Общение, его структура, функции

Сам термин «общение» не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии. Иногда его употребляют как синоним «коммуникация», хотя он и не вполне эквивалентен этому английскому термину. В общении реализуются и общественные, и межличностные отношения. И не только эмоциональное (межличностное, но и обезличностные (общественные)). А поэтому такое толкование общения требует определённого «построения» систему его связей.

Вне общения не может быть человеческого общества. Общение выступает как основа цементирования индивидов и способ развития самих индивидов. Учитывая это, Антуан Де Сент-Экзюпери нарисовал психологический образ общения, как единственную роскошь, которая есть у человека.

Общение – это, безусловно, спутник человеческой истории.

Формы общения исторически менялись, они обусловлены различными факторами, и в различных науках – социологии, языкознании, этнографии изучается его специфика в зависимости от предмета науки. Но в главном, что объединяет эти подходы то, что они связывают общение с деятельностью.

Для того чтобы общение было эффективным, необходимо, чтобы коммуникативная сторона общения опиралась на единую систему символов в передаче информации. В интерактивной стороне общения могут присутствовать различные направления – кооперация, конкуренция, согласие, приспособление, ассоциация, но все они должны вести процесс общения к взаимопониманию.

Перцептивная сторона – «это зеркало общения», которое отражает реально процесс взаимодействия людей.

Вышеназванные стороны общения являются основными функциями общения. Хотя психологи выделяют и другие.

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении выделяются и реализуются социальные отношения людей.

В структуре общения выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например нужно согласовать действия между людьми, распределить функции или повлиять на настроение, поведение; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнёрами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

К средствам общения относятся:

1. Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребления едины для всех говорящих на данном языке. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой, личностный «субъективный» смысл – поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми или экспрессивными (служить для большей выразительности речи).

Стратегии, тактики, виды общения.

Стратегии общения:

1. открытое-закрытое общение;

2. монологическое-диалогическое;

3. ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»).

Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение – нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, своё отношение, информацию. использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность позиций.

Выделяют следующие виды общения:

1. «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрытьь истинные эмоции. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задерживали» друг друга без надобности, «отгородиться» от собеседника.

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – «оттолкнут».

3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное, межличностное общество друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймёт вас по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, отношение.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приёмы (лесть, запугивающие, обман и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Кодекс светского общения: 1) вежливость, такт – «соблюдай интересы другого»; 2) одобрение, согласие – «избегай возражений»; 3) симпатии – «будь приветлив».

Тактика общения – реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знаниями правил общения. Техника общения – совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений выслушать.

ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника.

В структуру речевого общения входит язык.

1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность произношения звуков, правильность построения фразы и её доходчивость, выразительность и смысл интонации.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шёпот, вздохи и др.; разделительные звуки – это кашель, а также звуки назализации – «хм-хм», «э-э-э» и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53%. Невербальные средства общения изучают следующие науки:

1. Кинестика изучает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций; мимика – изучает движение мышц лица, жестика – исследует жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.

2. Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживание, отталкивание и т.д.

3. Проксемика исследует расположение в пространстве при общении: выделяет следующие зоны дистанции в человеческом контакте;

- интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечёт определённые физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр.;

- личная или персональная зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально зрительный контакт между партнёрами, поддерживающими разговор;

- социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают;

- публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и прочее.

Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Мимика – движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесённые слова. Она может усиливать, дополнять или опровергать смысл фраз. Замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжёт), если его глаза встречаются с глазами партнёра менее 1/3 времени разговора.

По своей специфики взгляд может быть: деловой, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьёзной атмосферы делового партнёрства; светский – когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ), это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения; интимный – когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица.

Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса – говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, страх, любовь и т.д.

Причём, легче всего распознаются положительные эмоции. Научно доказано, что основную познавательную нагрузку несут брови и губы. Левая сторона лица гораздо чаще выдаёт эмоции человека; это вызвано тем, что правое полушарие, контролирующее эмоциональную жизнь человека, отвечает за левую сторону лица.

Жесты при общении несут много информации, в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на 5 групп:

1. Жесты – иллюстраторы – это жесты сообщения: указатели (указывающий перст), пиктографы, т.е. образные картины изображения (вот такого размера и конфигураций); кинетографы – движение телом; жесты – «биты» (жесты – «отмашки»); идеографы, т.е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.

2. Жесты – регуляторы – это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.

3. Жесты-эмблемы – это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки по манере рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях – «здравствуйте», а поднятые над головой – «до свидания».

4. Жесты-адаптаторы – это специфические привычки человека, связанные с движением рук. Это могут быть: а) почёсывания, подёргивание отдельных частей тела; б) касания, пошлёпывания партнёра; в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица).

5. Жесты-аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определённые эмоции.

Существуют и микрожесты: движение глаз, покраснение щёк, подёргивание губ и пр.

При общении часто возникают следующие виды жестов:

- жесты оценки – почёсывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание;

- жесты уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;

- жесты нервозности и неуверенности – переплетённые пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами;

- жесты самоконтроля – руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую;

- жесты ожидания – потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

- жесты отрицания – сложение руки на груди; отклонённый назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;

- жесты расположения – прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику;

- жесты доминирования – жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;

- жесты неискренности – жест «прикрытие рукой рта», «прикосновение к носу», как более утончённая форма прикрытия рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чём-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегущий взгляд» и др.;

Умение понимать популярные жесты (собственности, ухаживания, курения, зеркальные жесты, жесты-поклоны и др.) позволит лучше разбираться и понимать людей, поможет при налаживании контактов и общении.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. потребность в общении побуждает человека вступить в контакт с другими людьми;

2. ориентировка в целях общения, в ситуации общения;

3. ориентировка в личности собеседника;

4. планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что скажет;

5. бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести;

6. восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;

7. корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удаётся добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: