, находящих отражение в размере налогов на производство (налоги на факторы – ресурсы производства) Имеет структуру следующего вида

где
- удельная величина налогов на факторы производства.
Цена производителя – стоимость единицы реализованной продукции с учетом принятой системы отношений в связи с реализацией на рынке. Эти отношения представляют налоги на продукты (НДС, акцизы, налог с продаж). Соответственно имеем структуру:

где
- удельная величина налогов на продукты.
Цена покупателя – цена продукта для конечного пользователя, стоимость производства и реализации продукта производителем и стоимость услуг сферы обращения (торговли, транспорта). Поэтому имеем структуру:
,
где
- торгово-транспортная наценка, как стоимость услуг сферы обращения.
Отражение уровня цен на конкретный продукт в их множестве возможно только при условии, если в выручке от реализации его можно выделить налоги на продукты, а в затратах на его производство другие налоги на производство.
В экономике особый статус имеют так называемые внеэкономические цены. Уровень их ниже реальной стоимости продукта даже с точки зрения производства. Поэтому они не определяют спрос на продукт и предложение. Как правило, это директивные цены, устанавливаемые государством. Их использование предусматривает компенсацию объективно обусловленных убытков, за счет средств государственного бюджета.
Учитывая различие продуктов в их предназначении, а именно средства производства и средства потребления, в отношении которых проводится отличная ценовая политика, в статистике различают цены
оптовые – цены на продукты- средства производства и услуги производственного назначения,
потребительские – цены на продукты и услуги для удовлетворения конечных потребностей населения.
2. Показатели стоимости реализованной продукции.
Стоимость реализованной продукции – чаще всего, это выручка, полученная от реализации на рынках определенного количества продукции по конкретным ценам, поскольку рыночная цена в принципе должна соответствовать основной цену с учетом налогов на продукты.
Рассчитывается как суммы выручки по всем продажам, совершенным в период наблюдения. В случае выручки от реализации продукции имеем:
,
где
- выручка объем и цена продаж определенной продукции на конкретном рынке.
При ограничении показателями выручки имеем показатель «стоимость продукции в рыночных ценах»
Для случая, когда предусмотрено субсидирование объективно обусловленной убыточной продукции, ее стоимость представляют выручка от реализации продукции в соответствии с установленными ценами и субсидии за эту продукцию, перечисляемые продавцам из бюджетов всех уровней:
.
когда объем выручки формируется согласно
, а размер субсидий может быть 
,
где
- размер субсидии за единицу продукции;
- коэффициент субсидирования выручки,
означает, что субсидирование с объемом реализации не связан (косвенное субсидирование).
В этом случае речь идет о стоимости продукции с учетом субсидирования.
По нашему мнению она более точно отражает ценность продукта: уровень общественной значимости продукта находит свое отражение в решении общества ее субсидировать.
Практика учета приводит к исчислению и использованию показателей, которые выступают как аналитические.
Рассмотрим их, учитывая, что они формируются распределительным методом..
Выручка от реализации продукта без налогов на продукты, из которой в последующем производятся выплаты по обязательствам и формируется предпринимательский доход:

где
,
- сумма налогов на продукты в целом и по видам.
Стоимость продукции в основных ценах производителя, определяющая экономические возможности производителя с точки зрения текущего производства и развития;

Стоимость продукции в факторных ценах производителя отражает стоимость производства в условиях данного уровня технического, технологического, организационного и экономического развития бизнес-процесса:

где
,
сумма налогов на факторы производства в целом и по видам: налог на землю, налог на воду, налог на имущество, транспортный налог и др. налоги в соответствии с особенностями производства в конкретных условиях места и времени.
Учитывая, что показатели стоимости и ее факторов могут быть представлены в относительном размере, формирование стоимости можно описать в виде следующих моделей:


;
;
;
;
где
- рентабельность затрат факторов производства,
- относительный размер начислений налога на фактор вида,
- относительный размер субсидирования производства,
- относительная (средняя) ставка налогов на продукты.