Определение стратегических ресурсов предприятия и сфер деятельности. Конкурентные преимущества предприятия

В структуре управленческого анализа деятельности конкретного предприятия можно выделить следующие типовые блоки:

- цели деятельности предприятия.

- Портфель заказов, новые продукты.

- Ресурсный потенциал предприятия.

- Факторный анализ издержек предприятия.

- Доступность финансовых ресурсов, возможные источники средств.

- Система управления

В основе управленческого анализа лежит анализ текущей деятельности предприятия, а главная проблема связана с тем, как оценить эффективность этой деятельности прежде всего с точки зрения обеспечения будущей долгосрочной прибыли. Для оценки эффективности используются разные показатели: прибыльность, уровень риска, доля рынка, стоимость активов, доля новых товаров и т.д.

Стратегическая проблема предполагает осознание, выявление и четкую конструктивную формулировку проблемы, предполагающую определенные методы ее решения. При этом проблема может быть направлена как на преодоление выявленных слабых сторон, так и на развитие возможностей предприятия. Стратегические проблемы не всегда могут быть устранены и именно поэтому могут воспрепятствовать успешной реализации стратегии предприятия.

Организационные возможности предприятия, такие, как структура и система управления, система мотивации труда в любой ситуации могут быть источниками сильных и слабых сторон предприятия.

Ключевым этапом управленческого анализа является определение сильных и слабых сторон предприятия, которые основываются на его ресурсах и стратегически важных сферах деятельности и которые всегда являются относительными. Во многих случаях это является целью управленческого анализа. Существует много источников сильных и слабых сторон предприятия. На практике может быть использовано несколько подходов к определению сильных и слабых сторон предприятия:

- Внутренний подход – определение на основе анализа опыта предприятия, мнения специалистов.

- Внешний подход – определение на основе сравнения с конкурентами.

- Нормативный подход – как должно быть (по мнению экспертов, консультантов).

Определение сильных и слабых сторон предприятия необходимо начинать с определения сильных и слабых сторон отдельных бизнес-единиц, а затем уже сводить их в единое целое (если это возможно и целесообразно). Целесообразность объединения информации по отдельным бизнес-единицам может быть связана с необходимостью сокращения объема информации до немногих, действительно решающих факторов. Сильные и слабые стороны для каждого предприятия строго индивидуальны.

В результате проведения управленческого анализа и анализа деятельности конкурентов предприятия должно определить свои конкурентные преимущества. Поскольку предприятие в условиях конкурентной внешней среды, как свидетельствует западный опыт менеджмента, не в состоянии контролировать достижение жестко установленных конечных результатов, то основной акцент в управлении необходимо перенести на создании и поддержании «индивидуальности» предприятия, то есть его уникальных конкурентных преимуществ.

Конкурентные преимущества предприятия – это уникальные осязаемые и неосязаемые ресурсы, которыми владеет предприятие, а также стратегически важные для данного предприятия сферы бизнеса, которые позволяют побеждать в конкурентной борьбе. Конкурентные преимущества можно определить как высокую компетентность предприятия в какой-либо области, которая дает наилучшие возможности преодолевать силы конкуренции, привлекать потребителей и сохранять их приверженность товарам предприятия. В отличие от сильных и слабых сторон предприятия конкурентные преимущества обеспечивают предоставление потребителям такого продукта, который представляет для них известную ценность и за который они готовы платить деньги. Считается, что фундаментальной причиной успеха одних предприятий и неудачи других является то, что процветающие предприятия обладают конкурентными преимуществами, а неудачники их не имеют.

В основе конкурентных преимуществ могут лежать ресурсы предприятия, которые для целей анализа делятся на осязаемые и неосязаемые ресурсы.

Осязаемы ресурсы, или материальные активы, - это физические или финансовые активы предприятия, которые отражены в бухгалтерском балансе (основные фонды, запасы, денежные средства и т.д.). Важным направлением повышения эффективности деятельности предприятия может быть улучшение использования данных ресурсов – уменьшение материальных запасов, незавершенного производства, улучшения использования основных фондов, экономия ресурсов. Инвентаризация материальных активов предприятия и принятие решений по их структуре являются первостепенным шагом на пути разработки стратегии предприятия.

Неосязаемые ресурсы, или нематериальные активы, - это, как правило, качественные характеристики предприятия. Сюда входят:

- не связанные с людьми неосязаемые активы – торговая марка, престиж, имидж предприятия.

- неосязаемые человеческие ресурсы (человеческий капитал) – квалификация персонала, опыт, компетенция.

Некоторые компоненты неосязаемых ресурсов (торговая марка) в соответствии с планом бухгалтерских счетов могут быть оценены и учтены в бухгалтерском балансе в статье «Нематериальные активы».

Другим важным источником конкурентных преимуществ любого предприятия, его сильными или слабыми сторонами могут быть отдельные стратегические направления его деятельности. Это производство, сбыт, научные разработки, маркетинг, финансы, управление персоналом.

Сильными сторонами предприятия могут быть:

- монопольное положение;

- высокоэффективное производство;

- доступность источников сырья.

Под стратегическим потенциалом предприятия понимается совокупность имеющихся ресурсов и возможностей для разработки и реализации стратегии предприятия. Стратегический потенциал формируют только те ресурсы, которые могут быть изменены в результате реализации стратегических решений. Потенциал предприятия существенно зависит от условий, в которых протекает деятельность предприятия, и подвержен постоянным изменениям.

Анализ потенциала предприятия должен охватывать практически все его сферы деятельности: менеджмент предприятия, НИОКР, производство, маркетинг, финансы, кадры. При анализе возможностей предприятия следует отметить опасность субъективных оценок, противоречащих действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: