Внешняя среда предприятий

Внешняя среда — это факторы, воздействующие на предприя­тие извне, косвенно влияющие на его деятельность.

Внешние факторы — это неконтролируемые силы, действую­щие на решения менеджеров и их действия и в конечном счете на внутреннюю структуру и процессы в организации. Они многочисленны и взаимосвязаны. Менеджер часто затрудняется в выборе наиболее важных для принятия решений.

Мировое окружение

Рис.. Внешняя среда фирмы

Среда косвенного воздействия — это факторы, которые берут начало за пределами предприятия и обычно независимы от внут­ренней ситуации, сложившейся на нем.

1. Экологические факторы. Необходимо больше уделять внима­ния проблемам управления отходами, потому что даже мелкие ис­точники вредных выбросов могут оказать губительное воздей­ствие на будущее природы из-за неправильной переработки.

2. Экономические факторы — это влияние на деятельность пред­приятия производства, распределения и потребления товаров и услуг в тех регионах, где функционирует данное предприятие.

Предприятие должно учитывать доступность кредитов, уровень дохода, предрасположенность населения к расходованию накоп­ленных средств. Менеджер также должен учитывать реальную про­центную ставку Центрального банка. Уровень инфляции и тенден­ции роста национального продукта являются дополнительными факторами.

3. Политико-правовые факторы — это обязанности по защите потребителей и окружающей среды посредством торговых согла­шений, антитрастовых законов, налоговых программ, установления минимального уровня зарплаты, регулирования цен и норм выбро­сов в окружающую среду, а также посредством административно­го воздействия и других акций.

Эти законы носят ограничивающий характер и, следовательно, имеют тенденцию к сокращению потенциальных доходов предпри­ятия. Другие политические и правовые законодательные акты раз­рабатываются, с тем чтобы возместить убыток от действия выше­названных ограничивающих законодательных актов, они направлены на защиту предприятия и поддержание его прибыли.

4. Социально-культурные факторы. Социально-культурные условия влияют на решения менеджера, они определяют, как потреби­тели примут товар и какой товар они хотели бы принять.

5. Демографический прогноз. Анализ демографических данных с целью составления проекта основных тенденций, которые будут преобладать в будущем, позволяет предсказать возникновение и упа­док деловой активности.

6. Технологические факторы. Предприятие должно идти в ногу; «технологическим прогрессом: при обработке сырья, дизайна, собственно производства, обслуживания, продвижения продукта к покупателю. Влияние на предприятие оказывает также среда прямого воздействия.

1. Конкурентная позиция. Изучение дел фирмы-конкурента — очень сложный и часто дорогостоящий процесс. Данные, которые должны быть оценены по основным конкурентам: доля на рынке, ширина производственной линии, эффективность продаж, основные преимущества товаров, конкурентоспособность цен, эффективность рекламы, мощность и производительность, опытность, стоимость материалов, финансовая позиция, качество продукции, преимущества в разработке и развитии новых товаров, уровень квалификации персонала и др.

Эта информация поможет оценить предприятию собственную позицию на рынке.

2. Потребители. Чтобы лучше планировать производство про­дукции, ее реализацию, предвидеть изменения емкости рынков и во­время перераспределять ресурсы, необходимо изучать модели потре­бительского спроса.

3. Правительственное воздействие. Деятельность любого пред­приятия, и отечественного, и иностранного, ограничена рамками закона.

4. Трудовые ресурсы. Предприятию необходимо привлечь и со­хранить служащих. Есть три момента, которые непосредственно влияют на успех в привлечении талантливых, умелых и обязательных служащих.

5. Заинтересованные лица — это влиятельные люди и группы, которые заинтересованы в действиях предприятия. Сюда включа­ют тех, кто оказывает влияние на менеджера: конкурентов, постав­щиков, потребителей, служащих, правительство. Сильными источ­никами влияния на менеджера являются:

1) общество в целом;

2) местная общественность;

3) акционеры;

4) профсоюзы.

Необходимо заметить, что общество в целом ищет пути повы­шения общего уровня жизни и в этом видит смысл существования предприятия.

6. Поставщики и кредиторы, когда отношения с ними крепкие и на­дежные, помогают предприятию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: