Тема. Технология менеджмента

Процесс управления — это совокупность непрерывных, последовательновыполняемых, взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею сво­их целей. Эти действия называются функциями. Таким образом, процесс управления представляет собой совокупность всех функций.

Функции управления — это относительно самостоятель­ные, специализированные и обособленные виды управленчес­кой деятельности, объективно необходимые для реализации целей системы управления.

Выделяют пять общих функций управления:

1. Планирование (выбор целей и план действий по их достижении).

Планирование — это первая функция процесса управления, представляющая собой процесс разработки плана, определяющего то, что нужно сделать (достичь) и каки­ми методами, сообразуясь со временем и пространством.

Если плановые показатели недостаточно обоснованы, то, как бы хорошо организация ни работала на последующих этапах, результат будет низким. Поэтому от правильно сформулированных планов в значительной мере зависит качество управле­ния.

Принято различать три уровня иерархии планирования:

— стратегический (высший) > 5 лет;

— тактический (средний) 1-5 лет;

— оперативный (низший) ≤ 1 года

Из стратегического планирования вытекает тактическое, из последнего — оперативное. Оперативное планирование деятельности предприятия осуществляется в ряде случаев на основе бизнес-плана. В нем должен быть определен курс, которого намерена придерживаться организация в определенный промежуток времени.

2. Организация (распределение задач между подразделени­ями или работниками и установление взаимодействия между ними).

Орга­низация включает:

— деление организации на подразделения, распределение между подразделениями и работниками управленческих задач, функций, полномочий и ответственности;

— формирование организационной структуры организации;

— налаживание взаимосвязи и взаимодействия людей и подразделений;

— формирование определенной организационной культу­ры организации;

— организацию выполнения принимаемых решений;

— делегирование выполнения управленческих задач, рас­пределение ответственности и полномочий;

— организацию производственного, торгового и иных про­цессов;

— организацию трудовой деятельности работников;

— преобразование (реорганизация) организации в ходе ее развития (техническое перевооружение, реконструкция пред­приятия и т. д.).

3. Мотивация (стимулирование исполнителей к осуществле­нию запланированных действий и достижению поставленных целей).

Мотивация (от греч. motif, от лат. moveo — двигаю) — про­цесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации и личных целей.

Методы управленческой мотивации можно разделить на:

— методы экономической мотивации — зарплата, премия, льготы, проценты, участие в прибылях, пакет акций, доплата и др.;

— методы социальной мотивации — общественное признание, благодарность, восхищение, обожествление, презрение и т. д.;

— методы психологической мотивации — ощущение соб­ственной значимости, безразличие, ущербность, ненужность и проч.;

— методы властной мотивации — повышение в должности, предоставление дополнительных полномочий и т. д.;

— социально-психологические методы — повышение соци­альной активности, обмен опытом, критика, деловая, управлен­ческая и профессиональная этика и т. д.;

— методы моральной мотивации — личное или публичное признание, похвала и критика.

4. Контроль (соотнесение реально достигаемых или достиг­нутых результатов с запланированными).

"Контроль"устанавливает степень соответствия принятых решений фактическому состоянию системы управления, реально достигнутых результатов и целей запланированным, выявляет отклонения и их причины.

Контроль подразделяется также по этапам на:

- предвари­тельный (проводится до фактического начала работ, при этом устанавливаются стандар­ты, определяется масштаб допустимых отклонений текущий и заключительный);

- текущий (конт­роль, осуществляемый на стадии хозяйственного процесса для оперативного выявления и своевременное пресечение нарушений и отклонений);

- заключительный (контроль осуществ­ляется после того, как работа выполнена, при этом полученные результаты сравниваются с предусмотренными).

Главные инструменты выполнения функции контроля — на­блюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ.

5. Координация (обеспечивает соответствие и согласованность между различными частями управляемой системы путем установления рациональных связей).

Координация— это функция, призванная обеспечивать согла­сованность и взаимосвязь между элементами системы управ­ления организацией, бесперебойность и непрерывность процесса управления.

Для выполнения этой фун­кции могут использоваться как всевозможные документальные источники (отчеты, докладные, аналитические материалы), так и результаты обсуждений возникающих проблем на совещани­ях, собраниях, при интервьюировании и т. д. Большую роль при этом играют технические средства связи, помогающие быстро реагировать на отклонения в нормальном ходе работ в организации. С помощью этих и других форм связи устанавливается взаимодействие между подсистемами организации.

Выполнение управленческих функций, взаимодействие между индивидами и социальными группами осуществляются посредством коммуникации и обмена информацией. Понятия информации и коммуникации взаимосвязаны, но коммуникация включает и то, что передается (информацию), и то, как передается.

Деятельность любого руководителя связана с выполнением следующих процедур и операций:

• получение, проверка и обработка информации;

• разработка и реализация решений;

• контроль и корректировка их выполнения;

• систематизация и хранение данных по выполненным решениям.

Коммуникации в организации выполняют следующие фун­кции:

-информативные — передача истинных или ложных све­дений, предоставление необходимой информации для принятия решений, идентификации и оценки возможных вариантов ре­шений;

-мотивационные — побуждение работников к исполнению и улучшению работы путем убеждения, внушения, просьб, при­казов и т. д.;

-контрольные — отслеживание поведения работников раз­личными способами на основе иерархии и формальной соподчиненности;

-экспрессивные — способствование эмоциональному выра­жению чувств, переживаний, отношения к происходящему; удовлетворение социальных потребностей.

Управленческое решение — процесс нахождения опреде­ленного варианта действий посредством выявления и оценки альтернатив, принятия решения, осуществления деятельности и ее конечный результат.

Принятие и реализация решений — сложный процесс, со­стоящий из нескольких стадий и этапов.

Стадия I. ПРИЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕШЕНИЯ

Признание наличия проблемы, задачи.

Формулирование проблемы, задачи.

Определение критериев решения проблемы, задачи.

Стадия II. ВЫРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

Разработка альтернативных вариантов решения.

Оценка и сравнение альтернативных вариантов.

Выбор и принятие решения.

Стадия III. РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЯ

Организация выполнения решения.

Контроль и корректировка деятельности и решения.

Оценка деятельности по выполнению решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: