Государтва

Субъекты международного частного права

В учебниках по МЧП, как правило, не дается общего понятия субъекта. Мы будем исходить из того, что МЧП регулирует международные отношения невластного характера, то есть те отношения, обязательными участниками которых являются юридические лица, физические лица, международные неправительственные организации, транснациональные корпорации, общественный организации, политические партии, субъекты федераций, муниципалитеты. Эти субъекты являются субъектами внутреннего права государств, субъектами МЧП они становятся тогда, когда в правоотношении появляется иностранный участник. Следовательно, субъекты МЧП -это участники международных отношений невластного характера. В этих отношениях могут участвовать и властные субъекты, однако. То есть субъекты МПП.

В МЧП субъекты разделены на две группы:

1) основные – это не суверенные субъекты, правоотношения которых всегда регулируются нормами международного частного права, то есть это обязательные участники международных отношений невластного характера. К ним относятся: юридические лица, физические лица, международные неправительственные организации, транснациональные корпорации, общественный организации, политические партии, субъекты федераций, муниципалитеты. То есть главная особенность этих субъектов в том, что кто-то из них всегда присутствует в международных отношениях невластного характера.

2)Неосновные субъекты – это субъекты, которые становятся субъектами МЧП, когда вступают в правоотношения с основными субъектами. Это: государства, межгосударственные организации, квазигосударства, нации, которые борются за свою независимость. Если государство вступает в отношение с другим государством, то это отношения суверенного равенства – то есть горизонтальные отношения, если государство заключает сделку с юр. лицом другого государства – то это диагональные отношения.

Отношения между государствами построены на принципе суверенного равенства, каждое государство обладает суверенитетом, считается, что из суверенитета, как качества, вытекает иммунитет государства – то есть изъятие из-под юрисдикции другого государства. Это означает, что если государству подается иск в суде другого государства – оно вправе сослаться на иммунитете и тогда иск не будет принят и рассмотрен судом. На иммунитет государство не может ссылаться при осуществлении юрисдикции его собственными судами.

Существует три вида государственного иммунитета:

- юрисдикционный, который, в свою очередь, делятся на три подвида:

1) иммунитет от предъявления иска – то есть иск к государству в суде иностранного государства нельзя предъявить без согласия первого государства;

2) иммунитете от обеспечительных мер – такие меры, как арест имущества, запрет совершать определенные действия, а принимаются только с согласия соответствующего государства;

3) иммунитет от исполнения решения – решение в отношении государства можно исполнить только с согласия этого государства.

- иммунитет собственности (государственную собственность на территории другого государства нельзя подвергать принудительным мерам (конфисковывать, приватизировать и пр.))

- налоговый иммунитет (государство не обязано уплачивать налоги в казну другого государства. – налоговые льготы для консульских и дипломатических представительств).

Долгое время доминирующей была теория и практика абсолютного иммунитета, то есть иммунитеты государства распространялись не только на область МПП, но и на МЧП. С 40-х гг 20-го века начинает развиваться теория функционального иммунитета – это теория построена на мысли о том, что если государство вступает в невластные отношения, оно иммунитетом не пользуется. Законы об иммунитете государства были приняты в Австралии,Аргентине, Великобритании, Канаде, Сингапуре, США, ЮАР. Основной идеей этих законов было то, что если государство вступает в коммерческие отношения – оно утрачивать право ссылаться на иммунитет. В 1972 году принимается ЕК об иммунитет государства – она установила изъятия из иммунитета для коммерческих сделок, трудовых отношений, сделок в промышленной, интеллектуальной собственностью, то есть практически во всех отраслях МЧП государство иммунитетом не пользовалось. В 2004 г. ГА ООН одобрила конвенцию о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.

Конвенция 2004 года – первый вопрос который решен в конвенции это, что понимать под понятием государства – это прежде всего государства и его органы, вторым пунктом в перечне идут субъекты федерации, при условии того, что они осуществляют суверенные государственные функции. В РФ субъекты – не являются субъектами МПП, полномочия субъектов и РФ разграничено в Конституции, в силу чего субъекты РФ иммунитетами не пользуются и суверенных функций не осуществляют. Формулировка конвенции учитывает практику других федеративных государств. Под государством понимаются: учреждение, институции, организации, на которых возложены публичные функции. В судебной практике Франции возникал вопрос по поводу иммунитета Российского государства в отношении культурных ценностей, и суды Франции признали государственный иммунитет за музеем. С этой точки зрения – СПбГУ может пользоваться иммунитетом? Применительно к образовательным услугам, если иностранный студент платит за свое обучение,ему поставили два и он обжаловал это в польском суде – здесь не пользуется, так как речь идет о коммерческом отношении – пользовании услугами по обучению. А если польский студент учится на бюджетной основе? Здесь уже есть о чем рассуждать. В РФ государственные унитарные предприятия не пользуются иммунитетом, потому что они по своей сути представляют коммерческие организации с обособленным имуществом. Далее в понятие государства входят официальные представители этого государства. В силу своих должностных полномочий РФ представляют – Президент, глава Правительства и Министр иностранных дел – их действия признаются действиями государства. Они еще имеют личные иммунитеты, так что нужно разграничивать когда они действовали в личном качестве, а когда – как представители государства. Ст.5 Конвенции говорит о том, что государства пользуются иммунитетом в международных отношениях частно-правового характера. То есть государства пользуются иммунитетом – по общей формулировке, но далее установлено восемь изъятий из государственного иммунитета. То есть, если государство вступает в соответствующее отношении – оно иммунитетом не пользуется.

Изъятия:

1) В отношении коммерческих сделок. Для определения того, является ли сделка коммерческой для государства – используются два критерия: природа сделки(если коммерческая по своей природе сделка совершается между государствами, то она под действие данного пункта не подпадает, имеются в виду коммерческие сделки с не суверенными субъектами); цель сделки (то есть в каких интересах сделка совершается – в частных или публичных).

2) Трудовые отношения. Речь идет о трудовых отношениях с лицом, которое выполняет или планирует выполнять работу в государстве суда. Из данного вида отношений предусмотрено множество изъятий, когда государство все таки иммунитетом пользуется. Если речь идет о найме дипломатических и консульских агентов. Главы государств, Правительств, глава министерства иностранных дел.

3) Изъятие для граждан, с которыми заключен контракт – то есть для граждан собственного государства, за исключением случая,когда они постоянно проживают на территории другого государства

4) Государство может заявить о своем иммунитете в интересах государственной безопасности.

5) Речь идет об ущербе жизни,собственности,здоровью – то есть о внедоговорных обязательствах. Когда иностранное государство причиняет имущественный или иной вред гражданину, находящемуся на территории государства суда.

6) Речь идет о правоотношениях собственности, это не только споры,связанные с прекращением и возникновением права собственности, но споры,связанные с передачей в дар, наследованием, бесхозяйным имуществом, если там есть государственные интересы, споры по отношениям связанным с управлением собственности при банкротстве, ликвидации юридического лица. То есть любые споры – прямо или косвенно связанные с правом собственности. РФ пошло на ограничение своего иммунитета в деле правового статуса торговых представительств.

7) Спор, касающийся интеллектуальной собственности – право на товарные знаки, промышленные образцы изобретения, другие объекты промышленной собственности, авторских прав.

8) Следующая категория споров, изъятых из под иммунитета – это споры связанные с участием государства в ассоциациях,обществах и других организациях, при чем не обязательно, чтобы эти государства были юридическими лицами. Ограничение иммунитета существует при наличии ряда условий: такое общество или организация должны иметь в качестве участника не суверенных субъектов. Во-вторых они должны быть зарегистрированы в государстве суда, и иметь там главные органы. То есть, условно говоря, если РФ захочет участвовать в Германском ГНБХ наряду с другими германскими фирмами – она иммунитетом не пользуется.

9) Следующая категория касается морских судов, используемых для коммерческих нужд. Все военные суда – безусловно пользуются иммунитетом. Государственным иммунитетом пользуются гражданские суда, которые используются для государственных некоммерческих целей. Изъятие из иммунитета в отношении коммерческих судов распространяются на отношения, связанные с эксплуатацией судов на причинение ущерба этим суднам и на договоры перевозки.

10) По вопросам коммерческого арбитража – если государство заключает арбитражное соглашение, то тем самым оно не вправе ссылаться на иммунитет от судебного контроля за арбитражем. То есть оно отказывается от иммунитета в отношении таких вопросов, как недействительность арбитражного соглашения, принудительное исполнения решений коммерческого арбитража, отмена решения коммерческого арбитража.

Это касается иммунитета от предъявления иска. Что касается применения обеспечительных мер, то конвенция стоит на позициях абсолютного иммунитета – то есть она допускает только отказ государства от иммунитета, такой отказ возможен в силу – международного договора контракта или одностороннего заявления государства.

· Если государство специально резервирует имущество для целей данного спора – то на такое имущество можно наложить арест.

В отношении иммунитета от исполнения судебного решения государству предоставлен весьма ограниченный иммунитет, не исполнять судебное решение можно, только если государство ссылается на государственный некоммерческий интерес, который сложно доказать. Конвенция вводит перечень имущества – на которое не может быть обращено взыскание по долгам государства(это прежде всего военное имущество, имущество диппредставительств, культурные ценности, не предназначенные для продажи и имущество, которое используется в целях образования и науки и не предназначенное для продажи).

В РФ - ст.401 ГПК и ст.251 АПК. Ст.401 ГПК говорит, что подать иск, применить обеспечительные меры. Исполнить судебное решение – можно только согласия соответствующего государства, то есть ГПК стоит на позиции абсолютного иммунитета, он правда говорит: если иное не предусмотрено международным договором или ФЗ. Далее АПК говорит о том, что государство иммунитетом пользуется, если выступает в качестве носителя власти, то есть позиция АПК – функциональный иммунитет. Надо сказать,что И.О.Хлестова предлагает принять закон об иммунитете государства, основанный на теории функционального иммунитета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: