Комплексный подход к диагностике несостоятельности предприятия

Внешние и внутрен­ние факто­ры, влияю­щие на фи-нансово-экономиче-ское состоя­ние пред­приятия

Финансовое состояние предприятия рассматривается как результат взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений внутри предприятия и опреде­ляется всей совокупностью производственно-хозяйст­венных факторов. Действие каждого из факторов может являться основой для выводов о возможностях финансо­вого оздоровления предприятия.

Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом в системе антикризисных проце­дур, наиболее важным представляется деление факторов на внешние и внутренние.

Первые не зависят от организации работы самого предприятия, их изменение не подвластно воле пред­приятия. К таким факторам относятся: изменение сис­темы налогообложения, рост тарифов на энергоносите­ли, транспортные перевозки и содержание социальных объектов предприятия.

Вторые напрямую зависят от уровня антикризисно­го менеджмента на предприятии и являются основой для определения внутренних резервов восстановления платежеспособности.

Предлагаемый подход к диагностике финансового состояния основан на последовательной оценке дейст­вия внутренних и внешних факторов, определяющих глубину финансового кризиса, выбор и перспектив­ность применения методов финансового оздоровления. Диагностика финансового состояния осуществляется в следующей логической последовательности: 91

Анализ состояния производст­ва и реали­зации про­дукции

• состояние реализации и производства продукции; «состав и структура выпускаемой продукции;

• конкурентоспособность продукции;

• наличие и эффективность использования производ­ственных ресурсов;

• оценка финансового результата деятельности;

• финансовое состояние предприятия и его финансо­вая устойчивость;

• эффективность управления финансовыми ресурса­ми.

Такой методологический подход к диагностике не­состоятельности предприятия позволяет установить причины, степень глубины кризиса и возможность по­вышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления.

Определяющей характеристикой состоятельности предприятия является способность производить и про­давать продукцию. Эта способность характеризуется объемом продукции, произведенной и реализованной в отчетном периоде.

Состояние производства и реализации продукции, структура и динамика выпускаемой продукции являются главными факторами, определяющими экономическую устойчивость предприятия. Диагностика финансово-экономического состояния должна начинаться с анализа производства и реализации продукции, определяющих стабильность получения выручки - основного источника платежа по обязательствам предприятия.

Наличие производства и реализации продукции свидетельствует о жизнеспособности предприятия. Со­храняя производство, предприятие поддерживает в ра­бочем состоянии оборудование, технологию, коммуни­кации. Не рвутся связи с поставщиками и покупателя­ми. В условиях кризиса производство может быть не­рентабельным. Но сохранение производства является первой задачей в условиях неплатежеспособности предприятия.

Оценка состояния производства и реализации про­дукции предприятия включает изучение: динамики производства и реализации продукции; устойчивости ее-

производства и сбыта; состояния расчетов с потребите­лями продукции; состава и структуры выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности.

В современных условиях хозяйствования предпри­ятия самостоятельно выбирают метод учета выручки от реализации продукции при принятии учетной политики:

• по мере оплаты продукции, поступающей на рас­четный счет или в кассу предприятия;

• по отгрузке товаров и предъявлению расчетных до­кументов предприятию.

Динамика изменения объемов производства и реа­лизации продукции оценивается на основе индексов изменения объемных показателей. Базой для сравнения являются показатели объема и реализации продукции аналогичного периода прошлого года, которые приво­дятся в форме № 2 бухгалтерской отчетности и в форме № 1-п статистической отчетности.

На основе анализа индексов изменения объема про­изводства и реализации продукции и сравнения их с индексом инфляции по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (Тинфл) можно сделать выводы:

• о динамичном состоянии производства, если JTO >

-1инфл Vpn •'инфдЛ

• о стабильном состоянии производства, если тш =

«•инфл \Jpn ~ •'инфл.Ь

• о состоянии спада производства, если)тп < ]w$a

Vpn -'инфл/-

Устойчивое состояние производства и реализации продукции характеризуется одинаковыми темпами из­менения объемов товарной и реализованной продукции и устойчивым соотношением их абсолютных величин. Значительное отклонение в темпах изменения объем­ных показателей служит индикатором сбоя в производ­ственном процессе или системе сбыта продукции, что может являться основной причиной неплатежеспособ­ности.

Превышение объема товарной продукции над объе­мом реализации продукции свидетельствует о пробле­мах сбыта на предприятии. Индикатором этого явления являются увеличивающиеся запасы готовой продукции на складе. 93

Превышение объема реализованной продукции над товарной свидетельствует о снижении остатков готовой продукции на складе, об активизации маркетинговой политики или о повышении платежеспособного спроса на выпускаемую продукцию.

Состояние расчетов с потребителями продукции на анализируемом предприятии характеризует уровень оплаты реализованной продукции 0пл.\ который рас­считывается как отношение оплаченной потребителями продукции к отгруженной продукции.

Копл. = 1 свидетельствует о полной оплате отгру­женной продукции.

Копл < 1 свидетельствует о непоступлении платежей за отгруженную продукцию.

Задолженность по оплате отгруженной продукции образует основную сумму дебиторской задолженности. Рост дебиторской задолженности характеризует изъя­тие из оборота капитала, для пополнения которого предприятие привлекает заемные средства, что часто является основной причиной неплатежеспособности.

Анализ состава и структуры выпускае­мой продук­ции

В состав товарной продукции включаются: основ­ная продукция; работы промышленного характера; то­вары народного потребления; прочая продукция,

Структура продукции отражает удельный вес от­дельных видов продукции в общем объеме. Сохранение пропорций между отдельными видами продукции ха­рактеризует.устойчивое состояние производства. Сни­жение удельного веса основных видов продукции явля­ется индикатором спада производства. Анализ кон­курентоспо­собности продукции

Резкое снижение объемов выпускаемой продукции становится одной из главных причин неплатежеспособ­ности российских предприятий. Однако снижение объе­мов продукции объясняется и низкими конкурентными качествами продукции. Поэтому анализ конкурентоспо­собности продукции должен дополнить оценку состоя­ния производства и реализации продукции.

Предприятие, производящее неконкурентоспособ­ную продукцию, обречено на снижение выручки от реализации, рост дебиторской задолженности, приво­дящие к хронической неплатежеспособности предпри­ятия, а следовательно, к угрозе банкротства. Платеже­способность предприятия находится в прямой зависи­мости от спроса на выпускаемую продукцию, опреде­ляемого ее конкур97

Оценка емко­сти рынка

Оценка доли предприятия на рынке

Оценка конкурентоспособности и рыночной при­влекательности выпускаемой продукции основывается на анализе; емкости рынка выпускаемой продукции; конкурентоспособности изделий; ассортимента выпус­каемой продукции; определения соответствия отпуск­ных цен на продукцию ее конкурентным характеристи­кам.

Оценка емкости рынка выпускаемой продукции ха­рактеризуется двумя показателями: «общая емкость рынка продукции; • доля предприятия на рынке выпускаемой продук­ции.

При проведении анализа рынка (маркетинговых ис­следований) общая емкость рынка по конкретному това­ру может быть оценена:

G^Pi + Ri+Ij-Ej + HMi-E^ + U.- •.

где С; - общая емкость рынка по i-му товару (нат. ед.);

Р; - национальное производство i-ro товара (нат. ед.);

R, - остаток 1-го товара на складах (нат, ед.);

ej- экспорт 1-го товара (нат. ед.);..-••-ч^;;у->-

I]- импорт 1-го товара (нат. ед.); >•

М, - изменение остатков 1-го товара на складах

(нат. ед.):

E0i - косвенный экспорт 1-го товара (нат. ед.);

J0j - косвенный импорт i-ro товара (нат. ед.). - -; "•-

Доля предприятия на рынке 1-го товара, которая ха­рактеризует социально-экономическую значимость про­дукции предприятия, может быть определена как: Dj-Cji/CiXlOOyo,

где djj - доля j-ro предприятия на национальном (ре­гиональном) рынке 1-го товара в (%); С, - общая емкость рынка по i-му товару (нат. ед.); Cjj - среднегодовой объем производства (мощность) 1-го товара на j-м предприятии (нат. ед.).

Анализ конкурентоспособности продукции основы­вается на понимании конкурентоспособности изделия (товара, работы) как совокупности характеристик дан­ного изделия, отличающих его от изделий-аналогов предприятий-конкурентов по степени удовлетворенияентными преимуществами и соответ­ствием цен данным преимуществам.

Конкурентоспособность выпускаемой продукции характеризуется степенью удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшей аналогичной на данном рынке.

Выпуск неконкурентоспособной продукции часто становится главной причиной остановки предприятий и появления "цепочек" неплатежей. 98

Классифика­ция сравни­ваемых пара­метров

аналогичным потребностей покупателя и по уровню за­трат на его покупку и последующую эксплуатацию.

Анализ конкурентоспособности продукции включа­ет следующие этапы,

а) анализ рыночной ситуации и выбор наиболее конкурентоспособной продукции в качестве базы для сравнения. Сравнивать конкурентоспособность можно по изделиям, входящим в один и тот же класс по техни­ческим параметрам;

б) определение перечня групп сравниваемых пара­метров по товарам-конкурентам;

в) определение значимости (удельного веса) каждо­го параметра;

г) определение сводного параметрического индекса;

д) определение интегрального показателя конкурен­тоспособности.

Сравниваемые параметры товаров-конкурентов клас­сифицируются по трем группам: технические, экономи­ческие, маркетинговые.

К техническим параметрам относятся:

1) показатели, характеризующие качество товара: назначение; производительность; надежность; безопас­ность; ремонтопригодность и т. д.;

2) нормативные показатели, характеризующие соот­ветствие стандартам, патентную чистоту и т. д.

К экономическим параметрам относятся; отпуск­ная цена; себестоимость продукции; затраты на эксплуата­цию; затраты на установку, консультирование и т. д.

К маркетинговым параметрам относятся: имидж предприятия (торговая марка), реклама, организация технического (гарантийного) обслуживания, условия платежа, сроки поставки и т. д.

В сегодняшних условиях маркетинговые характери­стики играют особую роль. Они отражают рыночную привлекательность продаваемой продукции, которая характеризуется: организацией фирменной торговой сети; стимулированием продаж путем создания систе­мы скидок (за выполнение условий по форме оплаты товара, наличие дистрибьютерного договора о продаже товара в регионе, за величину партии); организацией99

службы сервиса; эффективностью рекламной кампании и т. д.

Для определения значимости выбранных для вы­пускаемых изделий параметров используются эксперт­ные методы.

По каждой группе рассматривается параметриче­ский индекс:

Интеграль­ный показа­тель конку­рентоспособ­ности

Пример

где а/ - значимость параметра; ="-'•' '" - • •

П| - значение параметра; '.

п - число параметров данной группы.;

Интегральный показатель конкурентоспособности может рассматриваться как:. >

K-(Jm+Jn)/J-J,.. -•:''"' • -•

где JT - сводный параметрический индекс по техниче­ским показателям;

JM - сводный параметрический индекс по маркетин­говым характеристикам; ":

J9 - сводный параметрический индекс по экономиче­ским характеристикам.

В таблице № 2.15 приведен пример сравнения кон­курентных характеристик воздушного насоса НВН-ЮОБ с характеристиками базового ("идеального") изделия. За базовое принято изделие, максимально удовлетворяю­щее по своим потребительским свойствам запросы по­требителей данной продукции. Технике-экономические характеристики базового изделия были определены пу­тем опроса покупателей в результате маркетинговых исследований московского рынка данной продукции.

Значимость параметров (aj) определялась путем экс-. пертного опроса потребителей и изготовителей про- > дукции.

Анализ приведенных расчетов показывает, что по­казатель конкурентоспособности у насоса НВН-ЮОБ, произведенный на анализируемом предприятии, выше, чем у аналогичных изделий, производимых в Воронеже100

и Санкт-Петербурге. Однако данный показатель (1,25) значительно ниже показателя конкурентоспособности базового - "идеального" - изделия.

Это объясняется отсутствием на предприятиях-изготовителях проведения маркетинговой политики: методов стимулирования продаж путем применения системы скидок; наличия рекламы, обеспечивающей продвижение товара на рынках сбыта; формирования общественного мнения о предприятии-изготовителе и выпускаемом товаре. Это значительно снижает рыноч­ную привлекательность изделия НВН-100Б. которое, как показали маркетинговые исследования, имеет ста­бильный спрос. Оценка производст­венного по­тенциала предпри­ятия

Следующим логическим этапом диагностики эконо­мического состояния должна стать оценка соответствия потребляемых производственных ресурсов объемам вы­пускаемой продукции. Оцениваются производственный потенциал предприятия, эффективность и возможность его использования в целях финансового оздоровления предприятия.

В составе производственных ресурсов учитываются: персонал, внеоборотные активы, оборотные активы.

Оценка обеспеченности предприятия трудовыми ре­сурсами и их использования должна осуществляться в целях диагностики социального банкротства, которое выражается снижением численности, уровня квалифи­кации работников, заработной платы. 102

Анализ трудо­вых ресурсов и их использо­вание

Показатели обеспеченно­сти пред­приятия трудовыми ресурсами и их исполь­зование

Оценка обеспеченности предприятия трудовыми ре­сурсами включает:

• анализ динамики численности и структуры персона­ла;

• оценку соотношения темпов изменения производи­тельности труда и средней заработной платы. Снижение численности персонала - один из индика­торов финансового кризиса на предприятии. В процессе оценки необходимо сделать заключение о способности персонала участвовать в финансовом оздоровлении предприятия.

Для проведения оценки обеспеченности трудовыми ресурсами и их использования рассчитываются сле­дующие показатели:

• средняя выработка на одного работника основной деятельности;

• средняя заработная плата работников основной дея­тельности;

• уровень задолженности по заработной плате:

1^зад ~ (Ф-зИначисл ~ Ф-З-Ивыпл ) ' Ф^Ицачисл,

где Кзад - уровень задолженности перед работниками по

выплате заработной платы, %:

ФЗПВЬ1ПЛ - выплаченная заработная плата, руб. (стр. 07,

ф. № 1-Т);

ФЗПначисл - начисленная заработная плата работников

списочного и несписочного состава, руб. (стр. 03, ф. №

1-Т).

Приведенные показатели оцениваются в динамике. При этом необходимо провести сравнение средней за­работной платы работников предприятия с уровнем прожиточного минимума, со среднеотраслевой зара­ботной платой (если существует статистическая ин­формация). Уровень задолженности по заработной пла­те является индикатором социальной напряженности на предприятии. Чем ближе значение этого показателя к 1, тем ближе находится предприятие к предбанкротному состоянию. Анализ состояния и использо­вания вне­оборотных активов

Важнейшим фактором финансовой устойчивости предприятия, тесно связанным с состоянием производ­ства и видами производимой продукции, являются со­став и структура активов, а также выбор стратегии управления ими.

Оценка состояния и использования внеоборотных активов производится с целью определения:

• стоимости и структуры внеоборотных активов;

• финансовой нагрузки в виде незавершенного капи­тального строительства;

• стоимости и структуры основных средств предпри­ятия и их динамики;

• доли неиспользуемых основных средств в сопостав­лении с затратами на их содержание;

• показателей эффективности использования основ­ных средств.

Источниками информации оценки являются: форма № 1 "Баланс предприятия"; форма № 5 "Приложение к балансу", а также инвентарные карточки, акты приемки (передачи) основных средств.

В процессе оценки стоимости и структуры внеобо­ротных активов необходимо определить удельный вес внеоборотных активов в стоимости имущества; струк­туру внеоборотных активов по следующим видам:

а) нематериальные активы;

б) основные средства;

в) незавершенное строительство; „._, г) долгосрочные финансовые вложени Анализ

финансовой нагрузки

В процессе диагностики определяются: финансовая нагрузка в виде потребности в средствах на завершение капитального строительства. Для раз­работки мероприятий по финансовому оздоровлению необходимо оценить степень готовности незавер­шенных объектов и неустановленного оборудования, объем средств для завершения строительства, а так­же возможные варианты использования незавершен­ного строительства;

доходность долгосрочных финансовых вложений предприятия. Анализ финансового состояния непла­тежеспособных предприятий показывает, что долго­срочные финансовые вложения, как правило, прак­тически неликвидны. Однако дочерние фирмы пред­приятия, акциями которых владеет предприятие-должник, могут рассматриваться как источник до­полнительного финансирования при реализации ме­роприятий по восстановлению платежеспособности.я. тивам _____

Классифи­кация основных средств

При оценке стоимости и структуры основных средств неплатежеспособного предприятия необходимо провести ряд классификаций с целью разработки мер по их дальнейшему использованию при финансовом оздо­ровлении предприятия.

Классификация основных средств может прово­диться по схеме, представленной на рис. 2.1.

Для проведения такой классификации необходимо проведение дополнительного анализа основных средств на основе данных оперативного учета. Выводы о вари­антах использования основных средств могут стать ве­сомой частью плана финансового оздоровления пред­приятия. 106

j Основные средства

Основные производственные фонды

I Непроизводственные i | основные фонды j

Используемые в производстве

Неиспользуемые в производстве

.1

} Используемые | в рентабельном 1 производстве

Используемые

в нерентабельном

производстве

Степень загрузки велика

Степень загрузки мала

| Списание, утилизация i по причине полного! износа

Готовы к продаже)   | Сдаются! | в аренду |   Ремонт, ] (модернизация]  

Рис. 2.1. Классификация основных средств при оценке их состояния

/АНЯ ПИЧ

гъпа пл Состояние и движение основных средств предпри- состояния ятия характеризуют следующие показатели:

а) коэффициент износа основных средств - отноше­ние начисленного износа к первоначальной стоимости основных средств;

б) коэффициент обновления основных средств;

в) коэффициент выбытия основных средств.

Основным показателем эффективности использова­ния основных средств является показатель фопдоот-дачи, который характеризует объем продукции, полу­ченный с одного рубля основных средств. Показатель фондоотдачи часто характеризуют как коэффициент оборачиваемости основных средств.

и движения основных средств предприятия Пример

Все обследованные неплатежеспособные предпри­ятия имели очень низкий уровень фондоотдачи. В таблице № 2.17 приводится динамика показателя фон­доотдачи карандашной фабрики "Рассвет".

Таблица 2.17 Динамика показателя фондоотдачи

Показатели   до 1995 г   на 0104.96   на 01. 07.96   на 01.10.96  
Выручка от реализа­ции продукции (без НДС), тыс. руб.          
Остаточная стои­мость основных средств, тыс. руб.          
Фондоотдача, руб./руб.   0,76   0,02   0,05   0,18  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: