Периодическая печать

Определение. Для периодического издания характерна предполагаемая бесконечность (в этом его отличие от многотомника), единство идейного направления и определенное единообразие оформления всех его выпусков. Главные виды периодических изданий — газета и журнал.

Газета — периодическое издание на несброшюрованных листах, содержащее новости, то есть информацию о текущих событиях, а также другие материалы: статьи на политические, экономические, культурные темы, литературные произведения, но лишь как дополнение к главному содержанию — новостям, без которых нет газеты.

Журнал — периодическое издание на сброшюрованных листах, содержащее статьи, литературные произведения и другие материалы. Журнал (уже потому, что обычно он выходит реже газеты) не в состоянии давать информацию столь же оперативную, как газета, зато журнальные статьи, в частности, публикуемые в ежемесячных, так называемых «толстых», журналах, отличаются от газетных большей обстоятельностью и «академичностью»: автор журнальной статьи подводит итог за более обширный период, у него глубже перспектива, больше времени и места.

Основное различие между газетой и журналом не во внешнем виде (формат и сброшюрованность листов), не в общественно-политическом характере большинства газет (при профессионально-отраслевом характере подавляющего большинства современных журналов), а в новизне информации.

Значение. В газете регулярно фиксируются события истекшего периода. Подобно тому, как дневник отражает жизнь отдельного человека за определенный период, так газета усилиями ряда людей отражает жизнь общества за прошедший отрезок времени. Поэтому газета, как говорят, является дневником эпохи — она содержит рассказ эпохи о себе самой. Перед мысленным взором историка, листающего пожелтевшие страницы старой газетной подшивки, раскрывается день за днем, неделя за неделей жизнь прошлого в самых различных ее проявлениях: от изменений в экономической конъюнктуре и в составе правительств до откликов на новые спектакли и фильмы, сведений о погоде и стихийных бедствиях.

Пользуясь комплектами газет, историк может восстановить непрерывную картину развития прошлого в течение продолжительного времени. Газета в гораздо большей степени, чем другие виды исторических источников, характеризуется комплексностью содержания: наряду с чисто газетными материалами, она публикует различные документы, стенограммы парламентских выступлений, данные статистических обследований и т. п. Непрерывность и многоплановость содержания повышают источниковое значение прессы. В ряде случаев опубликованные в газете материалы — единственный источник наших знаний о событиях прошлого.

Являясь ценным историческим источником, пресса особенно важна при изучении недавних событий. Когда еще не стали доступными архивы, не опубликованы документы, не написаны мемуары, когда еще не завершился этап развития и неизвестны его результаты, пресса — дневник эпохи — уже в распоряжении исследователя.

Как известно, общественное мнение, под которым мы понимаем мнение большинства народа, является активным фактором общественной жизни. Пресса отражает и вместе с тем формирует общественное мнение. Значение прессы как одного из сильнейших средств формирования общественного мнения сохранилось и после появления кино, радио, телевидения в силу ряда ее преимуществ: ее можно изучать в удобное для читателя время, напечатанное можно неоднократно перечитывать и т. д.

Из истории прессы. Хотя газета родилась в Древнем Риме, а корни современной газеты находятся в венецианском средневековье (рукописный листок с новостями продавался за монету, называвшуюся «gazetta», впоследствии это название стало относиться к самому листку), пресса является все же типичным продуктом нового времени и источником преимущественно по новой и новейшей истории.

Современная газета резко отличается от первых газет по внешнему виду, периодичности, тиражу и содержанию. XVI век был веком расцвета рукописных газет. В XVII веке появляются первые печатные газеты (книжного формата) и возникают первые журналы, но до конца XVIII века пресса еще не была массовой. Изобретение линотипа (1854) и ротационной машины (1863) в сочетании с развитием образованности, транспорта и связи обусловили быстрое печатание и распространение огромных тиражей, превратили прессу в доходное предприятие, сделали возможным появление сенсационной «желтой» прессы. Огромное влияние на характер прессы оказали нараставшие в течение всего XX века концентрация и монополизация газетно-журнального дела.

Анализ материалов прессы. Многочисленные вопросы исторической критики, интересующие исследователя, можно свести в следующие группы:

экономическая база и кадры (владелец-издатель, редакторы и видные сотрудники, бюджет, цены на бумагу и другое сырье, гонорары, отпускная цена и цена объявлений, тираж

и др.);

— внешние данные (формат, периодичность, верстка и оформление, иллюстрации и фотографии, социальный состав читателей, область распространения);

— история газеты (журнала);

— вопросы содержания: источники информации, характер периодического издания (общественно-политическое, профессионально-отраслевое, спортивное и пр.), партийно-политическое направление, удельный вес различных материалов (отделов), отношение к основным проблемам текущей жизни.

Наиболее важные из этих вопросов будут рассмотрены далее.

Коренным вопросом источниковедческого анализа прессы является установление ее принадлежности. Историк, собирающийся использовать данное периодическое издание в качестве источника, должен прежде всего задаться вопросом, чей это орган. Кому он принадлежит, кто его финансирует, каковы источники его дохода?

Так, газета может быть официальным органом (правительства, партии, монополии, организации) и официозом, то есть изданием формально независимым, но проводящим линию своих хозяев (лат. officiosus — услужливый). Например, газета «Норд-дойче альгемайне цайтунг» была официозом Бисмарка, который такую прессу назвал «рептильной». Чтобы разобраться в замаскированных формах воздействия на ориентацию газеты (журнала), надо иметь представление о ее бюджете, то есть росписи доходов и расходов. Историк должен знать, что основной доход владельцу периодики дает реклама (объявления), точнее — поставщики систематической и обильной рекламы, дирижирующие таким образом ее содержанием.

Несмотря на зависимость содержания периодики от воли владельца, ее качественность связана и с редакторами и видными сотрудниками, с которыми историку надлежит познакомиться.

Большую роль в исторической критике материалов прессы играет знание источников ее собственной информированности. Качественная информация достоверна, оперативна (короткий временной отрезок между событием и сообщением о нем в газете), обильна, убедительна.

Газету информируют главным образом корреспонденты, телеграфные агентства и агентства печати.

Собкоры и спецкоры состоят в штате газеты, обладают — в наше время — профессиональной подготовкой. Тем не менее, возможность ошибок в их материалах всегда налицо. Корреспонденты пребывают в постоянной погоне за свежей информацией, которую они стремятся как можно скорее передать в редакцию, зачастую не имея возможности ее проверить. В нервной обстановке редакций и типографий ошибки также возможны. Приведенные по свежим следам комментарии могут быть неверны и из-за отсутствия исторической перспективы. Газета несет ответственность за материалы своих корреспондентов, перепечатки же из других газет ни к чему ее не обязывают.

Поскольку даже самые крупные и богатые газеты не имеют финансовой возможности держать очень многих корреспондентов в собственной стране и тем более за рубежом, они приобретают информационные материалы и статьи у телеграфных (информационных) агентств и агентств печати. Все эти агентства отнюдь не беспристрастны, характер поставляемых ими сведений зависит от партийно-политических установок их владельцев, и эти установки историк-исследователь должен выявить. Так, в Веймарской республике коммунистическая пресса пользовалась преимущественно материалами агентства «Инпрекор», созданного Коминтерном, буржуазно-демократические издания часто состояли клиентами официального агентства Вольфа, правая пресса получала информационные материалы в первую очередь от националистического агентства «Телеграфен-Унион», принадлежавшего Гугенбергу.

Приведу пример возможных ошибок в газетной информации о пожаре.

Реальные события развивались по следующим этапам:

— узнав о пожаре, редактор посылает репортера;

— примчавшись на пожар, репортер застает головешки и толпу зевак — действительных и мнимых свидетелей;

— он выслушивает их противоречивые показания и пытается воссоздать картину событий;

— он передает материал для ускорения (устаревшая новость — не новость!) из телефонной будки в редакцию;

— уличный шум и плохая слышимость приводят к искажению его слов при их записи редакционным работником;

— свою лепту в искажения вносят машинистка, наборщик, корректор, печатник.

Вследствие этого опубликованный в газете текст (исторический источник!) весьма отличается от реального события.

Познакомившись с газетным репортажем, исследователь должен мысленно (ретроспективно — в обратном порядке) воссоздать ход событий и думать при этом о возможных ошибках на каждом этапе: от газетной полосы до реального события. Иными словами: он обязан подвергнуть источник исторической критике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: