Сетевая технология – перспективное направление компьютерной обработки бухгалтерских задач; применяется в основном на средних и крупных предприятиях; в корпоративных системах ERP; требует организации ЛВС распределенного банка данных. Технологический процесс осуществляется в режиме «Клиент-сервер».
Технологический процесс основан на создании в сервере централизованной базы данных предприятия; нескольких независимых баз данных, размещенных в разных каталогах. Каждый бухгалтер (клиент, рабочая станция) имеет права доступа только и определенным базовым массивам, размещенным на сервере. Доступ к ним организуются по-разному в программных продуктах. Рассмотрим, как это осуществляется в сетевой версии одной из программ.
Регламентация доступа пользователя к базе данных, размещенной на сервере, определяется «картой пользователя», открываемой администратором системы, где указывается: имя пользователя, пароль, полномочия, доступ к базовым массивам. Карты хранятся в машине. При запуске системы пользователь вводит свое имя и пароль. Система находит его карту, определяет полномочия и права доступа к определенным базовым массивам (БМ), которые используются для обработки конкретного комплекса учетных задач на рабочей станции (АРМ бухгалтера участка учета). Например, при обработке банковских операций, АРМ банка необходимы массивы: плана счетов, типовых операций, справочников контрагентов, данных состояния счета «51». Схема взаимодействия пользователей с сервером отражена на рис. 4.2
|
|
Сервер База данных | |||||||
БМ1 | БМ2 | БМ3 | БМ4 | БМ5 | БМ6 | БМ7 | …. |
Карта пользователя Имя – Попова Пароль – ЛИРА Доступ к БМ: БМ1, БМ4, БМ5 Привилегия- приоритет | Карта пользователя Имя – Иванова Пароль – СОКОЛ Доступ к БМ: БМ1, БМ3, БМ6 Привилегия- приоритет |
АРМ банка | … | АРМ учета ОС и НМА |
Рис. 4.2. Фрагмент реализации сетевой технологии
Основы реализации технологии «КЛИЕНТ-БАНК»
Обеспечивает пересылку информации предприятием (клиентом) в банк и получение из него информации по электронной системе. Требует соблюдения следующих условий: наличие каналов связи (включая доступ в Интернет) между предприятием и банком, специального программного обеспечения, производительного компьютера, соблюдения требований Центрального банка РФ. Разработаны специальные программы, обеспечивающие стыковку с функциональными пакетами бухгалтерского учета.
В настоящее время к числу новых банковских технологий относится удаленное банковское обслуживание через систему Интернет (системы «Интернет-Банкинг»), которые превратятся в основную форму. Системы позволяют клиенту связываться с банком с любого компьютера, подключенного к Интернету.
|
|
Технологический процесс заключается в следующем. На предприятии (у клиента) происходит составление платежных поручений (ПП) на компьютере и их жесткий автоматический контроль, после чего платежные поручения по системе «Клиент-банк» или системе Интернет передаются в банк. В банке осуществляется автоматический контроль ПП, подтверждение о доставке и возврат неверных документов. Документы включаются в обработку банковской задачи «Операционный день», после чего формируются «выписки из банка» по расчетному счету, которые по той же системе направляются клиенту.
Система «Клиент- Банк» находит широкое применение, т.к. приводит к экономии трудовых и стоимостных затрат, повышению оперативности управления финансовыми ресурсами. Проблема заключается в осуществлении конфиденциальности и защиты информации электронной цифровой подписью. Схема функционирования системы «Клиент- Банк» дана на рис. 4.3.
КЛИЕНТ БАНК
АРМ БАНКА | |||
Изготовление платежных поручений (ПП) | модем | ||
Получение банковских выписок | |||
Рис. 4.3. Схема работы системы «Клиент-Банк»
Выводы по материалам темы 4:
1. информационное обеспечение подсистемы бухгалтерского учета состоит из внемашинного (системы учетных показателей, документооборот, классификаторы и коды, учетная документация) и внутримашинного (информационные файлы на машинных носителях);
2. все виды классификаторов: общероссийские, отраслевые и локальные используются при автоматизированной обработке учетных задач;
3. как правило, в бухгалтерском учете применяется унифицированная документация, строго регламентированная Министерством финансов РФ и Госкомстатом РФ;
4. унифицированная система документации (УСД), в соответствии с ГОСТом, имеет стандартную форму построения и приспособлена к автоматизированной обработке;
5. учетной политикой предприятия допускается использование индивидуальных документов, при построении которых соблюдаются все требования УСД;
6. внутримашинное информационное обеспечение является основой работы программных продуктов, используемых при решении учетных задач на персональных компьютерах;
7. главный классификационный признак функциональных пакетов бухгалтерского учета позволяет выделить пакеты классов мини-бухгалтерия, интегрированные бухгалтерские системы, комплексные и корпоративные системы;
8. при осуществлении технологии компьютерной обработки любых учетных задач, с использованием пакетов любого класса, необходимо выполнить состав операций подготовительного, начального и основного этапов.
Тема 5. Компьютерная обработка бухгалтерского учета в малых коммерческих организациях
План темы 5:
5.1. Технология обработки учетных задач с использованием пакетов «мини-бухгалтерия»
5.2. Технология обработки учетных задач с использованием интегрированных бухгалтерских систем
Персональные компьютеры кардинально меняют подход к организации бухгалтерского учета на малых предприятиях, число которых достигает сотни тысяч и постоянно увеличивается. Малые предприятия нуждаются в надежных, но недорогих программных продуктах, обеспечивающих снижение затрат на внедрение и эксплуатацию программ без дополнительных затрат по настройке, а также позволяющих бухгалтерам самим настраивать программу, не прибегая к услугам специалистов.
Кроме того, важна простота администрирования и инсталляции программного продукта, т.к. это существенно снижает затраты на автоматизацию деятельности небольших предприятий.
Программы должны быстро внедряться, не требовать дополнительных затрат на обслуживание, и легко осваиваться бухгалтером.
|
|
Изучение материала базируется на знаниях, полученных студентами при ознакомлении с темой 4. Особенно надо обратить внимание на характеристику пакетов «мини-бухгалтерия» и «интегрированные бухгалтерские системы»; отметить их общие черты и основные отличия. Оба класса пакетов применяются на малых предприятиях, но с учетом объемов информации и количества работающих сотрудников, число которых может быть от 10 человек до нескольких сотен.
5.1. Технология обработки учетных задач с использованием пакетов «мини-бухгалтерия»
Технологический процесс ведется по упрощенной форме бухгалтерского учета, установленной для малых предприятий, выполняющих до 300 хозяйственных операций в месяц, регистрация которых осуществляется только в одном журнале.
В журнал заносятся данные (проводки) первичных документов в течение месяца. Журнал является регистром синтетического и аналитического учета, на основании которого составляется бухгалтерская отчетность.
Пакеты «Мини-бухгалтерия» полностью соответствуют этому назначению: отсутствует специализация по участкам учета; проводки с первичных документов сразу заносятся в журнал проводок, например, по следующей форме:
Дата | ДТ | КТ | Количество | Сумма | Содержание документа |
При изучении технологического процесса с использованием пакетов «мини-бухгалтерия» следует обратить внимание на особенности выполнения подготовительного, начального и основных этапов; состав «меню» программы; возможности выполнения аналитического учета (например, введение субконто, кодирование рабочего плана счетов), и составление первичной документации на компьютере.