Юридические лица как субъекты МЧП

Привилегий и иммунитетов МНПО не имеют.

Международный характер МНПО

ЭКОСОС предоставляет консультативный статус международным организациям, приравнивая их в МНПО. Если в названии есть слово «глобальная», «всемирная», «международная» - чаще международная неправительственная организации. Например, Международная торговая палата, Антирассисткая информационная служба (следит за имплементацией конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации)

Для определения характера организации могут быть использованы 3 альтернативных критерия:

· цели деятельности организации должны носить международный характер (например, Храм взаимопонимания ставит своей целью поддержание всемирного диалога, сотрудничество конфессий во всем мире). Не важно иметь филиалы и представительства, важно иметь членов из разных государств.

· осуществление деятельности в разных государствах

· если членами организации являются граждане и ЮЛ из разных государств

По существу правовое регулирование деятельности МНПО ограничено Конвенцией 1986 г. о правосубъектности МНПО, но она действует только для Европы.

МНПО всегда регистрируются по законодательству определенного государства как некоммерческие организации. Их деятельность не должна противоречить законодательству места регистрации.

В РФ - должны быть минимум 3 человека, если 1 иностранец – уже международная. Наше законодательство признает международными только те организации, в которых участвуют иностранцы. Если МНПО создает филиал в другом государстве, она также подчиняется законодательству этого государства.

Сложен статус членов МНПО. Это национальные невластные субъекты, которые относятся к юрисдикции определенного государства. Следовательно, это государство устанавливает для них ограничения и запреты. Для них также обязательными являются акты самой МНПО, поскольку вступая в МНПО, они обязались соблюдать её Устав.

Например, Международный Совет по музыке содержит особую категорию членства – участвовать могут только национальные советы по музыке, а он в государстве может быть только один. На практике возникла ситуация, когда Московская консерватория создала такой совет и вошла. Они не участвовали и не платили взносов, но больше уже никакая консерватория из РФ не может туда войти.

Наше законодательство не накладывает количественных ограничений на членство в различных МНПО.

Относятся к категории основных субъектов. Если в правоотношении появляется ЮЛ, то это отношение регулируется нормами частного права.

Единого понятия ЮЛ в государствах не сложилось. Некоторые государства не используют термин (в Великобритании – компания, в Индии – корпорации). ЮЛ – условный термин. В Германии права ЮЛ могут быть предоставлены обособленному имущественному комплексу («имущество, обладающее правами ЮЛ»). В Великобритании правами ЮЛ обладает Королева и Архиепископ Кентерберийский (шляпка – личное, Букингемский дворец – имущество короны). В РЧП ЮЛ понималось как объединение частных лиц. Для современного МЧП это понятие неактуально.

Если обобщить признаки ЮЛ, имеющиеся в разных правовых системах, можно выделить 2 основные черты

· выступают в обороте от собственного имени («обособленная юридическая личность»)

· сами несут ответственность по своим обязательствам

Виды ЮЛ:

· ЮЛ публичного права – не преследуют цели извлечения прибыли (библиотеки, музеи, СПбГУ)

· ЮЛ частного права – преследуют цель извлечения прибыли.

§ у нас в РФ монистическая система ГП – только ГК; в Германии, Франции, Италии – дуалистическая система ГП (есть и ГК, и Торговый Кодекс) – у нас все ЮЛ гражданского права, а в этих государствах есть еще и ЮЛ торгового права. По ГГУ создаются все товарищества (на вере, коммандитное), а все общества создаются по торговому праву.

§ по форме собственности – ЮЛ государственной, муниципальной и частной собственности, со 100% иностранным капиталом, со смешанным капиталом.

§ по организационно-правовой форме: общества, товарищества и т.п.

Правовое положение ЮЛ определяется внутренним законодательством отдельных государств. Это общее правило, которое имеет 3 исключения:

1) совместные предприятия, которые созданы по международному договору. Их правовое положение определятся международным договором и Уставом. Право государства места регистрации действует субсидиарно и в части, не противоречащей договору

2) в рамках ЕС существуют категории Европейского кооператива и Европейской компании. Их правовое положение определяется регламентами Совета ЕС.

§ Европейская компания по своей сути АО. Те же органы – Общее Собрание акционеров, Директор. Но существует специфика в вопросах организации таких компаний. Нельзя ни в одном государстве с нуля учредить Европейскую компанию. Европейская компания может быть образована уже существующими АО в результате их слияния, присоединения, внесения ими вклада в уставный капитал новой Европейской компании. Изначальными участниками ЕК не могут быть физические лица. Их правовое положение определяется своеобразно – в первую очередь действует регламент ЕС, затем – Устав компании, по вопросам, которые отнесены регламентом к ведению Устава, затем – национальным законодательством в случаях отнесения к нему вопросов регламентом и только субсидиарно по неурегулированным вопросам – национальное законодательство об АО. Европейская компания должна быть зарегистрирована в одном государстве-члене ЕС. При изменении места нахождения она должна пройти перерегистрацию – не может быть зарегистрирована в одном государстве, а действовать – в другом. Она должна либо изменить место нахождения, либо создать филиал.

3) Межамериканская конвенция «О правоспособности и дееспособности ЮЛ» 1984 г. содержит лишь коллизионные нормы, основная отсылка – к закону места учреждения.

Национальное право по-разному определяет статус ЮЛ. В РФ определяющий – закон места учреждения, что подверглось критики со стороны немецких юристов («такой формальный критерий приводит к появлению «компаний почтового ящика» - не ведет деятельность на данной территории, хотя использует налоговые льготы этой территории, лишь получает корреспонденцию по данному почтовому адресу; например, так функционируют все оффшорные компании).

В Германии статус ЮЛ определяется по месту нахождения руководящего органа (офис Генерального директора). В ОАЭ правовое положение ЮЛ определяется по месту их деятельности. Каждое государство устанавливает собственные правила для своих ЮЛ – могут ли они вступать в международные отношения, под какие валютные/ таможенные/ налоговые правила подпадают.

Внутренним правом государства определяется правовой режим предприятий со 100% иностранным капиталом. Например, в Японию иностранный капитал не поступает – много административных барьеров; во Франции иностранный капитал не допускается в с/х, ТВ, радио, туризм, энергетику. В Швейцарии иностранный капитал не допускается в часовой и сыроваренной промышленности.

В РФ в 2008 г. принимается Закон «Об иностранным инвестициях в стратегические отрасли промышленности». Пр. Вознесенская выступала против этого закона – «суперсложноподчиненные предложения». На всенародное обсуждение этот закон не выносился, хотя речь касается национальной безопасности. Во-первых, произвольный подбор отраслей, которые оказались стратегическими (атомная энергетика и ТВ поставлены в один ряд). Во-вторых, иностранный капитал не запрещается, а вложение иностранных инвестиций поставлено в зависимость от решения государственных органов – «получай лицензию и вкладывай». Но лицензионные требования в законе не прописаны – любой иностранец потенциально может получить такое разрешение.

Мы вступили в ВТО. Есть 4 протокол ГАЦ (базовое соглашение по коммуникациям), который предусматривает свободный доступ иностранных инвестиций. Какие тут лицензии? ВТО их не приемлет. Можно оговорить только специфические обязательства – выделить доступные отрасли. Нужно приводить законодательство в соответствие с обязательствами по ВТО.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow