Внешняя среда — это факторы, воздействующие на предприятие извне, косвенно влияющие на его деятельность.
Внешние факторы — это неконтролируемые силы, действующие на решения менеджеров и их действия и в конечном счете на внутреннюю структуру и процессы в организации. Они многочисленны и взаимосвязаны. Менеджер часто затрудняется в выборе наиболее важных для принятия решений.
Мировое окружение
Рис.. Внешняя среда фирмы
Среда косвенного воздействия — это факторы, которые берут начало за пределами предприятия и обычно независимы от внутренней ситуации, сложившейся на нем.
1. Экологические факторы. Необходимо больше уделять внимания проблемам управления отходами, потому что даже мелкие источники вредных выбросов могут оказать губительное воздействие на будущее природы из-за неправильной переработки.
2. Экономические факторы — это влияние на деятельность предприятия производства, распределения и потребления товаров и услуг в тех регионах, где функционирует данное предприятие.
|
|
Предприятие должно учитывать доступность кредитов, уровень дохода, предрасположенность населения к расходованию накопленных средств. Менеджер также должен учитывать реальную процентную ставку Центрального банка. Уровень инфляции и тенденции роста национального продукта являются дополнительными факторами.
3. Политико-правовые факторы — это обязанности по защите потребителей и окружающей среды посредством торговых соглашений, антитрастовых законов, налоговых программ, установления минимального уровня зарплаты, регулирования цен и норм выбросов в окружающую среду, а также посредством административного воздействия и других акций.
Эти законы носят ограничивающий характер и, следовательно, имеют тенденцию к сокращению потенциальных доходов предприятия. Другие политические и правовые законодательные акты разрабатываются, с тем чтобы возместить убыток от действия вышеназванных ограничивающих законодательных актов, они направлены на защиту предприятия и поддержание его прибыли.
4. Социально-культурные факторы. Социально-культурные условия влияют на решения менеджера, они определяют, как потребители примут товар и какой товар они хотели бы принять.
5. Демографический прогноз. Анализ демографических данных с целью составления проекта основных тенденций, которые будут преобладать в будущем, позволяет предсказать возникновение и упадок деловой активности.
6. Технологические факторы. Предприятие должно идти в ногу; «технологическим прогрессом: при обработке сырья, дизайна, собственно производства, обслуживания, продвижения продукта к покупателю. Влияние на предприятие оказывает также среда прямого воздействия.
|
|
1. Конкурентная позиция. Изучение дел фирмы-конкурента — очень сложный и часто дорогостоящий процесс. Данные, которые должны быть оценены по основным конкурентам: доля на рынке, ширина производственной линии, эффективность продаж, основные преимущества товаров, конкурентоспособность цен, эффективность рекламы, мощность и производительность, опытность, стоимость материалов, финансовая позиция, качество продукции, преимущества в разработке и развитии новых товаров, уровень квалификации персонала и др.
Эта информация поможет оценить предприятию собственную позицию на рынке.
2. Потребители. Чтобы лучше планировать производство продукции, ее реализацию, предвидеть изменения емкости рынков и вовремя перераспределять ресурсы, необходимо изучать модели потребительского спроса.
3. Правительственное воздействие. Деятельность любого предприятия, и отечественного, и иностранного, ограничена рамками закона.
4. Трудовые ресурсы. Предприятию необходимо привлечь и сохранить служащих. Есть три момента, которые непосредственно влияют на успех в привлечении талантливых, умелых и обязательных служащих.
5. Заинтересованные лица — это влиятельные люди и группы, которые заинтересованы в действиях предприятия. Сюда включают тех, кто оказывает влияние на менеджера: конкурентов, поставщиков, потребителей, служащих, правительство. Сильными источниками влияния на менеджера являются:
1) общество в целом;
2) местная общественность;
3) акционеры;
4) профсоюзы.
Необходимо заметить, что общество в целом ищет пути повышения общего уровня жизни и в этом видит смысл существования предприятия.
6. Поставщики и кредиторы, когда отношения с ними крепкие и надежные, помогают предприятию.