Способ создания и форма существования

Классификация норм международною права

Этот период связан с развитием международных отношений феодальных государств в процессе их образования, преодоления раздроб­ленности, возникновения крупных феодальных сословных мо­нархий, а также с началом формирования абсолютистских го­сударств.

Практика выработала определенные типы договоров: о мире, союзные, о взаимной помощи, границах, арбитраже, торговле, о праве вступать в брак с иностранцами, о нейтралитете и др. Договорная практика древних государств способствовала фор­мированию правила pacta sunt servanda - договоры должны соблюдаться.

Законы и обычаи войны (ее объявление, правила ведения, отношение воюющих к побежденным и их имуществу) форми­ровались под влиянием ничем не ограниченного произвола сильного. Считалось, что проигравшие войну попадали в пол­ную зависимость от победителя. Последний обращал в рабство побежденных, захватывал их имущество, убивал тех, кого не хотел уводить в плен, накладывал на мирное население дань или контрибуцию. Обычной нормой у хеттов и ассирийцев было насильственное переселение побежденных народов, мас­совое убийство мирного населения, разграбление покоренных населенных пунктов. Как отмечал И.И. Лукашук, в древнеин­дийской Артхашастре (IV—III вв. до н.э.) было указано, что мирные договоры «должны заключаться с равными или более сильными королями, а на слабого короля надо нападать»2.

В то же время и в эпоху рабовладельческого строя предпри­нимались первые попытки упорядочить ведение войны, подчи­нить ее общим правилам и нормам. Платон советовал прави­телям в международных делах проявлять умеренность, избе­гать ненужных войн, стремиться к «вечному миру». Цицерон полагал, что весь мир представляет как бы «одно государство людей и богов» и делил войны на справедливые и несправед­ливые. Все чаще признавалось, что война всегда должна начи­наться с предварительного уведомления.

Нормы войны в Индии во второй половине I тысячелетия до н.э. и в первые века н.э. уже содержали попытки упорядо­чить в виде закона и гуманизировать ведение войны. Так, в законах Ману подчеркивалось, что война является крайним средством разрешения споров, когда исчерпаны все мирные воз­можности. В отношении ведения военных действий и приме­нения оружия в законах Ману существовали многочисленные ограничения. Считалось недопустимым убивать стариков, де­тей и женщин, а также парламентеров и сдавшихся в плен. Не подлежали захвату и разрушению храмы и другие культовые сооружения.

Древние индусы различали репрессалии и собственно вой­ну. Началу ее должно было предшествовать предъявление уль­тиматума. Только после этого следовало официальное объяв­ление войны. Оно влекло за собой разрыв регулярных дипло­матических отношений, но не исключало обмена специальны­ми миссиями. Договоры, заключенные до войны, переставали действовать. Подданные воюющих сторон лишались права «дру­жественной защиты». Торговля с ними и другие формы сноше­ний рассматривались как враждебный акт. Подданных про­тивной стороны, поскольку они оказывались лишенными пра­вовой защиты, можно было брать в плен и даже убивать. Их имущество могло быть конфисковано, а дома разрушены.

Законы Египта и Индии также запрещали всякие сноше­ния с иностранцами, которые считались врагами и не имели никаких прав. Описанная картина была характерна и для древ­них государств, расположенных на территории современного Китая.

Что касается права войны, Ю.Я. Баскин и Д.И. Фельдман обращают внимание, что древние греки уже различали нейтра­литет (мог иметь место только во время войны и касался внешних отношений) и невмешательство (могло иметь место как во время войны, так и в мирное время)1.

Религиозная окраска права войны была распространена в Древнем Риме. Ведение войны считалось справедливым делом, так как служило на пользу Рима, и поэтому было угодно бо­гам. В связи с этим тщательно разработанная в Риме процеду­ра объявления войны основывалась на обращении к богам в качестве свидетелей открытия военных действий.

Зарождавшийся институт права международных догово­ров имел религиозный характер. Его важным элементом была религиозная клятва. Она включала торжественное обещание, священный обет соблюдать договор и призыв к божеству вме­шаться в случае его нарушения. Считалось, что боги как бы незримо присутствовали при заключении договоров и станови­лись их участниками, и это должно было содействовать выпол­нению соглашения. Нарушение договора рассматривалось как клятвопреступление. Помимо клятвы заключение договора со­провождалось обрядом жертвоприношения. Международные договоры обеспечивались также обменом заложников. (Батый- Александр Невскимй)

Для решения внешнеполитических задач стали направляться послы и даже учреждаться посольства. Послы пользовались покровительством фараонов и царей и в период выполнения своей миссии рассматривались в качестве неприкосновенных.

Правовая защита иностранцев в определенной мере скла­дывалась под влиянием обязательств, вытекающих из между­народных договоров. В отношениях между древнегреческими городами на взаимных началах стал утверждаться институт проксении - защиты интересов иностранца специально упол­номоченными на то лицами. Проксены пользовались рядом прав, в частности, им предоставлялась неприкосновенность, безопасность и защита имущества во время войны. Так начи­нает складываться право защиты иностранцев.

В Древнем мире существовала практика создания различ­ного рода лиг (Китай), союзов (Греция). Например, союзы гре­ческих государств возникали на основе как общеэллинских ре­лигиозных праздников, так и потребностей военно-политичес­кого сотрудничества. Чаще всего их члены в международно-правовых отношениях оставались самостоятельными сторона­ми. Более развитой формой союзов государств были симма-хии, близкие к союзному государству и создававшиеся, в основ­ном, для решения военных задач. Симмахии нередко самостоя­тельно заключали международные договоры (Беотийский союз).

Симмахии также играли роль третейского суда и рассматрива­ли споры между государствами, входившими в такой союз.

Что касается режима отдельных территорий и пространств, то в Древнем мире нередко практиковались нейтрализация и демилитаризация территорий, в первую очередь, принадлежав­ших храмам. В ряде международных договоров греческих госу­дарств устанавливалась свобода плавания в открытом море. Вместе с тем не допускался заход в порты прибрежного госу­дарства без его согласия. В практике государств Древнего Ки­тая не разрешалось одностороннее изменение русла рек, имею­щих большое хозяйственное значение для всех государств, по территории которых реки протекали.

Следует подчеркнуть, что в целом значительное влияние на содержание международно-правовых норм Древнего мира ока­зала система регулирования международных отношений Римс­кой империи с иностранными государствами, а также с подвла­стными ей провинциями. Эта система получила название «пра­во народов» (jus gentium), которое сочетало нормы гражданско-правового характера и международно-правовые нормы. Так, за­щита собственности в гражданских отношениях подкреплялась международными нормами о возмещении военного ущерба.

Таким образом, нормативное регулирование межгосудар­ственных отношений в период рабовладельческого строя ха­рактеризовалось неустойчивостью и враждебностью. Субъекта­ми международных отношений были не государства, а их вла­стители. Вместе с тем были выработаны формы нормативного регулирования — обычаи и договоры, которые имели огромное значение для развития международного права.

3. Международное право средних веков (V-XVI вв.).

Переход от международного права античности к междуна­родному праву средних веков занял ряд столетий.

Особенностью регулирования международных отношений феодальных государств явилась преемственность ими многих международно-правовых правил рабовладельческого периода. Международные связи развивались главным образом внутри регионов, поэтому не было общего для всех государств между­народного права и применение международно-правовых норм связывалось с существованием регионов в Западной Европе, Византии, арабских халифатах, на территории Индии и Китая, в Киевской Руси, а позднее — в Московской Руси. Однако эти нормы под влиянием государственности новой формации обо­гащались и получали дальнейшее развитие. Прежде всего это касалось характера норм международного права и их религи­озной окраски. Сформировались общие международно-право­вые правила, которыми в своих отношениях руководствова­лись государства, но они оставались обычными. Например, в качестве обычно-правовых признавались требования о том, что договоры должны соблюдаться, что послы государей обладают неприкосновенностью, что государство, заявившее о своем ней­тралитете, не должно оказывать помощи воюющим.

В феодальный период по сравнению с рабовладельческим строем наблюдался значительный рост правового массива, глав­ным образом за счет появления множества новых обычно-пра­вовых норм, регламентировавших взаимоотношения между го­сударствами и даже отдельными феодалами в самых различ­ных областях. Центральная власть в государствах не была достаточно сильной. Феодальная раздробленность стала харак­терным явлением. Вотчина крупного землевладельца была фак­тически государством, собственность на землю давала власть над населением. Заключалось значительное количество между­народных договоров, которые отражали сложнейшую иерархи­ческую лестницу в виде занимающих различное общественное положение феодалов — собственников земли. Последние неред­ко самостоятельно вели дипломатические отношения и заклю­чали договоры.

Предметом соглашений были договоры о мире и союзе, по­кровительстве, территориальных изменениях, плавании по ре­кам и морям, торговле. Уже в IX-X вв. ряд международных договоров был заключен Киевской Русью с Византией. Догово­ры заключались преимущественно письменные. Они составля­лись на языках сторон. Договор имел личностный характер,

он заключался от имени правителя. Постепенно договоры ста­ли получать более широкую основу, поскольку стали подписы­ваться и от имени наследников монарха. Стала использовать­ся оговорка о неизменных обстоятельствах как условии дей­ствия договора. Способами обеспечения договоров являлись залог людей (как правило, членов семьи монарха), залог цен­ностей и территории. Известно, например, что Корсика, при­надлежавшая Генуе, была ею передана в залог Франции. В связи с тем, что Генуя не выполнила перед Францией дого­ворных обязательств, Корсика навсегда стала французским вла­дением.

В период Средневековья стал применяться институт га­рантии договоров со стороны третьих государств. Нередко гарантом международных договоров был Папа Римский. В ча­стности, он гарантировал выполнение договора 1494 г. между Испанией и Португалией.

Покровительство иностранцам получило в средние века бо­лее прочную юридическую базу — в международные договоры постепенно стали включаться статьи о положении иностран­цев. Они, в частности, содержали обязательство сторон обеспе­чить переход имущества умершего иностранца к его наследни­кам, а не к правителю, на земле которого проживал иностра­нец. В целом положение иностранцев было очень тяжелым: они находились в полной зависимости от феодального сеньора, их личная безопасность и неприкосновенность имущества не были каким-либо образом обеспечены. Иностранцы, прибыва­ющие в страну без разрешения, закрепощались, а выезд из стра­ны облагался налогом. Лишь в период сословной монархии со стороны королевской власти стали делаться попытки ограни­чить произвол феодалов по отношению к иностранцам.

Другой особенностью феодального международного права в Западной Европе явилось влияние на него католической цер­кви. Религия и церковь стали играть решающую роль в меж­дународных отношениях, так как во многих регионах мира являлись единственной организованной, строго централизован­ной и культурной силой, доминировавшей над светской влас­тью. Римско-католическая церковь оказывала огромное влия­ние в Западной Европе, православная - в Византии и на Руси, ислам - среди арабских государств.

Папы Римские в своем влиянии на международное право опирались на каноническое право, состоявшее из постановле­ний церковных соборов и из папских указов, касающихся раз­личных сфер общественных отношений. Так, церковь пыта­лась ограничить жестокость войн, которые и в средневековый период продолжали оставаться весьма безжалостными. Война трактовалась как судебный поединок, в котором победитель определял положение побежденного, различий между сражаю­щимися войсками и мирным населением не проводилось, зах­ваченные воюющими населенные пункты подвергались разграб­лению, раненые бросались на произвол судьбы, пленные счита­лись добычей захватившего их конкретного лица, что позво­ляло получить за них выкуп.

Существенное влияние на международное право в отноше­ниях между арабскими государствами оказал ислам, причем отдельные положения шариата, касавшиеся, например, зако­нов и обычаев войны, распространялись и за пределы арабско­го мира.

Международное право феодальных государств продолжало испытывать влияние римского права, что выражалось в циви-листической окраске ряда международно-правовых институ­тов. Например, это касалось институтов залога и поручитель­ства как средств обеспечения международных договоров, ин­ститута приобретения государственной территории.

В сфере посольского права следует выделить появление с XV в. постоянных посольств. Разрабатывается, особенно в Ви­зантии, пышный ритуал приема иностранных послов. При сле­довании послов по территории государства, где они получали аккредитацию, послам назначалось содержание со стороны ме­стных властей. Государство страны пребывания принимало на себя охрану дипломатических миссий в полном объеме. Нару­шение неприкосновенности послов приводило к суровому нака­занию нарушителя и даже отлучению его от церкви.

В XIII в. появились первые официальные инструкции для послов (Венеция). Стало складываться суждение о том, что основанием прав и привилегий дипломатических представите­лей является суверенитет государя, от имени которого дей­ствовал посол. По прибытии в страну аккредитации посол вру­чал верительные грамоты. Послы освобождались от таможен­ного досмотра и уплаты пошлины, власти страны пребывания должны были обеспечить охрану членов посольства. Обязанно­стями посла считались: ведение переговоров, изучение проис­ходящих в стране аккредитации событий, доведение соответ­ствующей информации до своего правительства.

Получают дальнейшую регламентацию институты личной неприкосновенности послов и экстерриториальности посольс­ких помещений.

По-иному возникали и развивались институты консульс­кого права. Как отмечают Ю.Я. Баскин и Д.И. Фельдман, в отличие от послов, олицетворявших суверенитет и верховен­ство государственной власти, а также ее высших должностных лиц, консулы возникли из самодеятельных организаций куп­цов и мореплавателей '. Ученые полагают, что им предше­ствовали возникшие первоначально в Средиземноморье в X в., а затем в приморских городах на севере Европы торговые суды, а также избранные должностные лица, носившие звание кон­сула, которые действовали с согласия местных властей.

В XI—XII вв. в ходе создания итальянскими республиками своих поселений в восточном Средиземноморье появились це­лые населенные пункты, которые получали от Византии, а за­тем и от других государей ряд привилегий, в том числе право автономного управления и суда среди своих сограждан, что и привело в итоге к появлению первых консулов. В дальней­шем — в XIII—XIV вв. — консульский институт достаточно ши­роко распространился по всей Европе и со временем превра­тился в государственное учреждение, были заключены первые консульские договоры (Пиза - Марокко (1133 г.), Венеция -Египет (1238 г.), Арагон - Тунис (1285 г.)2.

Режим морских пространств в период Средневековья на­ходился под влиянием двух различных подходов к пользова­нию морем. Один из них поддерживали ведущие морские дер­жавы (Англия, Венеция, Генуя, Испания, Португалия). Он зак­лючался в стремлении осуществлять над прибрежными водами и частями мирового океана свой суверенитет. Согласно друго­му подходу (Нидерланды, Франция) открытое море должно было быть свободным для судоходства и рыболовства. В основе дан­ного подхода лежало представление о том, что мировой океан должны были обеспечить охрану членов посольства. Обязанно­стями посла считались: ведение переговоров, изучение проис­ходящих в стране аккредитации событий, доведение соответ­ствующей информации до своего правительства.

Получают дальнейшую регламентацию институты личной неприкосновенности послов и экстерриториальности посольс­ких помещений.

В средние века сложилась обычно-правовая норма о праве прибрежного государства иметь территориальные воды. Посколь­ку считалось, что власть государства кончается там, где конча­ется сила его оружия, ширина территориальных вод в соответ­ствии с «правом пушечного выстрела» стала определяться в три морские мили. Вопросы регламентации мореплавания и морской войны отражались в специальных сборниках, содер­жащих морские обычаи, судебные решения. Так, в XIV в. был издан сборник «Консолато дель маре» («Морской сборник»), содержавший правила нейтралитета, положения, касавшиеся военной контрабанды, и т.п.

Мирные средства международных споров в средние века стали обогащаться за счет достаточно широкого обращения к тре­тейским судам и арбитражу. Так, в 1317 г. в споре между королем Франции и герцогом Фламандским судьей выступил Папа Иоанн XXII *. В качестве арбитров выступали не только духовные лица, но и светские. Практиковалось также заклю­чение договоров об арбитраже (третейском суде). Особеннос­тью рассматриваемого периода было и то, что международные конфликты начинают становиться предметом рассмотрения все­ленских соборов католической церкви, а также светских съез­дов государей и послов.

Существенное влияние на развитие международного права оказал Вестфальский трактат, принятый 24 октября 1648 г., которым завершилась Тридцатилетняя война в Европе. Этим договором устанавливалась система европейских государств, их границы, принцип политического равновесия. Впервые была сформулирована декларативная теория признания, а также при­знана независимость Швейцарии и Нидерландов. Вестфальс­ким договором в международную практику Западной Европы в качестве общепризнанного участника международного обще­ния была введена Московская Русь. Договор закрепил между всеми его участниками не только «право на территорию и наверховенство», но и равноправие европейских государств без различия их форм государственного строя и религиозной веры. В нем отразилась идея согласованных действий европейских держав, которые были призваны решать общие проблемы на светской, а не на религиозной основе. Значение данного дого­вора состоит также в том, что он явился базовым документом в развитии института международно-правовых гарантий.

Завершение периода сословной монархии характеризуется выработкой понятия «суверенитет», которое означало поли­тическое и юридическое верховенство власти монарха над все­ми феодальными властителями внутри страны и ее независи­мость в международных отношениях, включая независимость от римской церкви.

Средневековье убедительно продемонстрировало гибельность беззакония как для внутригосударственных, так и для между­народных отношений. Человечество было поставлено перед не­обходимостью утвердить правопорядок.

4. Международное право в эпоху буржуазных революций (XVII—XIX вв.)

Этот период в истории международного права связан с раз­витием идеи суверенного равенства государств, закрепленного в Вестфальском трактате 1648 г., а также с утверждением новых принципов и норм международного права, основанных на концепциях естественной школы права.

Вестфальский договор закрепил новую систему междуна­родных отношений в Западной Европе, систему независимых национальных государств. В этих условиях и возникла идея использовать право для ограничения произвола во взаимоот­ношениях между государствами. Побуждающим мотивом для утверждения новых международно-правовых норм явилось зак­репление естественно-правовых идей Декларации прав челове­ка и гражданина 1789 г. в конституциях Франции 1791 и 1793 гг., в Декларации международного права, представлен­ной в 1793 г. аббатом Грегуаром французскому Конвенту.

В Декларации международного права феодально-абсолю­тистским взглядам на государство и на положение в нем че-ловека были противопоставлены идеи, переносившие на меж­дународные отношения нормы и правила, свойственные взаи­моотношениям индивидов:

1) «народы находятся между собой в естественном состоянии, связывает их всеобщая мораль» (ст. 1);

2) «человек должен человеку то, что народ должен другим»
(ст. 3);

3) «частный интерес одного народа подчиняется интересам всего
человечества» (ст. 5);

4) «народы взаимно независимы и суверенны, каковы бы ни
были численность населения и размеры территории, кото­
рую они занимают» (ст. 6).

В Декларации были также закреплены принципы невмеша­тельства во внутренние дела государства (ст. 7), территориаль­ного верховенства (ст. 12), соблюдения международных дого-иоров (ст. 21) г.

И хотя проект Декларации, подготовленный аббатом Гре­гуаром, не был утвержден французским Конвентом, его поло­жения, как и положения принятой Учредительным собрани­ем Франции 26 августа 1789 г. Декларации прав человека и гражданина, оказали огромное влияние на формирование не только общих принципов международного права, но и на пра­вовое положение государств как субъектов международного права, на гуманизацию правил ведения войны, на решение по-новому вопросов международно-правовой регламентации тер­ритории и населения, на право международных договоров.

Основные тенденции развития указанных институтов в эпоху буржуазных революций можно охарактеризовать следующим образом.

Суверенитет государства как субъекта международного пра­ва связывается с суверенитетом народа. Все народы — а следо­вательно, и государстванезависимы и равноправны, что яв­ляется их неотъемлемым свойством. Они обладают рядом ос­новных прав и обязанностей. Каждый народ является хозяи­ном своей территории. Он устанавливает свой образ правле­ния. Одна из основных обязанностей народов — «делать в мир­ное время друг другу как можно больше добра, а во время войны - причинять друг другу как можно меньше зла» (Мон­тескье). Правовая теория выработала также ряд основных прав народов: на самосохранение, на территорию, на независимость, на международное общение.

Данную доктрину использовали национальные движения в борьбе за свою государственность. В этот период возникает ряд новых национальных государств: от Нидерландов отделяется Бельгия, от Турции - Болгария, появляются Греция, Румыния, Сербия, Черногория. Основные права и обязанности народов начинают рассматриваться как основные права и обязанности государств.

Гуманизация правил ведения войны, основывалась на це­лом ряде новых положений. В Утрехтском трактате 1713 г. регулировался вопрос о защите собственности мирного населе­ния. Существенные изменения произошли в правилах военной оккупации. Стало утверждаться положение о том, что оккупа­ция не должна приводить к аннексии, т.е. захвату оккупиро­ванной территории и распространению на нее суверенитета го­сударства-оккупанта. Военная оккупация стала считаться лишь временным занятием неприятельской территории, не связан­ным с конфискацией собственности населения и изменением местного управления.

В 1864 г. принимается Женевская конвенция об улучше­нии участи больных и раненых на поле боя. Было провозгла­шено, что военное насилие не может применяться к мирному населению. По инициативе России в 1868 г. в Петербурге была подписана Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль. В практику стало вводиться положение, согласно которому вопросы объявления войны и заключения мира являются прерогативой высших органов законодатель­ной власти. Произошло разделение населения на комбатантов (воюющих) и соответственно мирное население (лиц, не при­нимающих участия в военных действиях). Каждая из этих ка­тегорий лиц приобретала собственный правовой статус.

Под влиянием идей естественного права по-новому стали решаться территориальные вопросы. Постепенно утверждался принцип территориального верховенства государства. Возник новый способ перехода государственной территории от одного государства под суверенитет другого — на основе плебисцита, т.е. голосования населения передаваемой территории (именно таким образом к Франции были присоединены в 1791 г. — Авиньон, в 1792 г. - Савойя, в 1793 г. - Ницца).

Что касается колониальных владений европейских держав, то последние на Берлинской конференции 1884 г., где обсуж­дались вопросы раздела Африки, установили правило, согласно которому для признания первичной оккупации колониального владения действительной необходимо было установить «эф­фективное» присутствие на данной территории и получить при­знание факта занятия этой территории со стороны других дер­жав. Новые, демократические по своему содержанию, нормы меж­дународного права соседствовали, таким образом, с положени­ями, закреплявшими колониальные отношения. Тем не менее в правовом режиме территорий и пространств происходили изменения. Особенно это касалось правового режима открыто­го моря - окончательно утверждается принцип свободы откры­того моря. В значительной мере этому способствовала Россия. 28 февраля 1780 г. она провозгласила Декларацию о воору­женном нейтралитете, имевшую целью обеспечить принцип свободы судоходства для нейтральных государств. Декларация получила широкую международную поддержку и способствова­ла заключению соответствующих договоров России с Пруссией, Данией, Швецией и другими государствами.

Стали развиваться нормы, касающиеся плавания по между­народным рекам (Рейну, Маасу, Висле). Такие реки были объяв­лены общей и неотчуждаемой собственностью всех государств, по территории которых они протекали: ни один народ не дол-ясен был претендовать на исключительное владение ими. Эти идеи нашли поддержку европейских государств и были закреп­лены во многих международных договорах.

Среди международно-правовых вопросов населения, полу­чивших развитие под влиянием французских Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и Декларации международного права 1793 г., следует выделить вопросы о праве убежища и о положении иностранцев.

Конституция Франции 1793 г. провозгласила, что Фран­цузская Республика предоставляет убежище иностранцам, из­гнанным из своего отечества за дело свободы, и отказывает в

нем тиранам. Эти положения имели общедемократический характер, они нашли отражение в ряде международных догово­ров. Отсюда следовала обязанность невыдачи политических эмигрантов.

Вместо подданства, предусматривающего несение обязанно­стей по отношению к феодалу, внедряется институт граж­данства, при котором государство наделяет индивида права­ми. В связи с этим население территорий, передаваемых от одного государства к другому, получило возможность выбора гражданства (оптация).

Существенно улучшается правовое положение иностран­цев. В ряде государств им стал предоставляться национальный режим, что означало уравнивание иностранцев в гражданских правах с собственными гражданами.

Положения вышеназванных Деклараций явились важным этапом на пути формирования международно-правовых прин­ципов и норм, касавшихся основных прав и свобод человека. Идеи о том, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах, а свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению являются естественными и неотъем­лемыми правами человека, послужили укреплению и развитию в международном праве демократических и гуманистических начал.

В XIX в. происходят существенные изменения в сфере пра­ва международных договоров. Растет количество заключаемых соглашений. Складывается представление о том, что принцип «договоры должны соблюдаться» (pacta sunt servanda) обязы­вает государство в целом, а не только его главу. Основой дого­вора признается наличие согласия сторон, даже война не при­водит к разрыву всех договорных отношений между воюющи­ми. Основными способами обеспечения международных догово­ров становятся международно-правовые гарантии, поручитель­ство государств.

Существенное влияние на международное право этого пери­ода оказал ряд международных конгрессов и конференций. Именно Вестфальский конгресс 1648 г. положил начало прак­тике международных конференций как форума для коллек­тивного обсуждения и согласованного разрешения возникаю­щих общемировых проблем.

Он не только сформулировал ряд новых принципов и институтов международного права (поли­тического равновесия, юридического равноправия, независимо­сти светской власти от власти духовной), но и существенно изменил ряд других, ранее существовавших (дипломатические представительства, режим иностранцев).

На конгрессе был принят Вестфальский трактат, который не только признал за всеми его участниками «право на терри­торию и на верховенство», но и подтвердил равноправие евро­пейских держав независимо от различия их религиозной веры и форм государственного строя. Среди других международно-правовых аспектов Вестфальского трактата следует назвать при­менение коллективных санкций против государств-агрессоров, предпочтительность мирных средств разрешения споров, про­возглашение свободы плавания по Рейну для прибрежных го­сударств и отмену взимания пошлин за плавание прибрежны­ми феодалами.

Вестфальский трактат закрепил гарантами выполнения его положений победителей Тридцатилетней войны — Францию и Швецию, заложив основы становления института международ­но-правовых гарантий. Кроме того, трактат оказал значитель­ное влияние на процесс формирования международного права, стал юридической основой для всех международных договоров и отношений на полторы сотни лет, вплоть до Великой Фран­цузской революции конца XVIII в.

Венский конгресс 1814—1815 гг. способствовал закрепле­нию статуса Швейцарии как постоянно нейтрального государ­ства, запрещению работорговли, формированию правового ре­жима международной реки, установлению рангов дипломати­ческих представителей.

Постоянный нейтралитет Швейцарии был провозглашен посредством принятой Венским конгрессом 20 марта 1815 г. Декларации о делах Гельветического Союза. В ноябре 1815 г. представители Австрии, Великобритании, Франции, России, Прус­сии и Португалии подписали соглашение о постоянном нейтра­литете Швейцарии. Великие державы признавали, что Швейца­рия не должна участвовать в войнах на все будущие времена и дали гарантию поддержки данного статуса. Одновременно га­рантировалась неприкосновенность швейцарской территории. Таким образом, Венский конгресс положил начало постоянно­му нейтралитету как международно-правовому институту.

8 февраля 1815 г. была принята специальная Декларация о прекращении торговли неграми. Она исходила из того, что опустошавшая Африку работорговля противоречит законам и общей нравственности и является оскорбительной для чело­вечества.

Относительно рек, пересекающих территорию нескольких государств или служащих границей между ними, было приня­то решение, согласно которому судоходство по всему течению таких рек должно быть совершенно свободным для торговли. В целях осуществления судоходства должны были быть уста­новлены единообразные правила, в том числе и в отношении сбора с судов пошлин, основанные на принципе благоприят­ствования для торговли всех государств. Указанный междуна­родный режим предписывался для Рейна, Мааса, Мозеля и Шельде.

В приложении к Заключительному акту Венского конгрес­са - Венском протоколе от 7 марта 1815 г. - было введено единое деление дипломатических агентов на классы:

1) послы и папские легаты или нунции;

2) посланники, министры и иные уполномоченные при госуда­
рях;

3) поверенные в делах.

Немаловажную роль в развитии ряда институтов междуна­родного права сыграли также Парижский и Берлинский конг­рессы 1856 и 1878 гг.

На Парижском конгрессе 1856 г. было официально отме­нено каперство - насильственный захват, разграбление или потопление судов воюющих государств, а также нейтральных государств, занимающихся перевозкой грузов для неприятель­ского государства, вооруженными судами частных лиц воюю­щих государств в открытом море.

Парижский конгресс также определил, что к Дунаю и его устью будут применяться правила, установленные Венским конгрессом 1814-1815 гг. для судоходства по международ­ным рекам, без уплаты за осуществление плавания и без по­шлины с перевозимых судами товаров. Кроме того, Парижс­кий конгресс объявил нейтрализованным Черное море.

Берлинский конгресс 1878 г. «отметился» коллективным признанием независимости Сербии, Черногории и Румынии. На этом конгрессе был подчеркнут (применительно к Сербии) прин­цип недопустимости дискриминации кого-либо в отношении пользования гражданскими и политическими правами, доступа к публичным должностям и т.п. из-за различий в вероиспове­даниях.

Заметный вклад в развитие международного права внесли Гаагские конференции мира. Участники первой из них (1899 г.), насчитывавшие невиданное доселе количество — 26 государств х, обсудили вопрос о неувеличении вооружений. Интересы материального благосостояния человечества явно тре­бовали ограничения военных издержек. Но, к сожалению, кон­кретных решений по этому вопросу принято не было. Участ­ники Конференции подписали 17 июля 1899 г. Декларацию о неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначе­нием распространять удушающие или вредоносные газы, и Дек­ларацию о неупотреблении легко разворачивающихся или сплю­щивающихся пуль. Кроме того, были приняты Декларация о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воз­душных шаров или при помощи иных подобных новых спосо­бов, а также Конвенция о мирном разрешении международных столкновений.

На второй Гаагской конференции мира в 1907 г., собрав­шей уже представителей 44 государств, были приняты 10 но­вых конвенций и пересмотрены три акта 1899 г. Принятые документы охватывали следующий круг вопросов:

1) мирное разрешение международных споров;

2) ограничение в применении силы при взыскании по договор­
ным долговым обязательствам;

3) порядок открытия военных действий;

4) законы и обычаи сухопутной войны;

5) законы и обычаи морской войны;

6) запрещение использовать яды, оружие, снаряды и вещества,
способные причинить излишние страдания;

7) правила нейтралитета в сухопутной и морской войне.

Конвенции, принятые на Гаагской конференции мира 1907 г., стали первой в истории международного права круп­ной кодификацией правил ведения войны и мирного разреше­ния международных споров. Многие из этих правил до Гааг­ских конференций мира имели обычно-правовой характер. До­кументы, принятые на Гаагских конференциях мира, стали зна­чимой вехой в формировании международного гуманитарного права.

Вместе с тем необходимо отметить, что XIX и начало XX вв. характеризовались противоречивостью содержания действовав­шего в тот период международного права. По-прежнему при­знавалось право государства на войну, в которой победитель получал «законное» право определять положение побежденно­го. Продолжались колониальные захваты, посредством нерав­ноправных договоров происходило «закабаление» отдельных стран. По-прежнему господствовала доктрина о «цивилизован­ных» и «нецивилизованных» народах, нередко имела место аннексия (насильственный захват) территории.

Таким образом, в рассматриваемый период времени новые начала международного права все еще сочетались со старыми, феодальными правовыми институтами.

5. Развитие международного права в первой половине XX в.

Первая половина XX в. связана с рядом событий и факто­ров, оказавших влияние на развитие и содержание междуна­родного права.

После окончания Первой мировой войны государства- по­бедители - страны Антанты - на основе серии международных договоров с Германией и ее союзниками создали правовой ре­жим, получивший название Версальско-Вашингтонской сис­темы (Версальский мирный договор 1919 г., а также связан­ные с ним Сен-Жерменский и Нёйиский 1919 г., Трианонский и Севрский 1920 г. мирные договоры, дополненные со­глашениями, заключенными на Вашингтонской конференции 1922 г.).

Этими договорами было оформлено создание ряда новых государств в Центральной и Юго-Восточной Европе, ог­раничивались вооружения побежденных сторон, решался воп-рос о возмещении нанесенного Германией ущерба, пересматри­вались ее границы, устанавливался для ряда западных стран принцип «открытых дверей» («равных возможностей») в Ки­тае.

Важным звеном Версальской системы и ее гарантом была призвана стать новая международная организация — Лига На­ций. Разработкой ее Статута, ставшего впоследствии состав­ной частью Версальского мирного договора, занимался специ­альный комитет, созданный на Парижской мирной конфе­ренции.

В Статут Лиги Наций, вступивший в силу в январе 1920 г., и в ряд резолюций международных органов, созданных под ее эгидой, были включены положения, направленные на то, чтобы поставить агрессию вне закона. В Статуте было закреплено обязательство уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность и существующую по­литическую независимость всех членов Лиги Наций. Предус­матривалось, что если член Лиги Наций прибегал к войне воп­реки указанным обязательствам, то Лига Наций должна при­нять меры, прекращающие агрессию. В частности, члены Лиги Наций обязались немедленно порвать с агрессором все торго­вые и финансовые отношения, воспретить все сношения между своими гражданами и гражданами государства, нарушившего Статут, и прекратить всякие финансовые, торговые или лич­ные сношения между гражданами этого государства и гражда­нами всякого другого государства, является ли оно членом Лиги Наций или нет. Необходимо иметь в виду, что хотя Статут исходил из цели поддержки международных отношений, осно­ванных на справедливости и чести, однако он не запрещал ведения войны. Члены Лиги Наций брали на себя лишь неко­торые обязательства не прибегать к войне, пока спор между ними не будет подвергнут третейскому разбирательству, либо судебному разрешению, либо рассмотрению Советом Лиги На­ций.

Содержание Статута Лиги Наций, с одной стороны, свиде­тельствовало о существенном шаге вперед в деле ограничения войн. С другой стороны, четко, определенно и ясно Статут все же не запрещал агрессию, хотя и ограничивал ее применение.

Оценивая роль Лиги Наций в развитии международного права, следует заметить, что недостатки ее были не столько в формулировках Статута, сколько в имплементации его основ­ных положений.

Практика показала, что эта организация не смогла после­довательно реализовать положения своего Статута. Неэффек­тивность Лиги Наций стала очевидной уже в первые годы ее деятельности. Так, она не смогла принять эффективных реше­ний в связи с агрессией Италии против Эфиопии в 1935-1936 гг., а также в связи с нарушением Германией Версальс­кого договора и Локарнских договоров 1925 г. Локарнские договоры явились своеобразным «мостом» к Мюнхенскому со­глашению 1938 г., хотя они и гарантировали неприкосновен­ность границ между Германией, Бельгией и Францией и содер­жали обязательство сторон не прибегать к войне друг против друга. Они оставляли Германии «дорогу на Восток» в силу отсутствия гарантий ее восточных границ. «Умиротворение» фашистской Германии произошло посредством заключения в 1938 г. в Мюнхене соглашения между Великобританией, Фран­цией, Германией и Италией. На основе соглашения от Чехо­словакии в пользу Германии была отторгнута Судетская об­ласть, что противоречило существовавшим международно-пра­вовым нормам и открывало дорогу новым территориальным притязаниям Германии.

Надлежащего механизма по кодификации и прогрессивному развитию международного права в рамках Лиги Наций создано не было, несмотря на то, что эти вопросы находились в повест­ке дня совещательного комитета юристов, которому Лига На­ций поручила разработку положений Статута Постоянной па­латы международного правосудия 1. Однако следует признать, что Лига Наций оказала положительное влияние на процесс кодификации и прогрессивного развития международного права.

Одним из первых шагов в этом направлении стало приня­тие в 1924 г. Женевского протокола о мирном разрешении международных споров, запретившего агрессивную войну как средство разрешения международных разногласий. К сожале­нию, данный Протокол, как и Декларация об агрессивных вой­нах 1927 г., принятые под эгидой Лиги Наций, по различным причинам не стали юридически обязательными актами. Одна­ко эти документы объективно содействовали формированию в

международный порядок, основанный на принципах права и имеющий целью обеспечить мир, безопасность, свободу и все­общее благосостояние человечества.

Принятый 24 октября 1945 г. Устав ООН, а также резуль­таты ее деятельности, несмотря на имевшие место периоды кон­фронтации в ее стенах, свидетельствуют об огромном вкладе ООН в развитие современного международного права. Прин­ципиально новым моментом стало закрепление в Уставе ООН положений, запрещающих агрессию и устанавливающих меха­низм санкций в отношении государства, допустившего подоб­ные действия. Согласно п. 4 ст. 2 Устава ООН все члены орга­низации взяли обязательство воздерживаться в международ­ных отношениях от угрозы силой или ее применения как про­тив территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН.

В Уставе ООН предусмотрены механизмы, позволяющие воз­действовать на агрессора. Эти положения поставили вне закона практиковавшееся ранее государствами «право на войну». Зап­рет агрессивной войны привел к пересмотру содержания мно­гих отраслей и институтов международного права, в частности норм об ответственности государств как субъектов междуна­родного права, об основаниях наказания преступников войны, о мирных средствах разрешения международных споров и др.

Не менее кардинальные изменения произошли в междуна­родном праве в результате закрепления в Уставе ООН нормы о праве народов на самоопределение. Более того, в названном документе было зафиксировано положение о равенстве прав больших и малых наций и народностей, о развитии друже­ственных отношений между государствами на основе уваже­ния принципа равноправия и самоопределения народов. Эти положения явились юридической базой борьбы колониальных народов за свою независимость и государственность. Ее обрели после окончания Второй мировой войны десятки народов Азии и Африки. Закрепление в Уставе ООН положения о праве на­родов на самоопределение оказало значительное влияние на ряд отраслей международного права, в частности на право меж­дународных договоров, на регулирование вопросов признания, правопреемства, территории в международном праве.

Система действующих международно-правовых норм, ушед­шая далеко вперед от стандартов «классического» междуна­родного права XIX в., получила название «современное между­народное право». Эта система сложилась как целостное явле­ние благодаря активной кодификации и прогрессивному раз­витию международного права. В результате кодификации меж­дународно-правовых норм и внедрения в практику междуна­родных отношений принципа сотрудничества государств цент­ральное место в системе источников международного права по­степенно занял международный договор.

6. Наука международного права и ее эволюция.

Начало формирования научных представлений о правилах поведения, призванных регулировать взаимоотношения субъек­тов не в рамках отдельно взятого государства, а между раз­личными участниками международного общения, чаще всего связывают с периодом конца Средневековья - началом Ново­го времени. «Возраст» науки международного права, объеди­няющей множество самых разнообразных по своей природе и предметной направленности учений, теорий, концепций, под­ходов, идей, насчитывает, по меньшей мере, несколько столе­тий.

Вместе с тем существовали и иные взгляды на периодиза­ции» истории научного знания о международном праве.

Так, например, известный русский ученый II.А. Захаров в начале прошлого столетия выделял четыре основных этапа в разви­тии международно -п равовой науки: подготовительный (до XVII в.), естественно-правовой (XVII в.), позитивистский (XVIII в.) и историко-правовой (XIX - начало XX вв.).

И все же, по нашему мнению, говорить о существовании в эпоху Древнего мира, как и в период Средневековья, науки международного права в ее современном понимании вряд ли уместно. Как совершенно справедливо отмечает А.А. Мережко, в доантичный период зачатки доктрины международного пра­ва существовали главным образом в форме мифологии, в период античности – в форме философии, а в эпоху Средневековья — в форме теологии, и только к началу XVII в. международно-правовая наука, наконец-то, обрела самостоятельность и неза­висимость от теологии.

Предмет международно-правовой науки весьма обширен. Как отмечает профессор П.Н. Бирюков, данная наука занимается исследованием сущности и закономерностей развития норм международного права, изучением источников, в которых они зафиксированы, определением причин принятия тех или иных международно-правовых норм, их целевого назначения, особен­ностей, эффективности действия, характера взаимосвязи с ины­ми международными нормами (морали, вежливости и др.) и внутригосударственным правом, выявлением сущности конк­ретных институтов и отраслей международного права, анали­зом их развития.

«Отцом» международно-правовой науки принято считать известного голландского юриста, философа и общественного деятеля Г. Гроция (1583-1645), являвшегося одним из осно­воположников теории естественного права. Широко известны такие его научные труды, как «Свободное море» (1609) и «О праве войны и мира» (1625). Последний из названных тру­дов, состоящий из трех книг, считается первым систематичес­ким изложением действовавшего в тот период времени между­народного права. Помимо проблем морского права, а также вопросов войны и мира, в трудах Г. Гроция значительное вни­мание было уделено международным договорам, дипломати­ческой практике государств, институту нейтралитета.

Следует отметить, что Г. Гроций, несмотря на указанный выше «отцовский» статус, оказался далеко не первым из тех, кто в своих философских размышлениях о судьбах мира затро­нул в том числе и международно-правовую проблематику. Раз­личие, сохранявшееся между jus civile (нормы, создаваемые го­сударством исключительно для себя) и jus gentium (правила, установленные среди всех людей всеми государствами и конт­ролируемые последними3), послужило основой для того, чтобы

философы теологи и правовые мыслители Средневековья выд-снули идею о существовании универсального права, примени­ло ко всем государствам.

Среди предшественников Г. Гроция можно, в частности, назвать таких известных испанских профессоров теологии, как Ф. де Виториа (1480-1546), работы которого касались международного права («Об индейцах» и «Право войны, созданное испанцами в борьбе с варварами») и Ф. Суарез (1548-1617), опубликовавшего в 1612 г. фундаментальный труд под названием «Трактат о законах и Боге как законодателе».

Еще один предшественник Гроция - итальянский протестант А. Джентили (1552-1608), бежавший от религиозного преследования в Англию и ставший впоследствии профессором права в Оксфордском университете - также издал две трехтомные работы, получившие достаточно широкую известность: Три книги о посольствах» (1585) и «Три книги о праве войны» (1598).

Именно в период жизни и творчества Г. Гроция были заложены основы формирования двух научных школ (направлений), представители которых расходились во взглядах на при­роду и сущность «права народов»: школы естественного меж­народного права (естественно-правовое направление) и школы. позитивного международного права (юридический позити-зм). В то же самое время начало формироваться третье, ком-омиссное научное направление (так называемая «гроциан-ая» школа), представители которого заняли промежуточную зицию между «естественниками» и «позитивистами».

Естественно-правовой подход (jus naturale) является наиболее древним, имеет давние исторические корни. Его сторон­ки, отрицая самостоятельный характер «права народов», осматривали последнее в качестве составной части естественного (высшего) права, тесно связанного с религией. Источником «права народов» они считали законы природы (на более раннем этапе), а также человеческий разум (в более позднее время).

Одним из наиболее ярких представителей данного направ-1ия являлся известный немецкий юрист Самюэль фон Пу-ндорф (1632-1694), которого считают создателем новой системы юриспруденции. В 1660 г. он опубликовал «Две книги об об элементах универсальной юриспруденции», привлекшие зна­чительное внимание, вследствие чего он был назначен профес­сором доселе неизвестного естественного и международного права в Университет Гейдельберга, став, таким образом, пер­вым в истории профессором международного права. В 1672 г. С. фон Пуфендорф издал фундаментальный труд «О праве при­роды и народов», где обосновывал идею о том, что «основу международного права составляют вечные истины, проистека­ющие из заповедей Бога и законов разума».

Среди последователей С. фон Пуфендорфа, отстаивавших естественно-правовую природу международного права, наибо­лее широкую известность получили немец К. Томазий (1655— 1728), главный труд которого «Основы естественного права» вышел в свет в 1705 г., француз Ж. Барбейрак (1674—1744), англичанин Р. Филлимор (1810-1885), шотландец Д. Лоример (1818-1890) и др. В XX в. сторонниками идей естественного права являлись такие авторитетные юристы-международники, как англичанин Л. Брайерли (1881-1955) и австриец А. Ферд-росс (1890-1980).

Представители позитивистской школы международно­го права, оппонируя приверженцам естественно-правового под­хода, считали, что любое позитивное (т.е. действующее, суще­ствующее) право, в том числе «право народов», проистекает (имеет свои корни) из обычая или договоров. По их мнению, международное право есть результат соглашения между госу­дарствами, и именно воля последних, зафиксированная в та­ком соглашении, является источником обязательной силы «права народов». Как утверждали «позитивисты», право, в том числе международное, должно изучаться таким, какое оно есть, и является действительным, а также обязательным исключи­тельно в силу своей формы. Некоторые наиболее радикальные представители данного направления вообще отрицали суще­ствование естественного права как такового.

Одним из основоположников позитивистской школы меж­дународного права был современник Г. Гроция - известный английский юрист, профессор Оксфордского университета и последователь А. Джентили, судья Адмиралтейского суда Р. Зеч (1590—1660). В 1650 г. вышел в свет его фундаментальный труд «Объяснение права и юридической процедуры войны и 1ира, или право между народами», который считается первым истематическим и объемным исследованием всего предмета права народов», т.е., по сути, первым учебником по междуна-юдному праву. В своей книге Р. Зеч, опираясь на идеи юриди-:еского позитивизма, отстаивал тезис о том, что в основе обыч-[ого (традиционного) поведения государств лежит разум, руко-одствуясь которым они (т.е. государства) добровольно подчи-[яются нормам права. Помимо исследования вопросов права юйны и мира в упомянутой работе также весьма подробно и бстоятельно проанализированы само понятие международно-о права, проблематика урегулирования споров между государ-твами, правовые конструкции, связанные с причинением и воз-гещением ущерба в межгосударственных отношениях.

Другим, не менее известным представителем позитивистского направления в науке международного права, был выдаю­щийся голландский юрист, член, а также на протяжении двух;есятилетий - вплоть до своей смерти в 1743 г. - глава Вер-:овного суда Нидерландов К. ван Бинкерсгук (1673-1743).! ряде своих работ, посвященных общим вопросам междуна-юдного права, морскому и посольскому праву, этот видный ченый, опираясь на практику межгосударственных отноше-[ий, отстаивал точку зрения, согласно которой международ­ным правом является лишь то, в отношении чего государства огласились об обязательном характере. В связи с этим основ-;ыми источниками «права народов», по мнению К. ван Бин-:ерсгука, являлись договоры и обычай.

Среди других представителей позитивистской школы мож-:о отметить немецких юристов С. Рахеля (1628-1691), высту-:авшего за то, чтобы рассматривать международное право в:ачестве отдельной, самостоятельной юридической науки, I. Текстора (1637—1701), делившего «право народов» на пер-ичное (непосредственно диктуемое разумом) и вторичное (воз-:икающее в виде обычая естественным путем)х. Позитивист-:ой теории придерживались немецкие ученые: И. Мозер (1701— 785), признававший только позитивное международное право и полагавший, что естественное право вообще не имеет значения для государства, так как его нормы не могут быть надле­жащим образом выявлены и записаны 1, Г. фон Мартене (1756—1821 гг.), ограничивавший территориальную сферу дей­ствия международного права исключительно Европой и отри­цавший его универсальный характер.

Представителями позитивистской школы были англичанин И. Бентам (1748— 1832) — родоначальник теории утилитариз­ма и автор термина «международное право», считавший есте­ственное право фикцией, швейцарец И. Блюнчли (1808—1881) — основатель Института международного права (1873), рассмат­ривавший международное право в качестве мирового порядка, связывающего, хотя и различные, но, тем не менее лишь «ци­вилизованные» государства.

В конце XIX в. и в XX в. поборниками юридического пози­тивизма, часто называемого «неопозитивизмом», являлись та­кие известные юристы-международники, как немцы Ф. фон Лист (1851-1919) и Г. Трипель (1868-1946), англичанин Л. Оппенгейм (1858-1919), итальянец Д. Анцилотти (1867-1950), американец австрийского происхождения Г. Кельзен (1881-1973) — автор так называемого «чистого учения о пра­ве» и др.

Представители «гроцианской» школы международного права2, как уже было отмечено выше, заняли промежуточную позицию между «естественниками» и «позитивистами». Их под­ход можно назвать компромиссным: они утверждали, что «пра­во народов» проистекает как из природы, так и из воли госу­дарств, следовательно, и естественное, и позитивное (обычное и договорное) право одинаково важны и должны быть включены в международное право. По мнению основоположника данного научного направления Г. Гроция, право народов имеет двой­ственный характер, сочетая в себе оба начала: jus naturale и jus voluntarum. В частности, Г. Гроций придерживался мнения, что, с одной стороны, естественное право - это, собственно, и есть право, источником которого является разумная природа чело­века как социального существа, однако, с другой, позитивное право также является правом постольку, поскольку не проти­воречит разумной человеческой природе и естественному праву.

Одним из наиболее ярких представителей «гроцианской» лколы международного права является известный швейцар-жий юрист и дипломат Э. де Ваттель (1714—1767), считаю­щийся «отцом» доктрины равенства государств, их суверените-га и независимости, а также автором термина «право наро­дов»1.

В 1758 г. он опубликовал фундаментальный труд «Право народов, или Принципы естественного права, применяемые к юведению и делам наций и суверенов», в котором попытался обосновать особый, самостоятельный характер международно-травовой науки. В своей работе Э. де Ваттель делит «право народов» на три составные части (необходимое, добровольное и договорное), подробно анализирует правовую природу государств наций), а также их взаимоотношения как в мирное, так и в военное время, исследует правовое положение дипломатичес­ких представительств, формулирует учение о гражданстве 2. Этот труд Э. де Ваттеля неоднократно переиздавался и на про-гяжении целого ряда десятилетий являлся настоящим бест-;еллером. Его постоянно цитировали, и на него опирались в;воих научных изысканиях как современники автора, так и:го последователи — вплоть до конца XIX в. На эту работу однократно ссылался в своих решениях Верховный Суд США последний раз - в 1887 г.).

Среди других представителей «гроцианской» школы меж-;ународного права наибольшую известность получили немец К.. Вольф (1679-1754) - основоположник учения об основ-1ых правах и обязанностях государств, а также французы «.-Ж. Бурламаки (1694-1748) и А. Бонфис (1835-1897). 3 XX в. одним из сторонников данного научного направления 1влялся авторитетный английский юрист-международник, про­фессор Кембриджского университета и судья Международного Зуда ООН, автор оригинальной идеи создания мировой феде-)ации X. Лаутерпахт (1897-1960).

отцом» международного гуманитарного права, Л.А. Камаров-кий (1846-1912), посвятивший свои основные работы (об ниверсальности международного права, о всемирной органи-ации государств, о международном суде) упрочению междуна-юдного мира, В.П. Даневский (1852-1898), предложивший геханизм создания международного союза как высшего типа:еловеческого общежития.

Концепцию международной администрации, призванной >беспечивать международные общественные интересы, сформу-[ировал и обосновал П.Е. Казанский (1866-1947).

М.А. Таубе (1869-1961) впервые озвучил идею необходи-гости добровольного самоограничения суверенной власти го-ударств ради блага всего человеческого общества. Российкий 'ченый Н.Н. Голубев (1875-1949) снискал известность свои-га трудами, посвященными международному третейскому раз­бирательству, международным конгрессам и конференциям, а •акже международным административным комиссиям

Среди представителей советской школы международно-

0 права наибольшую известность благодаря своим трудам
юлучили такие авторитетные юристы-международники, как
З.Б. Крылов (1888-1958), Е.Б. Пашуканис (1891-1937),
S.A. Коровин (1892-1964), В.М. Корецкий (1890-1984),
&.И. Кожевников (1903-1998), Г.И. Тункин (1906-1993),
\.Н. Талалаев (1928-2001), И.И. Лукашук (1926-2007) и др.
Многие из них в разное время являлись судьями Международ-
юго Суда ООН, членами Постоянной палаты Третейского суда,

1 также Комиссии международного права ООН.

Основоположниками белорусской научной школы между-гародного права являются известные ученые, профессора Бело­русского государственного университета Ю.П. Бровка и FI.B. Павлова, подготовившие за последние несколько десяти-1етий более двух десятков кандидатов юридических наук в области международного права.

Наиболее значимыми научными трудами отечественных юри-;тов-международников являются: «БССР на международной фене» (Ю.П. Бровка, 1964), «Международная правосубъект направление в международно-правовой доктрине, сформировав­шееся преимущественно в XIX в. Представители этого направ­ления занимали особую позицию, придерживались специфичес­ких взглядов на природу и сущность международного права. Чаще всего это научное направление называют нигилистичес­ким, несмотря на то, что его сторонники, по сути, находились на крайнем фланге позитивизма, в силу чего иногда именова­лись «крайними» или радикальными позитивистами.

«Нигилисты» отрицали юридическую силу международно­го права, признавая за последним лишь моральный автори­тет. По их мнению, обязательная сила международного права абсолютно исключена по причине того, что является несовмес­тимой с государственным суверенитетом. Соответственно нор­мы международного права, как они полагали, представляют собой исключительно моральные предписания, т.н. «правила мудрости».

Наиболее яркими представителями данного подхода были, в первую очередь, английский юрист Дж. Остин (1790-1859), положивший начало целому научному направлению, именуе­мому «остинианством», немецкие правоведы А. Лассон (1832— 1917) и братья Цорн.

Значительный вклад в развитие науки международного права внесли российские ученые-юристы дореволюционной эпохи. В их числе В.Ф. Малиновский (1765—1814), издавший в 1803 г. книгу «Рассуждения о мире и войне», в которой был предложен один из первых в истории проектов учреждения меж­дународной организации для обеспечения мира, Д.И. Каченов-ский (1827—1872), известный благодаря изданному им в 1863-1866 гг. «Курсу международного права», а также тру­дам, посвященным источникам («памятникам») международ­ного права и международному морскому праву. Одним из пер­вых обратил внимание на необходимость уважения и защиты прав человека В.А. Незабитовский (1824—1883). Российский ученый А.Н. Стоянов (1831—1907) в 1875 г. опубликовал фун­даментальный труд «Очерки истории и догматики междуна­родного права», в котором основное внимание уделил исследо­ванию способов решения международных конфликтов.

\

Тема №3. НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА

МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

План лекции:

Введение

1. Понятие и структура норм международного права.

2. Классификация норм международного права.

3. Системность международного права.

4. Кодификация и прогрессивное развитие международного права.

Заключение.

Список литературных источников.

Ключевые слова.

Цель лек

1. Понятие и структура норм международного права.

1.1. Понятие норм международного права.

Международное право, как и национальное право, представ­ляет прежде всего совокупность норм.

Норма права согласно общей теории права определяется как правило поведения, пред­писание, которому свойственна всеобщая обязательность.

- Норма внутреннего права - властное предписани­е государственного органа, уполномоченного на принятие норм, выполнение которой обеспечивается государством.

- Норма меж­дународного права в силу специфики его субъектов (государ­ства и их образования) и объекта (международные отношения) является результатом согласования позиций равных по свое­му юридическому статусу субъектов относительно модели пове­дения в сфере международного сотрудничества, которую они признают для себя обязательной.

Таким образом, норма меж­дународного права — это правило поведения, созданное в ре­зультате согласования позиций государств и иных субъектов международного права, устанавливающее их права и обязан­ности в сфере международного сотрудничества, обязатель­ность соблюдения которых обеспечивается самими субъекта­ми индивидуально или коллективно, включая в случае необхо­димости применение согласованных принудительных мер.

1.2. структура норм международного права.

Норма национального права имеет трехзвенную структуру, включающую диспозицию, гипотезу и санкцию. При­чем в силу приказного, повелительного характера нормы на­ционального права санкция конкретизирована указанием на вид и меры ответственности.

Нормы же международного права отличаются структурной не­полнотой.

санкция в большинстве случаев отсут­


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow