Менеджер – это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделённый полномочиями принимать решения по определённым видам деятельности организации, функционирующей организации.
Типы менеджеров:
1. Вертикальное разделение труда в менеджменте предполагает выделение трех иерархических уровней управления, которые определяют содержание труда менеджера
• Менеджеры высшего звена отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом, за решение прежде всего стратегических задач. Их работа не имеет четкого завершения, содержит значительный риск. Менеджеров этого звена значительно меньше, чем менеджеров других звеньев. Их труд высоко ценится и, как правило, хорошо оплачивается.
• Менеджеры среднего уровня координируют работу менеджеров нижнего уровня и выступают связующим звеном между ними и высшим руководством. Они принимают решения в соответствии с содержанием задач внутренней среды организации (предприятия).
• Менеджеры низового уровня организуют работу непосредственно подчиняющихся им рабочих или других работников. Они принимают оперативные решения в соответствии с конкретными задачами возглавляемого объекта.
2. Горизонтальное деление труда в менеджменте позволяет выделить:
• Линейные руководители — это менеджеры, осуществляющие координацию деятельности подразделений в соответствии с целями и задачами своего иерархического уровня.
• Функциональные руководители - это менеджеры, возглавляющие отделы и службы в иерархической структуре организации (предприятия), обеспечивающие возможность принятия решений линейными руководителями соответствующего иерархического уровня.
Основные качества, необходимые менеджеру:
1. Мировоззренческая позиция - это социальное качество личности, обладающей нравственными установками, характерными для определенного вида деятельности.
• наличие выработанной управленческой концепции;
• желание обеспечить достижение хозяйственных и социальных целей организации;
• умение позитивно воздействовать на людей, воспитывая личным примером;
2. Деловая компетенция - это качество личности, обладающей умением вести хозяйственную деятельность в условиях рыночных отношений.
• обладать профессиональными знаниями в области рыночной экономики;
• обладать опытом работы в сфере хозяйственной деятельности;
• владеть современными методами менеджмента;
3. Административный талант — это качество личности, обладающей организаторскими способностями, обеспечивающими реальную возможность доводить начатое дело до конца.
• проявлять предприимчивость в расширении сферы деятельности;
• обладать опытом административной работы;
• иметь высокий уровень культуры профессионального общения;
• уметь осуществлять корпоративную поддержку;
4. Личностные качества - это свойства личности, обеспечивающие деловую и психологическую поддержку социального окружения в процессе практической деятельности.
• генетическая предрасположенность к лидерству;
• обладать чувством внутренней свободы и готовности к риску;
• критически оценивать свои достижения;
• уметь гармонизировать межличностные отношения;
В английском языке термины «лидер» и «руководитель» являются синонимами, в то время как в русском языке эти понятия употребляются как самостоятельные. При этом они обозначают два различных явления, которые отличаются по содержанию.
Менеджеры направляют работу подчинённых в соответствии с планами, занимая при этом пассивную позицию, чётко регламентируя права и обязанности. Лидеры же определяют, к каким целям необходимо стремиться, формулируя их самостоятельно, не вдаваясь в излишние подробности. Лидер должен обладать видением будущего и путей движения к нему. Лидерство это способность оказывать воздействие на людей с целью достижения намеченных целей.
Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных.
В теории менеджмента различают несколько стилей руководства:
Авторитарный стиль руководства — властный, основанный на стремлении утвердить свое влияние, авторитет, стиль руководства. При авторитарном стиле менеджер привержен формальному характеру взаимоотношений с подчиненными.
Демократический стиль руководства. Этот стиль основан в первую очередь на инициативе коллектива, а не руководителя. Демократический стиль руководства характеризуется в первую очередь коллективной деятельностью.
Либеральный стиль руководства. Этот стиль предполагает склонность к излишней терпимости, снисходительности, нетребовательности.
В стремлении приобрести и укрепить авторитет он способен предоставлять подчиненным различного рода льготы, выплачивать незаслуженные премии.
Управленческий труд - вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации, назначением которого является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач.
Объектом управленческого труда является сфера его приложения - организация, структурное подразделение.
Предмет управленческого труда – информация о состоянии объекта и о необходимых изменениях в его функционировании и развитии.
Продукт управленческого труда - управленческие решения и практические действия, необходимые для обеспечения функционирования объекта в требуемом режиме.
Содержание управленческого труда применительно к конкретному объекту определяется составом функций управления.
Управленческий труд имеет свои специфические технологические отличия, которые заключаются в следующем:
1. Управленческий труд по отношению к конечным результатам производства носит опосредованный характер, т.е. данный вид труда не создает непосредственно потребительскую стоимость, а направлен на управление работниками, занятыми созданием материальных благ или оказанием услуг, и через них – вещественными элементами производства;
2. В основном этот труд является специфически выраженным творческим, опыт и интуиция играют в нем весьма важную роль;
3. Сложность управленческого труда определяется, прежде всего, сложностью самих управленческих функций, степенью самостоятельности их выполнения и повторяемости отдельных элементов процесса труда, уровнем иерархии управления; управленческий труд требует высокого уровня организационных навыков, определяемых продолжительностью работы в аппарате управления и масштабами выполняемой работы.
Управленческий труд существует в трех основных формах:
Эвристический труд сводится к совокупности действий по анализу и изучению тех или иных проблем, стоящих перед организацией, и разработке на основании этого различных вариантов их решений, в основном стратегического характера – управленческих, экономических, технических.
Административный труд является уделом, в основном, руководителей и предполагает текущую координацию и оценку деятельности подчиненных. Этот труд осуществляется в нескольких формах: распоряжение, контроль за работой подчиненных, их поощрение или наказание; организация обмена информацией.
Операторный труд направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией. Он охватывает такие виды деятельности как документационная; первично-счетная и учетная; коммуникативно-техническая, вычислительная и формально-логическая.
Власть — возможность оказывать определенное влияние (воздействие) на поведение людей с помощью права распоряжаться чем-либо, авторитета, подчинения своей воле.
В свою очередь, влияние — поведение одного человека, которое вносит изменение в образ мыслей в действия другого человека.
Формы власти:
Власть, основанная на принуждении. Менеджер может осуществлять власть путем принуждения, что дает ему возможность унижать, запугивать людей. Такой вид власти основан на влиянии на человека с помощью страха: угроза потерять место, быть пониженным в должности.
Власть, основанная на вознаграждении. Это один из самых эффективных способов влияния на других людей. Главное для менеджера — правильно определить размер вознаграждения. В противном случае, при недостаточности вознаграждения степень мотивации будет незначительной.
Власть, основанная на авторитете и знаниях (экспертная). В данном виде власти влияние на сотрудника осуществляется благодаря тому, что он принимает на веру профессионализм менеджера, его опыт и знания.
Власть, основанная на примере. В основе данного вида власти лежит потребность человека в принадлежности, причастности, отождествлении себя с харизматической личностью. Харизма (от греч.— милость, божественный дар) означает одаренность, исключительность.
Власть, основанная на законных правах (традиционная). Руководитель имеет законную власть, которой его наделяет предприятие или организация, в которой он трудится. Это наиболее известный вариант власти.
Эталонная (референтная) власть связана с личными качествами или способностями влияющего, которые воспринимаются исполнителями как привлекательные и представляются им примером для подражания.
Власть, основанная на обладании ресурсами (материальными, энергетическими, информационными).
В практике управления все названные формы власти используются не в чистом виде, а в оптимальном сочетании согласно конкретных ситуаций
Полномочия – это совокупностью официально предоставленных прав и обязанностей самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и выполнять действия в интересах организации. Пределы полномочий в общем случае сужаются сверху вниз.
Делегирование – передача видов деятельности и полномочий исполнителю, который берет на себя ответственность за их выполнение.
Полномочия делегируются должности, а не персонально лицу, которое занимает эту должность в данный момент. Если работник меняет работу, он теряет полномочия старой должности и получает полномочия новой.
Делегирование полномочий представляет собой акт, который превращает работника предприятия в руководителя.
Полномочия определяют, что имеет право делать лицо, занимающее какую-то должность. Власть определяет, что оно действительно может делать. Способы использования власти могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на деятельность предприятия.
Делегирование является ключевой деятельностью всякого управляющего, его прямой и косвенный эффекты очень значительные.
Преимущества делегирования:
• делегирование помогает руководителю уменьшить свое нагрузки и освободить время для важных задач (например, для собственно управленческих функций);
• дает возможность использовать профессиональные знания и опыт соответствующих сотрудников;
• стимулирует раскрытие способностей, инициативы, самостоятельности и компетенции подчиненных;
• часто положительно влияет на мотивацию труда сотрудников, на удовлетворенность работой.
Основные правила (техника) делегирования:
Для руководителя из необходимости делегирования вытекает целый ряд обязанностей:
1) подобрать наиболее соответствующих сотрудников;
2) распределить сферы ответственности;
3) координировать и консультировать подчиненных;
4) осуществлять контроль рабочего процесса и результатов;
5) давать оценку своим сотрудникам (не только хвалить, но и объективно критиковать);
6) пресекать попытку обратного или следующего делегирования.
Для подчиненных с делегирования также вытекают специфические обязанности:
1) самостоятельно осуществлять делегированную деятельность и принимать решения на свою ответственность;
2) своевременно информировать руководителя;
3) информировать руководителя о всех необычных случаях;
4) координировать свою деятельность со своими коллегами и заботиться об обмене информацией;
5) повышать квалификацию для того, чтобы соответствовать требованиям