Сторонники абортов признают единственный критерий - критерий реакции на раздражители, понимаемой в узком смысле как способность ощущать удовольствие и боль, приятное и неприятное

Вопрос о моральном статусе человеческого плода.

С учетом данного критерия оказывается воз­можным установить существенное с моральной точки зрения различие между ранним и поздним прерыванием беременности. Тем периодом, как утверждают многие авторы, когда формируется реакция плода на раздражители, следует считать второй триместр беременности (3-6 ме­сяцев). Исходя из этого, сторонники абортов считают допустимыми с моральной точки зрения аборты на ранних сроках.

Противники абортов считают данный критерий не абсолютным. Доказательством относительности этого критерия могут считаться эмбриологические данные. Сердцебиение возникает у плода на 18-й день после зачатия, на 21-й день у него появляется замкнутая система кровообращения, на 40-й день можно обнаружить электрические импульсы головного мозга, на 6-7 неделе плод начинает самостоятельно двигаться. В 8 недель он начинает сосать палец, в 11-12 недель он активно дышит в околоплодных водах и т.д. При этом отождествление понятий “эмбрион” и “человек” считают некорректным.

По всей видимости, как всегда истина находиться посредине. Большинство авторов склоняются к положению, что человеческий эмбрион обладает особым онтологическим статусом: он – “потенциальный человек”. Особый онтологический статус эмбриона определяет и его особый моральный статус. На любой стадии своего развития эмбрион является носителем человеческого достоинства. И поэтому любые действия по отношению к нему подлежат моральным оценкам.

И все же, по-видимому, такие споры не самое главное. Нужно искать прак­тическое решение действительно сложной и внутренне противоречивой проблемы абортов.

Причем это решение, по всей видимости, не в запрете или ограничении абортов. К сожалению, печальная традиция использования аборта в качестве инструмента для политических игр и спекуляций сохраняется и у нас в России, и, особенно, в со­временных странах Восточной Европы. Еще более усложняет проблему то, что в орбиту абортных спекуляций оказываются втянутыми различные конфессии Христианской Церкви. Таким вниманием к абортам тради­ционно отличается Римская Католическая Церковь. В последнее время к антиабортному движению присоединилась и Российская Православная Церковь. Усилиями Римской Католической Церкви аборты в Польше были запрещены. Можно предсказать, что этот шаг стал чрезвычайно эффекти­вен, но только для стимулирования польской национальной индустрии подпольных абортов и «абортного туризма» в соседние страны с более либеральным абортным законодательством. Уже сейчас абортный туризм из Польши стал реальным социальным явлением в приграничных с Польшей областях России и Белоруссии. По поводу абортов заметим, что даже Церковь не может задержать процесс изменения социальной жизни общества и его неот­вратимые последствия - переход от многодетной к малодетной семье.

Стремясь запретить аборты, очень мало говориться об эф­фективной контрацепции, как о заместителе абортов. А православная церковь и другие конфессии выступают против многих видов существующей на сегодня контрацепции.

Кратко остановимся на проблеме контрацепции и стерилизации как эффективных формах предупреждения искусственных абортов. Доказано, что широкое применение контрацепции снижает количество абортов в разы.

Существующие на сегодня методы контрацепции можно разделить условно на две группы. Первая включает ритмический метод, температурный, прерванный половой акт, механические и химические средства с локальным действием. Использование этих методов в строго ограниченных рамках возможно, по мнению Христианской, в том числе Православной церкви.

Вторая группа гормональная или оральная контрацепция, внутриматочные средства являются наиболее эффективными, и против их использования категорически выступает церковь.

Основными доводами противников контрацепции, в том числе стерилизации можно считать:

1. Постоянное прибегание к контрацепции аморально, так как одна из целей супружества является рождение ребенка

2. Контрацепция аморальна, так как способствует блуду и прелюбодеянию.

3. Методы второй группы относятся по механизму к абортным, т.е. предотвращают имплантацию эмбриона в матку, вызывают искусственную гибель эмбриона, который уже имеет право на жизнь.

Противоположная точка зрения по распространению контрацепции, как эффективного метода борьбы с абортами, получила свое развитие в рамках реализации программ Международной федерации планирования семьи, созданной в 1952г, и имеющей представительство более, чем в 130 странах мира, в том числе и в России. Основными идеями этой международной организации являются рождение только желанных детей, право супругов на свободный выбор метода планирования семьи, аборт не может рассматриваться как метод планирования семьи.




double arrow
Сейчас читают про: