Процесс управления — это совокупность непрерывных, последовательновыполняемых, взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей. Эти действия называются функциями. Таким образом, процесс управления представляет собой совокупность всех функций.
Функции управления — это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности, объективно необходимые для реализации целей системы управления.
Выделяют пять общих функций управления:
1. Планирование (выбор целей и план действий по их достижении).
Планирование — это первая функция процесса управления, представляющая собой процесс разработки плана, определяющего то, что нужно сделать (достичь) и какими методами, сообразуясь со временем и пространством.
Если плановые показатели недостаточно обоснованы, то, как бы хорошо организация ни работала на последующих этапах, результат будет низким. Поэтому от правильно сформулированных планов в значительной мере зависит качество управления.
|
|
Принято различать три уровня иерархии планирования:
— стратегический (высший) > 5 лет;
— тактический (средний) 1-5 лет;
— оперативный (низший) ≤ 1 года
Из стратегического планирования вытекает тактическое, из последнего — оперативное. Оперативное планирование деятельности предприятия осуществляется в ряде случаев на основе бизнес-плана. В нем должен быть определен курс, которого намерена придерживаться организация в определенный промежуток времени.
2. Организация (распределение задач между подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними).
Организация включает:
— деление организации на подразделения, распределение между подразделениями и работниками управленческих задач, функций, полномочий и ответственности;
— формирование организационной структуры организации;
— налаживание взаимосвязи и взаимодействия людей и подразделений;
— формирование определенной организационной культуры организации;
— организацию выполнения принимаемых решений;
— делегирование выполнения управленческих задач, распределение ответственности и полномочий;
— организацию производственного, торгового и иных процессов;
— организацию трудовой деятельности работников;
— преобразование (реорганизация) организации в ходе ее развития (техническое перевооружение, реконструкция предприятия и т. д.).
3. Мотивация (стимулирование исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей).
Мотивация (от греч. motif, от лат. moveo — двигаю) — процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации и личных целей.
|
|
Методы управленческой мотивации можно разделить на:
— методы экономической мотивации — зарплата, премия, льготы, проценты, участие в прибылях, пакет акций, доплата и др.;
— методы социальной мотивации — общественное признание, благодарность, восхищение, обожествление, презрение и т. д.;
— методы психологической мотивации — ощущение собственной значимости, безразличие, ущербность, ненужность и проч.;
— методы властной мотивации — повышение в должности, предоставление дополнительных полномочий и т. д.;
— социально-психологические методы — повышение социальной активности, обмен опытом, критика, деловая, управленческая и профессиональная этика и т. д.;
— методы моральной мотивации — личное или публичное признание, похвала и критика.
4. Контроль (соотнесение реально достигаемых или достигнутых результатов с запланированными).
"Контроль"устанавливает степень соответствия принятых решений фактическому состоянию системы управления, реально достигнутых результатов и целей запланированным, выявляет отклонения и их причины.
Контроль подразделяется также по этапам на:
- предварительный (проводится до фактического начала работ, при этом устанавливаются стандарты, определяется масштаб допустимых отклонений текущий и заключительный);
- текущий (контроль, осуществляемый на стадии хозяйственного процесса для оперативного выявления и своевременное пресечение нарушений и отклонений);
- заключительный (контроль осуществляется после того, как работа выполнена, при этом полученные результаты сравниваются с предусмотренными).
Главные инструменты выполнения функции контроля — наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ.
5. Координация (обеспечивает соответствие и согласованность между различными частями управляемой системы путем установления рациональных связей).
Координация— это функция, призванная обеспечивать согласованность и взаимосвязь между элементами системы управления организацией, бесперебойность и непрерывность процесса управления.
Для выполнения этой функции могут использоваться как всевозможные документальные источники (отчеты, докладные, аналитические материалы), так и результаты обсуждений возникающих проблем на совещаниях, собраниях, при интервьюировании и т. д. Большую роль при этом играют технические средства связи, помогающие быстро реагировать на отклонения в нормальном ходе работ в организации. С помощью этих и других форм связи устанавливается взаимодействие между подсистемами организации.
Выполнение управленческих функций, взаимодействие между индивидами и социальными группами осуществляются посредством коммуникации и обмена информацией. Понятия информации и коммуникации взаимосвязаны, но коммуникация включает и то, что передается (информацию), и то, как передается.
Деятельность любого руководителя связана с выполнением следующих процедур и операций:
• получение, проверка и обработка информации;
• разработка и реализация решений;
• контроль и корректировка их выполнения;
• систематизация и хранение данных по выполненным решениям.
Коммуникации в организации выполняют следующие функции:
-информативные — передача истинных или ложных сведений, предоставление необходимой информации для принятия решений, идентификации и оценки возможных вариантов решений;
-мотивационные — побуждение работников к исполнению и улучшению работы путем убеждения, внушения, просьб, приказов и т. д.;
-контрольные — отслеживание поведения работников различными способами на основе иерархии и формальной соподчиненности;
|
|
-экспрессивные — способствование эмоциональному выражению чувств, переживаний, отношения к происходящему; удовлетворение социальных потребностей.
Управленческое решение — процесс нахождения определенного варианта действий посредством выявления и оценки альтернатив, принятия решения, осуществления деятельности и ее конечный результат.
Принятие и реализация решений — сложный процесс, состоящий из нескольких стадий и этапов.
Стадия I. ПРИЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕШЕНИЯ
Признание наличия проблемы, задачи.
Формулирование проблемы, задачи.
Определение критериев решения проблемы, задачи.
Стадия II. ВЫРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ
Разработка альтернативных вариантов решения.
Оценка и сравнение альтернативных вариантов.
Выбор и принятие решения.
Стадия III. РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЯ
Организация выполнения решения.
Контроль и корректировка деятельности и решения.
Оценка деятельности по выполнению решения.