Часть III Конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. регулирует правопреемство государств в отношении государственных архивов. Статья 20 определяет «государственные архивы государства-предшественника» как совокупность документов любой давности и рода, произведенных или приобретенных государством-предшественником в ходе его деятельности, которые на момент правопреемства государств принадлежали государству-предшественнику согласно его внутреннему праву и хранились им непосредственно или под его контролем в качестве архивов для различных це
Как и в определении государственной собственности, можно выделить четыре основные характеристики понятия «государственные архивы»:
— во-первых, речь идет только о государственных архивах;
— во-вторых, о государственных архивах государства-предше
ственника, исключая из объекта правопреемства любой иной
вид архивов;
— в-третьих, под архивами подразумевается «совокупность до
кументов любой давности и рода», что предполагает широ
кий перечень объектов и многообразие классификаций. Хотя
письменные источники остаются основной формой матери
ализации государственных архивов, архивными документа
ми также могут быть признаны гравюры, рисунки, планы и
иные предметы. Критерием оценки выступает «хранение в
качестве архивов». В этом контексте возникает проблема
разграничения понятий «государственные архивы» и «пред
меты искусства, представляющие культурную и историчес
кую ценность». Несмотря на то что, по мнению Комиссии
международного права ООН, переход последних должен ре
гулироваться нормами о правопреемстве в отношении госу
дарственной собственности или рассматриваться как рести
туция или передача, а не как правопреемство, примеры из
практики государств свидетельствуют о том, что один и тот
же объект может одновременно признаваться архивным до
кументом и предметом искусства;
|
|
— в-четвертых, факт принадлежности государственных архи
вов государству-предшественнику определяется его внутрен
ним правом.
Среди общих положений части III, формирующих концептуальную основу режима государственных архивов, важно выделить ст. 23 о переходе государственных архивов без компенсации по аналогии с соответствующей статьей относительно перехода государственной собственности. Как явствует из текста Конвенции, конфигурация архивов как одного из видов движимой собственности предопределяет идентичность регулирования правопреемства в отношении этих двух объектов. Тем не менее ряд конвенционных норм указывает на специфику государственных архивов, в частности, принцип неделимости архивных фондов, закрепленный в ст. 25. Выраженный как «сохранение целостности государственных архивов», этот принцип выступает в качестве защитительной оговорки для
|
|
перехода архивных документов в различных случаях правопреемства. Значение принципа неделимости неоспоримо, но ввиду отсутствия детального толкования его практическое применение может повлечь серьезные затруднения, связанные, например, с передачей предметов, не поддающихся воспроизведению и представляющих интерес для нескольких государств-преемников.
Очевидно, что принцип неделимости архивов порождает конфликты при отделении и особенно при разделении государств. Так, например, данный принцип может противопоставляться другим принципам распределения архивов при разделении государства: функциональному принципу (переходу архивов, необходимых для «нормального управления территорией», согласно пп. а п. 1 ст. 31), территориальному принципу (переходу архивов, имеющих непосредственное отношение к территории данного государства-преемника, согласно пп. б п. 1 ст. 31) или принципу справедливого распределения, предусмотренному в п. 2 ст. 31.
Также представляется затруднительным практическое применение принципа неделимости архивных фондов в сочетании с необходимой гарантией «права народов государств-преемников на развитие, на информацию и на их культурное достояние» (п. 4 ст. 31).