Межгосударственная организация как субъект МЧП

Лекция № 5

В уставах многих межгосударственных организаций зафиксирована формулировка о том, что они являются ЮЛ (например, МОТ, МАГАТЭ, МБР). Даже в том случае, когда устав организации не предусматривает прав ЮЛ, резолюции организации, национальное законодательство говорят об организациях как ЮЛ. Юридический комитет ООН провел исследование, существуют ли ситуации, когда суды не признают прав ЮЛ за организациями и таких прецедентов не нашел.

Права ЮЛ:

· приобретать отчуждать и владеть имуществом,

· обладать правами на интеллектуальную собственность,

· быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже, третейском суде.

Организации, обладая этими правомочиями, могут вступать в международные отношения невластного характера.

НО: нельзя ставить знак равенства между ЮЛ и международными организациями. Правильно говорить «у международных организаций есть права ЮЛ - вступать в отношения невластного характера», но они не тождественны ЮЛ.

ЮЛ Межгосударственная организация
это категория внутреннего права, оно подчинено внутреннему правопорядку (регистрируется, действуют) создается на основе международного договора; не может быть поставлена под контроль одного государства, поэтому не регистрируется ни в одной национальной системе. Её статус ЮЛ вытекает из международного договора или актов этой организации.

Т.Н. Нешатаева за англ. юристом Джексом вводит категорию «международных ЮЛ» и применяет её к межгосударственным организациям.

Межгосударственные организации отличаются от обычных ЮЛ тем, что имеют привилегии и иммунитеты (!!!).

Иммунитет – изъятие МО из-под действия национального законодательства и национального судопроизводства.

Вопрос об иммунитете стал в тот период, когда разрабатывался Устав ООН. Обладание иммунитетами и привилегиями. В 1946 г. применяется Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН, а в 1947 г. заключается Соглашение о штаб-квартире ООН в США.

Черты иммунитета:

1) договорная природа (договорная природа – МО наделяется иммунитетами на основе международного договора)

Межгосударственные организации пользуются иммунитетами и привилегиями.

Иммунитет государства присущ ему в силу самого существования государства, имеет правовое происхождение, не нуждается в закреплении в договоре.

Иммунитет межгосударственной организации возникает оттого, что государства или устав наделяют её иммунитетом в договоре. В договоре всегда указывается, какими именно иммунитетами обладает та или иная организация.

2) функциональный характер (иммунитет МО предоставляется с учетом её правоспособности; если организация выполняет свои международные функции, она пользуется иммунитетом; если бы она осуществляла внеуставную деятельность, она бы иммунитетом не пользовалась, но организации так не делают; обычно наем персонала, покупка оборудования подпадает под частноправовые сделки, направленные на достижение уставных целей)

3) при соблюдении 2 предыдущих признаков иммунитет МО не может быть ограничен (вступление в коммерческие отношения не влечет отказа от иммунитета)

Виды иммунитетов МО:

· иммунитет от применения национального законодательства (например, Соглашение о штаб-квартире ООН 1947 содержит норму о том, что американское законодательство применяется к штаб-квартире только тогда, когда не противоречит правилам ООН)

a) право, применимое к коммерческим сделкам

b) право, применимое к трудовым отношениям.

В первые годы действия ООН были сделки, которые подчинялись законам места совершения, или закону, избранному сторонами. На сегодня ООН отказались от практики, когда коммерческие сделки подчиняются национальному праву. Применимым правом к сделкам ООН и её организаций является право, разработанное в рамках ООН. Национальное законодательство не применяется.

Иммунитет – применимым правом рассматривается право международных организаций, а не национальное законодательство какого-либо государства.

Трудовые отношения организации системы ООН – все они используют Правила ООН о персонале и Устав ООН в ст. 101 говорит о том, что наем персонала осуществляет Генеральный секретарь по правилам, учрежденным Генеральной ассамблеей.

Есть трибуналы, которые рассматривают споры с персоналом, действуют строго по правилам международной организации

· юрисдикционный иммунитет (МО имеют право искать и отвечать в суде; такой вывод был сделан в 1948 г. в Консультативном заключению между судом ООН по делу Бернадота. МО может по своему праву обращаться в национальные судебные учреждения, но на практике они избегают этого и используют систему международных судебных учреждений)

Как быть, когда в государстве подается иск против МО? Суд должен отказать в принятии искового заявления. Такие ситуации имели место в практике различных государств, и все суды подходят единообразно – отказывают в принятии искового заявления. Иногда не сразу отказывают, а сначала направляют обращение в МО с просьбой отказаться от иммунитета (Швейцарский суд направил просьбу ВОЗ отказаться от иммунитета из целей гуманности по делу о возмещении вреда здоровью, но неудачно)

· иммунитет собственности (МО имеют в собственности здания, воздушные суда, автотранспорт; собственность МО не может быть национализирована, ревизирована, экспроприирована и подвергнута мерам, аналогичным экспроприации, т.е. никакие принудительные меры в отношении собственности не допускаются

Вопросы собственности обычно решаются в соглашениях о штаб-квартире. Там решаются не только вопросы экспроприации, но и вопросы свободного открытия счетов в любой валюте, свободного перевода этих средств, освобождение от налогов, таможенных сборов, право владеть ценными бумагами, золотом. Т.е. МО предоставляются налоговые льготы и широкие правомочия по владению, пользованию и распоряжению различными видами собственности. На них не распространяется валютное регулирование, ограничения на рынке ценных бумаг. Всё делается для того, чтобы была база для осуществления международных функций. По сути это ничем неограниченное право собственности МО на все её активы.

Отказ от иммунитета. Обладая иммунитетами, МО неохотно отказываются от иммунитетов. В системе организаций ООН от иммунитета может отказаться только высшее должностное лицо (Генеральный секретарь, Генеральный директор) или выдавать доверенность своим заместителям на отказ от иммунитета. В 1948 г. Генеральная Ассамблея приняла резолюцию, в которой призвала осуществлять страхование ответственности в ДТП и передавать все споры на рассмотрение национальных судов. Но Резолюция Генеральной Ассамблеи носит характер рекомендации, а потому организации сами решают, отказываться от иммунитета или нет.

Помимо иммунитетов, МО обладают привилегиями. Их помещения и архивы неприкосновенны. Соглашение 1947 г. о штаб-квартире ООН говорит о том, что американские правоохранительные органы могут входить только с согласия или по требованию самой ООН.

Их корреспонденция пользуется статусом дипломатической почты – не может быть вскрыта ни при каких обстоятельствах.

Их документы не могут быть подвергнуты цензуре или отмене со стороны национальных органов (иски о признании недействительным акта МО не рассматриваются и в силу иммунитета, и в силу привилегии).

Но в практике случаются случаи, когда нарушаются привилегии и иммунитеты:

1) наложение ареста на банковские вклады

2) таможенный досмотр товаров, которые импортируются организациями (частый случай). Например, ООН закупает мебель у итальянской компании, она досматривается при экспорте из Италии, но обычно МО обращается в МИД соответствующего государства, действия по досмотру прекращаются, а МИД приносит официальные изменения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow