double arrow

Понятие и цели проведения камеральных налоговых проверок


Камеральные налоговые проверки

Налоговые проверки.

В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых налогоплательщиками для извлечения дохода (прибыли), а также в иных формах, предусмотренных налоговым законодательством.

Налоговые проверки всегда являлись и являются главным камнем преткновения между налоговыми органами и налогоплательщиками, и именно данные вопросы порождают наибольшее количество налоговых и судебных споров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 87 НК РФ налоговые органы проводят два вида налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

В соответствии с пунктом 2 статьи 87 НК РФ целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.




Согласно пп. 1 п. 1 ст. 87 НК РФ камеральная налоговая проверка является одним из основных видов налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и одной из основных форм налогового контроля как такового.

Порядок проведения налоговых проверок нормативно определен ст. 88 НК РФ, а также Регламентом проведения камеральных налоговых проверок, оформления и реализация их результатов, утвержденным Приказом МНС РФ от 21.08.2003 N БГ-4-06/24дсп (далее - Регламент). Указанный Регламент не найти в правовых справочных системах, поскольку документ предназначен исключительно для служебного пользования должностных лиц налоговых органов.

Камеральная проверка наряду с выездной проверкой занимает центральное место в системе налогового контроля. Предусмотренные законодателем иные формы налогового контроля (получение объяснений, проверка учета и отчетности, осмотр помещений) по сути являются контрольными мероприятиями, проводимыми, как правило, в рамках камеральной либо выездной налоговых проверок.

На практике в целях налогового контроля налоговые органы используют преимущественно камеральную проверку. По статистике на долю выездной проверки приходится лишь пятая часть всех проверяемых налогоплательщиков. Объясняется этот факт, с одной стороны, высокой финансовой, временной, кадровой затратностью выездных проверок в сравнении с камеральными проверками. С другой стороны, традиционно именно камеральные проверки являются для налоговых органов основным источником сведений, необходимой для назначения выездной проверки - сведений относительно потенциальных кандидатов на выездную проверку, сведений относительно предмета будущих выездных проверок.



Однако, несмотря на исключительное значение камеральных проверок в системе налогового контроля, в налоговом законодательстве отсутствует комплексное определение камеральной проверки. На основании анализа положений ст. 88 НК РФ можно выделить несколько квалифицирующих признаков данной формы налогового контроля.

Первый признак. Камеральная проверка в силу ст. 88 НК РФ проводится только по месту нахождения налогового органа. При этом НК РФ не разъясняет, местонахождение какого именно налогового органа подразумевается под местом проведения проверки. Проведение камеральной проверки на территории налогоплательщика законодателем не допускается.

На основании системного анализа положений ст. 30 и ст. 82 НК РФ можно установить, что органом, уполномоченным на проведение камеральных проверок, является соответствующее территориальное подразделение ФНС России, в котором налогоплательщик состоит на учете.

Законодатель в п. 2 ст. 80 НК РФ закрепил обязанность налогоплательщика представлять налоговые декларации в налоговый орган по месту учета.

Второй признак. Камеральная проверка согласно п. 1 ст. 88 НК РФ состоит в исследовании на предмет соответствия налоговому законодательству преимущественно налоговых деклараций и налоговых расчетов. Законодатель в п. 1 ст. 88 НК РФ допускает возможность использования в качестве предмета камеральной проверки и других документов о деятельности налогоплательщика. По смыслу п. 1 ст. 88 НК РФ очевидно, что указанные иные документы в целях налогового контроля являются второстепенными по отношению к налоговым декларациям и налоговым расчетам. Данные документы могут быть использованы в качестве доказательства или, наоборот, опровержения сведений, отраженных налогоплательщиком в представленной налоговой декларации (налоговом расчете).



Иные документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, могут быть получены налоговым органом, проводящим проверку, двумя способами: эти документы могут быть представлены самим налогоплательщиком, либо изначально находится у налогового органа.

В отношении представления иных документов самим налогоплательщиком законодатель четко указал, что налоговый орган при камеральной проверке по общему правилу не может истребовать у налогоплательщика какие-либо дополнительные документы. При этом из данного правила предусмотрено три исключения (рассмотренные ниже). Следовательно, документами, представленными налогоплательщиком для камеральной проверки, могут быть только те документы, которые налогоплательщик сам посчитал нужным представить для подтверждения правомерности сведений, содержащихся в налоговой декларации. Речь идет, в том числе, и о первичных документах (счетах-фактурах, кассовых чеках, таможенных декларациях, платежных поручениях).

Предметом камеральной проверки могут являться и документы, имеющиеся у налогового органа. Законодатель говорит о документах, которые хранятся у налогового органа в деле каждого из налогоплательщиков. Эти документы могли быть представлены налогоплательщиком в момент постановки на налоговый учет (устав и иные учредительные документы), либо были получены налоговым органом в ходе предыдущих камеральных или выездных проверок.

Третий признак. Для проведения камеральной проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа. а проводится должностными лицами налогового органа непосредственно после представления налогоплательщиком необходимой налоговой отчетности.

На основании выделенных отличительных признаков камеральной проверки можно сформулировать системное определение этой формы налогового контроля.

Камеральная проверка - основная форма налогового контроля, заключающаяся в исследовании должностными лицами налогового органа на предмет соответствия налоговому законодательству представленных налогоплательщиком налоговых деклараций (налоговых расчетов), осуществляемая по месту нахождения налогового органа, в котором проверяемый налогоплательщик состоит на учете и в который обязан представлять данную налоговую отчетность.

На сегодняшний день имеется и судебное определение камеральной проверки. Так, в определении Конституционного суда РФ от 08.04.2010 N 441-О-О отмечается, что камеральная налоговая проверка, по смыслу п. 1 ст. 88 НК РФ, является формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

На основе анализа положений ст. 88 НК РФ можно определить цели проведения камеральной проверки.

Камеральную проверку, исходя из положений ст. 88 НК РФ, необходимо рассматривать как проверку оперативно-текущую, счетно-арифметическую, где основным объектом контроля является непосредственно налоговая декларация (налоговый расчет) и сведения, содержащиеся в этих документах. Тем самым главной (основной) целью камеральной проверки является исследование на предмет соответствия законодательству о налогах и сборах представленной налогоплательщиком налоговой отчетности.

Специфической целью камеральной проверки, отражающей ее отличительные признаки, то данная цель состоит в текущей (постоянной) обработке полученных от налогоплательщиков отчетных документов и расчетов, оперативном выявлении ошибок в представленных документах. Иными словами, в проведении "анализа налоговой отчетности, установлении логической связи между показателями хозяйственной деятельности налогоплательщика, оценки достоверности представленных сведений".

Как уже указывалось выше, согласно п. 2 ст. 88 НК РФ проведение камеральной проверки не требует принятия руководителем налогового органа какого-либо специального решения.

Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ 3-х месячный срок начинает исчисляться с момента представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

При этом НК РФ не устанавливает, что датой вынесения решения по итогам камеральной проверки является последний день указанного срока. Следовательно, налоговый орган вправе вынести решение по итогам камеральной проверки в любой день трехмесячного срока осуществления проверки.

Кроме того, с 1 января 2009 г. ст. 88 НК РФ дополнена п. 9.1, согласно которому в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика. Прекращение камеральной налоговой проверки должно оформляться актом проверки.

Необходимо отметить, что ст. 88 НК РФ не определяет последствия нарушения налоговым органом срока проведения камеральной проверки, фактически камеральная проверка может длиться и более трех месяцев.

Следует отметить, что, несмотря на то, что фактически камеральная проверка может длиться и более трех месяцев, проведение контрольных мероприятий в отношении налогоплательщика за этими пределами является неправомерным. Это касается, прежде всего, истребования у налогоплательщика документов.

В п. 2.2. Регламента закреплено, что периодичность проведения камеральных проверок определяется исходя из установленной законодательством о налогах и сборах периодичности представления в налоговый орган налоговой отчетности.







Сейчас читают про: