Внешние и внутренние факторы, влияющие на фи-нансово-экономиче-ское состояние предприятия
Финансовое состояние предприятия рассматривается как результат взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений внутри предприятия и определяется всей совокупностью производственно-хозяйственных факторов. Действие каждого из факторов может являться основой для выводов о возможностях финансового оздоровления предприятия.
Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом в системе антикризисных процедур, наиболее важным представляется деление факторов на внешние и внутренние.
Первые не зависят от организации работы самого предприятия, их изменение не подвластно воле предприятия. К таким факторам относятся: изменение системы налогообложения, рост тарифов на энергоносители, транспортные перевозки и содержание социальных объектов предприятия.
Вторые напрямую зависят от уровня антикризисного менеджмента на предприятии и являются основой для определения внутренних резервов восстановления платежеспособности.
|
|
Предлагаемый подход к диагностике финансового состояния основан на последовательной оценке действия внутренних и внешних факторов, определяющих глубину финансового кризиса, выбор и перспективность применения методов финансового оздоровления. Диагностика финансового состояния осуществляется в следующей логической последовательности: 91
Анализ состояния производства и реализации продукции
• состояние реализации и производства продукции; «состав и структура выпускаемой продукции;
• конкурентоспособность продукции;
• наличие и эффективность использования производственных ресурсов;
• оценка финансового результата деятельности;
• финансовое состояние предприятия и его финансовая устойчивость;
• эффективность управления финансовыми ресурсами.
Такой методологический подход к диагностике несостоятельности предприятия позволяет установить причины, степень глубины кризиса и возможность повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления.
Определяющей характеристикой состоятельности предприятия является способность производить и продавать продукцию. Эта способность характеризуется объемом продукции, произведенной и реализованной в отчетном периоде.
Состояние производства и реализации продукции, структура и динамика выпускаемой продукции являются главными факторами, определяющими экономическую устойчивость предприятия. Диагностика финансово-экономического состояния должна начинаться с анализа производства и реализации продукции, определяющих стабильность получения выручки - основного источника платежа по обязательствам предприятия.
|
|
Наличие производства и реализации продукции свидетельствует о жизнеспособности предприятия. Сохраняя производство, предприятие поддерживает в рабочем состоянии оборудование, технологию, коммуникации. Не рвутся связи с поставщиками и покупателями. В условиях кризиса производство может быть нерентабельным. Но сохранение производства является первой задачей в условиях неплатежеспособности предприятия.
Оценка состояния производства и реализации продукции предприятия включает изучение: динамики производства и реализации продукции; устойчивости ее-
производства и сбыта; состояния расчетов с потребителями продукции; состава и структуры выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности.
В современных условиях хозяйствования предприятия самостоятельно выбирают метод учета выручки от реализации продукции при принятии учетной политики:
• по мере оплаты продукции, поступающей на расчетный счет или в кассу предприятия;
• по отгрузке товаров и предъявлению расчетных документов предприятию.
Динамика изменения объемов производства и реализации продукции оценивается на основе индексов изменения объемных показателей. Базой для сравнения являются показатели объема и реализации продукции аналогичного периода прошлого года, которые приводятся в форме № 2 бухгалтерской отчетности и в форме № 1-п статистической отчетности.
На основе анализа индексов изменения объема производства и реализации продукции и сравнения их с индексом инфляции по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (Тинфл) можно сделать выводы:
• о динамичном состоянии производства, если JTO >
-1инфл Vpn •'инфдЛ
• о стабильном состоянии производства, если тш =
«•инфл \Jpn ~ •'инфл.Ь
• о состоянии спада производства, если)тп < ]w$a
Vpn -'инфл/-
Устойчивое состояние производства и реализации продукции характеризуется одинаковыми темпами изменения объемов товарной и реализованной продукции и устойчивым соотношением их абсолютных величин. Значительное отклонение в темпах изменения объемных показателей служит индикатором сбоя в производственном процессе или системе сбыта продукции, что может являться основной причиной неплатежеспособности.
Превышение объема товарной продукции над объемом реализации продукции свидетельствует о проблемах сбыта на предприятии. Индикатором этого явления являются увеличивающиеся запасы готовой продукции на складе. 93
Превышение объема реализованной продукции над товарной свидетельствует о снижении остатков готовой продукции на складе, об активизации маркетинговой политики или о повышении платежеспособного спроса на выпускаемую продукцию.
Состояние расчетов с потребителями продукции на анализируемом предприятии характеризует уровень оплаты реализованной продукции (К0пл.\ который рассчитывается как отношение оплаченной потребителями продукции к отгруженной продукции.
Копл. = 1 свидетельствует о полной оплате отгруженной продукции.
Копл < 1 свидетельствует о непоступлении платежей за отгруженную продукцию.
Задолженность по оплате отгруженной продукции образует основную сумму дебиторской задолженности. Рост дебиторской задолженности характеризует изъятие из оборота капитала, для пополнения которого предприятие привлекает заемные средства, что часто является основной причиной неплатежеспособности.
Анализ состава и структуры выпускаемой продукции
В состав товарной продукции включаются: основная продукция; работы промышленного характера; товары народного потребления; прочая продукция,
|
|
Структура продукции отражает удельный вес отдельных видов продукции в общем объеме. Сохранение пропорций между отдельными видами продукции характеризует.устойчивое состояние производства. Снижение удельного веса основных видов продукции является индикатором спада производства. Анализ конкурентоспособности продукции
Резкое снижение объемов выпускаемой продукции становится одной из главных причин неплатежеспособности российских предприятий. Однако снижение объемов продукции объясняется и низкими конкурентными качествами продукции. Поэтому анализ конкурентоспособности продукции должен дополнить оценку состояния производства и реализации продукции.
Предприятие, производящее неконкурентоспособную продукцию, обречено на снижение выручки от реализации, рост дебиторской задолженности, приводящие к хронической неплатежеспособности предприятия, а следовательно, к угрозе банкротства. Платежеспособность предприятия находится в прямой зависимости от спроса на выпускаемую продукцию, определяемого ее конкур97
Оценка емкости рынка
Оценка доли предприятия на рынке
Оценка конкурентоспособности и рыночной привлекательности выпускаемой продукции основывается на анализе; емкости рынка выпускаемой продукции; конкурентоспособности изделий; ассортимента выпускаемой продукции; определения соответствия отпускных цен на продукцию ее конкурентным характеристикам.
Оценка емкости рынка выпускаемой продукции характеризуется двумя показателями: «общая емкость рынка продукции; • доля предприятия на рынке выпускаемой продукции.
При проведении анализа рынка (маркетинговых исследований) общая емкость рынка по конкретному товару может быть оценена:
G^Pi + Ri+Ij-Ej + HMi-E^ + U.- •.
где С; - общая емкость рынка по i-му товару (нат. ед.);
Р; - национальное производство i-ro товара (нат. ед.);
R, - остаток 1-го товара на складах (нат, ед.);
ej- экспорт 1-го товара (нат. ед.);..-••-ч^;;у->-
I]- импорт 1-го товара (нат. ед.); >•
М, - изменение остатков 1-го товара на складах
|
|
(нат. ед.):
E0i - косвенный экспорт 1-го товара (нат. ед.);
J0j - косвенный импорт i-ro товара (нат. ед.). - -; "•-
Доля предприятия на рынке 1-го товара, которая характеризует социально-экономическую значимость продукции предприятия, может быть определена как: Dj-Cji/CiXlOOyo,
где djj - доля j-ro предприятия на национальном (региональном) рынке 1-го товара в (%); С, - общая емкость рынка по i-му товару (нат. ед.); Cjj - среднегодовой объем производства (мощность) 1-го товара на j-м предприятии (нат. ед.).
Анализ конкурентоспособности продукции основывается на понимании конкурентоспособности изделия (товара, работы) как совокупности характеристик данного изделия, отличающих его от изделий-аналогов предприятий-конкурентов по степени удовлетворенияентными преимуществами и соответствием цен данным преимуществам.
Конкурентоспособность выпускаемой продукции характеризуется степенью удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшей аналогичной на данном рынке.
Выпуск неконкурентоспособной продукции часто становится главной причиной остановки предприятий и появления "цепочек" неплатежей. 98
Классификация сравниваемых параметров
аналогичным потребностей покупателя и по уровню затрат на его покупку и последующую эксплуатацию.
Анализ конкурентоспособности продукции включает следующие этапы,
а) анализ рыночной ситуации и выбор наиболее конкурентоспособной продукции в качестве базы для сравнения. Сравнивать конкурентоспособность можно по изделиям, входящим в один и тот же класс по техническим параметрам;
б) определение перечня групп сравниваемых параметров по товарам-конкурентам;
в) определение значимости (удельного веса) каждого параметра;
г) определение сводного параметрического индекса;
д) определение интегрального показателя конкурентоспособности.
Сравниваемые параметры товаров-конкурентов классифицируются по трем группам: технические, экономические, маркетинговые.
К техническим параметрам относятся:
1) показатели, характеризующие качество товара: назначение; производительность; надежность; безопасность; ремонтопригодность и т. д.;
2) нормативные показатели, характеризующие соответствие стандартам, патентную чистоту и т. д.
К экономическим параметрам относятся; отпускная цена; себестоимость продукции; затраты на эксплуатацию; затраты на установку, консультирование и т. д.
К маркетинговым параметрам относятся: имидж предприятия (торговая марка), реклама, организация технического (гарантийного) обслуживания, условия платежа, сроки поставки и т. д.
В сегодняшних условиях маркетинговые характеристики играют особую роль. Они отражают рыночную привлекательность продаваемой продукции, которая характеризуется: организацией фирменной торговой сети; стимулированием продаж путем создания системы скидок (за выполнение условий по форме оплаты товара, наличие дистрибьютерного договора о продаже товара в регионе, за величину партии); организацией99
службы сервиса; эффективностью рекламной кампании и т. д.
Для определения значимости выбранных для выпускаемых изделий параметров используются экспертные методы.
По каждой группе рассматривается параметрический индекс:
Интегральный показатель конкурентоспособности
Пример
где а/ - значимость параметра; ="-'•' '" - • •
П| - значение параметра; '.
п - число параметров данной группы.;
Интегральный показатель конкурентоспособности может рассматриваться как:. >
K-(Jm+Jn)/J-J,.. -•:''"' • -•
где JT - сводный параметрический индекс по техническим показателям;
JM - сводный параметрический индекс по маркетинговым характеристикам; ":
J9 - сводный параметрический индекс по экономическим характеристикам.
В таблице № 2.15 приведен пример сравнения конкурентных характеристик воздушного насоса НВН-ЮОБ с характеристиками базового ("идеального") изделия. За базовое принято изделие, максимально удовлетворяющее по своим потребительским свойствам запросы потребителей данной продукции. Технике-экономические характеристики базового изделия были определены путем опроса покупателей в результате маркетинговых исследований московского рынка данной продукции.
Значимость параметров (aj) определялась путем экс-. пертного опроса потребителей и изготовителей про- > дукции.
Анализ приведенных расчетов показывает, что показатель конкурентоспособности у насоса НВН-ЮОБ, произведенный на анализируемом предприятии, выше, чем у аналогичных изделий, производимых в Воронеже100
и Санкт-Петербурге. Однако данный показатель (1,25) значительно ниже показателя конкурентоспособности базового - "идеального" - изделия.
Это объясняется отсутствием на предприятиях-изготовителях проведения маркетинговой политики: методов стимулирования продаж путем применения системы скидок; наличия рекламы, обеспечивающей продвижение товара на рынках сбыта; формирования общественного мнения о предприятии-изготовителе и выпускаемом товаре. Это значительно снижает рыночную привлекательность изделия НВН-100Б. которое, как показали маркетинговые исследования, имеет стабильный спрос. Оценка производственного потенциала предприятия
Следующим логическим этапом диагностики экономического состояния должна стать оценка соответствия потребляемых производственных ресурсов объемам выпускаемой продукции. Оцениваются производственный потенциал предприятия, эффективность и возможность его использования в целях финансового оздоровления предприятия.
В составе производственных ресурсов учитываются: персонал, внеоборотные активы, оборотные активы.
Оценка обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и их использования должна осуществляться в целях диагностики социального банкротства, которое выражается снижением численности, уровня квалификации работников, заработной платы. 102
Анализ трудовых ресурсов и их использование
Показатели обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и их использование
Оценка обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами включает:
• анализ динамики численности и структуры персонала;
• оценку соотношения темпов изменения производительности труда и средней заработной платы. Снижение численности персонала - один из индикаторов финансового кризиса на предприятии. В процессе оценки необходимо сделать заключение о способности персонала участвовать в финансовом оздоровлении предприятия.
Для проведения оценки обеспеченности трудовыми ресурсами и их использования рассчитываются следующие показатели:
• средняя выработка на одного работника основной деятельности;
• средняя заработная плата работников основной деятельности;
• уровень задолженности по заработной плате:
1^зад ~ (Ф-зИначисл ~ Ф-З-Ивыпл ) ' Ф^Ицачисл,
где Кзад - уровень задолженности перед работниками по
выплате заработной платы, %:
ФЗПВЬ1ПЛ - выплаченная заработная плата, руб. (стр. 07,
ф. № 1-Т);
ФЗПначисл - начисленная заработная плата работников
списочного и несписочного состава, руб. (стр. 03, ф. №
1-Т).
Приведенные показатели оцениваются в динамике. При этом необходимо провести сравнение средней заработной платы работников предприятия с уровнем прожиточного минимума, со среднеотраслевой заработной платой (если существует статистическая информация). Уровень задолженности по заработной плате является индикатором социальной напряженности на предприятии. Чем ближе значение этого показателя к 1, тем ближе находится предприятие к предбанкротному состоянию. Анализ состояния и использования внеоборотных активов
Важнейшим фактором финансовой устойчивости предприятия, тесно связанным с состоянием производства и видами производимой продукции, являются состав и структура активов, а также выбор стратегии управления ими.
Оценка состояния и использования внеоборотных активов производится с целью определения:
• стоимости и структуры внеоборотных активов;
• финансовой нагрузки в виде незавершенного капитального строительства;
• стоимости и структуры основных средств предприятия и их динамики;
• доли неиспользуемых основных средств в сопоставлении с затратами на их содержание;
• показателей эффективности использования основных средств.
Источниками информации оценки являются: форма № 1 "Баланс предприятия"; форма № 5 "Приложение к балансу", а также инвентарные карточки, акты приемки (передачи) основных средств.
В процессе оценки стоимости и структуры внеоборотных активов необходимо определить удельный вес внеоборотных активов в стоимости имущества; структуру внеоборотных активов по следующим видам:
а) нематериальные активы;
б) основные средства;
в) незавершенное строительство; „._, г) долгосрочные финансовые вложени Анализ
финансовой нагрузки
В процессе диагностики определяются: финансовая нагрузка в виде потребности в средствах на завершение капитального строительства. Для разработки мероприятий по финансовому оздоровлению необходимо оценить степень готовности незавершенных объектов и неустановленного оборудования, объем средств для завершения строительства, а также возможные варианты использования незавершенного строительства;
доходность долгосрочных финансовых вложений предприятия. Анализ финансового состояния неплатежеспособных предприятий показывает, что долгосрочные финансовые вложения, как правило, практически неликвидны. Однако дочерние фирмы предприятия, акциями которых владеет предприятие-должник, могут рассматриваться как источник дополнительного финансирования при реализации мероприятий по восстановлению платежеспособности.я. тивам _____
Классификация основных средств
При оценке стоимости и структуры основных средств неплатежеспособного предприятия необходимо провести ряд классификаций с целью разработки мер по их дальнейшему использованию при финансовом оздоровлении предприятия.
Классификация основных средств может проводиться по схеме, представленной на рис. 2.1.
Для проведения такой классификации необходимо проведение дополнительного анализа основных средств на основе данных оперативного учета. Выводы о вариантах использования основных средств могут стать весомой частью плана финансового оздоровления предприятия. 106
j Основные средства
Основные производственные фонды
I Непроизводственные i | основные фонды j
Используемые в производстве
Неиспользуемые в производстве
.1
} Используемые | в рентабельном 1 производстве
Используемые
в нерентабельном
производстве
Степень загрузки велика
Степень загрузки мала
| Списание, утилизация i по причине полного! износа
Готовы к продаже) | | Сдаются! | в аренду | | Ремонт, ] (модернизация] |
Рис. 2.1. Классификация основных средств при оценке их состояния
/АНЯ ПИЧ
гъпа пл Состояние и движение основных средств предпри- состояния ятия характеризуют следующие показатели:
а) коэффициент износа основных средств - отношение начисленного износа к первоначальной стоимости основных средств;
б) коэффициент обновления основных средств;
в) коэффициент выбытия основных средств.
Основным показателем эффективности использования основных средств является показатель фопдоот-дачи, который характеризует объем продукции, полученный с одного рубля основных средств. Показатель фондоотдачи часто характеризуют как коэффициент оборачиваемости основных средств.
и движения основных средств предприятия Пример
Все обследованные неплатежеспособные предприятия имели очень низкий уровень фондоотдачи. В таблице № 2.17 приводится динамика показателя фондоотдачи карандашной фабрики "Рассвет".
Таблица 2.17 Динамика показателя фондоотдачи
Показатели | до 1995 г | на 0104.96 | на 01. 07.96 | на 01.10.96 |
Выручка от реализации продукции (без НДС), тыс. руб. | ||||
Остаточная стоимость основных средств, тыс. руб. | ||||
Фондоотдача, руб./руб. | 0,76 | 0,02 | 0,05 | 0,18 |