Тема. Менеджер как субъект управления

Менеджер – это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделённый полномочиями принимать решения по определённым видам деятельности организации, функционирующей организации.

Типы менеджеров:

1. Вертикальное разделение труда в менеджменте предполагает выделение трех иерархических уровней управления, которые определяют содержание труда менеджера

Менеджеры высшего звена отвечают за принятие важней­ших решений для организации в целом, за решение прежде всего стратегических задач. Их работа не имеет четкого завершения, содержит значительный риск. Менеджеров этого звена значи­тельно меньше, чем менеджеров других звеньев. Их труд высо­ко ценится и, как правило, хорошо оплачивается.

Менеджеры среднего уровня координируют работу менеджеров нижнего уровня и выступают связующим звеном между ними и высшим руководством. Они принимают решения в соответствии с содержанием задач внутренней среды организации (предприятия).

Менеджеры низового уровня организуют работу непосредственно подчиняющихся им рабочих или других работников. Они принимают оперативные решения в соответствии с конкретными задачами возглавляемого объекта.

2. Горизонтальное деление труда в менеджменте позволяет выделить:

Линейные руководители — это менеджеры, осуществляющие координацию деятельности подразделений в соответствии с целями и задачами своего иерархического уровня.

Функциональные руководители - это менеджеры, возглавляющие отделы и службы в иерархической структуре организации (предприятия), обеспечивающие возможность принятия решений линейными руководителями соответствующего иерархического уровня.

Основные качества, необходимые менеджеру:

1. Мировоззренческая позиция - это социальное качество личности, обладающей нравственными установками, характерными для определенного вида деятельности.

• наличие выработанной управленческой концепции;

• желание обеспечить достижение хозяйственных и социальных целей организации;

• умение позитивно воздействовать на людей, воспитывая личным примером;

2. Деловая компетенция - это качество личности, обладающей умением вести хозяйственную деятельность в условиях рыночных отношений.

• обладать профессиональными знаниями в области рыночной экономики;

• обладать опытом работы в сфере хозяйственной деятельности;

• владеть современными методами менеджмента;

3. Административный талант — это качество личности, обладающей организаторскими способностями, обеспечивающими реальную возможность доводить начатое дело до конца.

• проявлять предприимчивость в расширении сферы деятельности;

• обладать опытом административной работы;

• иметь высокий уровень культуры профессионального общения;

• уметь осуществлять корпоративную поддержку;

4. Личностные качества - это свойства личности, обеспечивающие деловую и психологическую поддержку социального окружения в процессе практической деятельности.

• генетическая предрасположенность к лидерству;

• обладать чувством внутренней свободы и готовности к риску;

• критически оценивать свои достижения;

• уметь гармонизировать межличностные отношения;

В английском языке термины «лидер» и «руководитель» являются синонимами, в то время как в русском языке эти понятия употребляются как самостоятельные. При этом они обозначают два различных явления, которые отличаются по содержанию.

Менеджеры направляют работу подчинённых в соответствии с планами, занимая при этом пассивную позицию, чётко регламентируя права и обязанности. Лидеры же определяют, к каким целям необходимо стремиться, формулируя их самостоятельно, не вдаваясь в излишние подробности. Лидер должен обладать видением будущего и путей движения к нему. Лидерство это способность оказывать воздействие на людей с целью достижения намеченных целей.

Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных.

В теории менеджмента различают несколько стилей руководства:

Авторитарный стиль руководства — властный, основанный на стремлении утвердить свое влияние, авторитет, стиль руководства. При авторитарном стиле менеджер привержен формальному характеру взаимоотношений с подчиненными.

Демократический стиль руководства. Этот стиль основан в первую очередь на инициативе коллектива, а не руководителя. Демократический стиль руководства характеризуется в первую очередь коллективной деятельностью.

Либеральный стиль руководства. Этот стиль предполагает склонность к излишней терпимости, снисходительности, нетребовательности.

В стремлении приобрести и укрепить авторитет он способен предоставлять подчиненным различного рода льготы, выплачивать незаслуженные премии.

Управленческий труд - вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации, назначением которого является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач.

Объектом управленческого труда является сфера его приложения - организация, структурное подразделение.

Предмет управленческого труда – информация о состоянии объекта и о необходимых изменениях в его функционировании и развитии.

Продукт управленческого труда - управленческие решения и практические действия, необходимые для обеспечения функционирования объекта в требуемом режиме.

Содержание управленческого труда применительно к конкретному объекту определяется составом функций управления.

Управленческий труд имеет свои специфические технологические отличия, которые заключаются в следующем:

1. Управленческий труд по отношению к конечным результатам производства носит опосредованный характер, т.е. данный вид труда не создает непосредственно потребительскую стоимость, а направлен на управление работниками, занятыми созданием материальных благ или оказанием услуг, и через них – вещественными элементами производства;

2. В основном этот труд является специфически выраженным творческим, опыт и интуиция играют в нем весьма важную роль;

3. Сложность управленческого труда определяется, прежде всего, сложностью самих управленческих функций, степенью самостоятельности их выполнения и повторяемости отдельных элементов процесса труда, уровнем иерархии управления; управленческий труд требует высокого уровня организационных навыков, определяемых продолжительностью работы в аппарате управления и масштабами выполняемой работы.

Управленческий труд существует в трех основных формах:

Эвристический труд сводится к совокупности действий по анализу и изучению тех или иных проблем, стоящих перед организацией, и разработке на основании этого различных вариантов их решений, в основном стратегического характера – управленческих, экономических, технических.

Административный труд является уделом, в основном, руководителей и предполагает текущую координацию и оценку деятельности подчиненных. Этот труд осуществляется в нескольких формах: распоряжение, контроль за работой подчиненных, их поощрение или наказание; организация обмена информацией.

Операторный труд направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией. Он охватывает такие виды деятельности как документационная; первично-счетная и учетная; коммуникативно-техническая, вычислительная и формально-логическая.

Власть — возможность оказывать определенное влияние (воздействие) на поведение людей с помощью права распоряжаться чем-либо, авторитета, подчинения своей воле.

В свою очередь, влияние — поведение одного человека, которое вносит изменение в образ мыслей в действия другого человека.

Формы власти:

Власть, основанная на принуждении. Менеджер может осуществлять власть путем принуждения, что дает ему возможность унижать, запугивать людей. Такой вид власти основан на влиянии на человека с помощью страха: угроза потерять место, быть пониженным в должности.

Власть, основанная на вознаграждении. Это один из самых эффективных способов влияния на других людей. Главное для менеджера — правильно определить размер вознаграждения. В противном случае, при недостаточности вознаграждения степень мотивации будет незначительной.

Власть, основанная на авторитете и знаниях (экспертная). В данном виде власти влияние на сотрудника осуществляется благодаря тому, что он принимает на веру профессионализм менеджера, его опыт и знания.

Власть, основанная на примере. В основе данного вида власти лежит потребность человека в принадлежности, причастности, отождествлении себя с харизматической личностью. Харизма (от греч.— милость, божественный дар) означает одаренность, исключительность.

Власть, основанная на законных правах (традиционная). Руководитель имеет законную власть, которой его наделяет предприятие или организация, в которой он трудится. Это наиболее известный вариант власти.

Эталонная (референтная) власть связана с личными качествами или способностями влияющего, которые воспринимаются исполнителями как привлекательные и представляются им примером для подражания.

Власть, основанная на обладании ресурсами (матери­альными, энергетическими, информационными).

В практике управления все названные формы власти используются не в чистом виде, а в оптимальном сочетании согласно конкретных ситуаций

Полномочия – это совокупностью официально предоставленных прав и обязанностей самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и выполнять действия в интересах организации. Пределы полномочий в общем случае сужаются сверху вниз.

Делегирование – передача видов деятельности и полномочий исполнителю, который берет на себя ответственность за их выполнение.

Полномочия делегируются должности, а не персонально лицу, которое занимает эту должность в данный момент. Если работник меняет работу, он теряет полномочия старой должности и получает полномочия новой.

Делегирование полномочий представляет собой акт, который превращает работника предприятия в руководителя.

Полномочия определяют, что имеет право делать лицо, занимающее какую-то должность. Власть определяет, что оно действительно может делать. Способы использования власти могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на деятельность предприятия.

Делегирование является ключевой деятельностью всякого управляющего, его прямой и косвенный эффекты очень значительные.

Преимущества делегирования:

• делегирование помогает руководителю уменьшить свое нагрузки и освободить время для важных задач (например, для собственно управленческих функций);

• дает возможность использовать профессиональные знания и опыт соответствующих сотрудников;

• стимулирует раскрытие способностей, инициативы, самостоятельности и компетенции подчиненных;

• часто положительно влияет на мотивацию труда сотрудников, на удовлетворенность работой.

Основные правила (техника) делегирования:

Для руководителя из необходимости делегирования вытекает целый ряд обязанностей:

1) подобрать наиболее соответствующих сотрудников;

2) распределить сферы ответственности;

3) координировать и консультировать подчиненных;

4) осуществлять контроль рабочего процесса и результатов;

5) давать оценку своим сотрудникам (не только хвалить, но и объективно критиковать);

6) пресекать попытку обратного или следующего делегирования.

Для подчиненных с делегирования также вытекают специфические обязанности:

1) самостоятельно осуществлять делегированную деятельность и принимать решения на свою ответственность;

2) своевременно информировать руководителя;

3) информировать руководителя о всех необычных случаях;

4) координировать свою деятельность со своими коллегами и заботиться об обмене информацией;

5) повышать квалификацию для того, чтобы соответствовать требованиям


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: