Евгеника

Термин "евгеника" предложен в 1883г. Френсисом Гальтоном, кузеном Ч.Дарвина, который известен также благодаря многим научным открытиям, например методу идентификации личности путем сличения отпечатков пальцев. По Гальтону,

Ев­геника призвана разрабатывать методы социального контроля, которые "могут исправить или улучшить расовые качества бу­дущих поколений, как физические, так и интеллектуальные". По мнению сторонников евгеники, общество за счет раз­вития медицины, социальной поддержки инвалидов и других "искусственных" мер улучшения качества жизни ослабило дей­ствие естественного отбора, в результате чего возникла опас­ность расового вырождения. "Субнормальные" индивиды, уча­ствуя в размножении, "засоряют" так называемый "генофонд нации" недоброкачественными генами.

Евгенические методы направлены на то, чтобы остановить генетическое вырождение населения.

Различают " негативную" и "позитивную" евгенику.

Негативная евгеника должна приостановить передачу по на­следству "субнормальных" генов. Исторически излюбленным объектом нега­тивной евгеники являлись алкоголики, психиатрические боль­ные, наркоманы, сифилитики, уголовники, "половые извра­щенцы" и т.д.

Первый закон о принудительной стерилизации был при­нят в США в штате Индиана в 1907 году. Он разрешал ее по ге­нетическим основаниям. Подобные законы потом были при­няты еще почти в тридцати штатах. Всего до Второй, мировой войны в США было зарегистрировано около 50 тыс. случаев принудительной стерилизации.

Идеи евгеники оказали очень существенное влияние на формирование фашистской расовой теории. На­цистскими специалистами в области евгеники было введено понятие "генетическое здоровье нации", был принят "Закон о защите по­томства от генетических заболеваний", применение которого привело к более чем 350 тыс. случаев насильственной стерили­зации. Генетическое консультирование в нацистской Герма­нии было обязательным условием для получения разрешения на вступление в брак.

Позитивная евгеника ставит своей задачей обеспечить преимущества (например финансо­вые) для воспроизводства наиболее физически или интеллекту­ально одаренных. В последние годы евгеника как форма государственной политики получила развитие в Сингапуре. С 1982 года в этой стране действует особая программа, стимулирующая плодови­тость образованных женщин и ограничивающая ее среди необ­разованных. Евгеника как составная часть генетики человека активно развивалась в нашей стране до начала 30-х годов такими крупными учеными, как Н.К. Кольцов, А.С. Серебровский, Ю.А. Филипченко. Однако в СССР евгеника никогда не была частью государственной политики. Более того, в конце 20-х го­дов она попала под пресс идеологического давления и вскоре оказалась под запретом.

В настоящее время нельзя сказать, что евгеническая идео­логия совершенно чужда российскому общественному мне­нию. Хотя термин "евгеника" практически не используется, но ее идеи достаточно отчетливо звучат в суждениях идеологов и политиков, отдающих приоритет интересам "генофонда" на­ции в сравнении с интересами отдельных индивидов.

Улучшение здоровья населения, в том числе и путем сни­жения концентрации генов, детерминирующих развитие тяже­лой патологии, можно считать морально оправданной целью здравоохранения.

Неприемлемы с моральной точки зрения на­сильственные средства для реализации подобных целей, что имело место в практике американских и немецких евгеников в первой половине XX века.

Итак, в заключении

Общими этическими нормами в области генетики можно назвать следующие:

· медико-генетическая помощь должна быть правом каждого человека и соответствующим образом должна быть гарантированна государством.

· необходимо обеспечение конфиденциальности генетической информации, свободы лич­ного выбора граждан, защиты лиц с ограниченной дееспособ­ностью.

запрет на использование генетической ин­формации в качестве основания для расовой, этнической, эко­номической, политической или иной дискриминации граждан.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: