Эффективность менеджмента — это управление деятельностью предприятия с минимальными издержками и максимальными результатами. В менеджменте выделяют экономическую и социальную эффективность.
В общем виде экономическую эффективность управления Эу можно выразить следующей формулой:
где Ру — экономический результат функционирования системы управления (результирующая составляющая).
З — затраты на управление или объем использованных, ресурсов (затратная или ресурсная составляющая).
Результаты управленческой деятельности проявляются лишь опосредованно — в результатах деятельности организации, подразделения. При этом в качестве таковых можно рассматривать конечные показатели деятельности или показатели экономической эффективности деятельности организаций: валовой доход, прибыль, уровень рентабельности, объем производства, товарооборот и др.
Затратная составляющая эффективности управления организацией представляет собой соответствующие трудовые, материальные и финансовые затраты или ресурсы, обеспечивающие содержание и функционирование системы управления и используемые в процессе управления. Эти затраты не связаны напрямую с производством (коммерцией) и выступают в форме издержек управления. В структуре затрат на управление важнейшими статьями являются расходы по оплате труда менеджеров и других работников, обслуживающих аппарат управления; расходы на технику управления; текущие расходы на функционирование системы управления.
|
|
Можно рассматривать также социальную эффективность менеджмента,выражающую социальный результат управленческой деятельности. Она характеризует степень использования потенциальных возможностей трудового коллектива и каждого работника, его творческих способностей, успешность решения социальных задач развития коллектива.
Социальную эффективность менеджмента целесообразно оценивать с помощью системы показателей, которую можно разделить на четыре группы.
1. показатели, характеризующие условия труда работников организации:
• морально-психологический климат;
• уровень конфликтности в коллективе предприятия;
• удовлетворенность работников своим трудом;
• нервно-эмоциональная нагрузка;
2. показатели, характеризующие социально-бытовые условия работников организации,:
• жилищные условия (обеспеченность жильем) работников и членов их семей;
• обеспеченность детскими дошкольными учреждениями;
• обеспеченность лечебными учреждениями;
• обеспеченность культурно-просветительными учреждениями;
• обеспеченность путевками в санаторно-оздоровительные учреждения;
|
|
3. показатели, характеризующие квалификацию работников:
• общеобразовательный уровень работников;
• профессиональный уровень работников;
• уровень квалификации кадров;
• уровень экономической грамотности кадров;
4. показатели, характеризующие организацию и мотивацию труда:
• дисциплина труда;
• исполнительская дисциплина;
• участие работников в управлении (выработке и принятии управленческих решений);
• уровень организации и оснащенности рабочих мест;
Показатели социальной эффективности менеджмента oпределяют с помощью экономической и статистической отчетности, анкетирования работников, метода экспертных оценок других.
Использование показателей эффективности менеджмента позволяет диагностировать систему менеджмента, предупреждать возникающие при ее функционировании отклонения вскрывать причины неэффективного управления, осуществлять научно обоснованное целеполагание деятельности органов управления, корректировать их дальнейшую работу.
Пути повышения эффективности управления:
• разработка проблем управления и способов их разрешения;
• постоянное улучшение технологического и информационного обеспечения управления;
• совершенствование систем и методов управления;
• регулярная переподготовка как руководящего состава, так и рядовых сотрудников;
• пристальное внимание к подбору кадров.