Функция цены представляет собой ее предназначение в управлении национальным хозяйством в целом и каждым предприятием (в том числе функционирующим в сфере товарного обращения) в отдельности.
В условиях рынка цены выполняют две основные функции:
1) ограничивают потребление ресурсов;
2) мотивируют производство.
Кроме того, можно выделит пять важных функций, которые выполняют цены в рыночной экономике;
1) учетную;
2) стимулирующую;
3) распределительную;
4) балансирования спроса и предложения;
5) инструмента рационального размещения производства.
Учетная функция связана с самой сущностью цены, являющейся денежным эквивалентом товара или услуги. Следовательно, учетная функция обеспечивает эквивалентность обмена, т.е. валовой доход в коммерции при прочих равных условиях покрывает издержки обращения, а также дает прибыль в размере, позволяющем совершенствовать и развивать торгово-хозяйственную деятельность, повышать жизненный уровень работников предприятия.
Стимулирующая функция заключается в том, что повышенные цены стимулируют предприятия, осуществляющие операции по доведению товаров от производителя до потребителя, к продажам прогрессивных и дефицитных видов товаров, а пониженные – к выводу из товарооборота устаревших продуктов.
|
|
Распределительная функция связана с колебаниями цены под воздействием рыночных факторов. С помощью этой функции осуществляется распределение и перераспределение рационального дохода между отраслями экономики, регионами, различными формами собственности, группами населения.
Функция балансирования спроса и предложения проявляется через связь между двумя этими категориями. Она служит инструментом регулирования экономических процессов.
Значение функции цены как инструмента рационального размещения производства возрастает по мере развития и укрепления рыночных отношений в экономике. Складывающийся уровень цен в различных отраслях народного хозяйства способствует переливу капитала из одной отрасли в другую. При этом решение об изменении вида деятельности принимается предприятием самостоятельно, исходя из ожидаемых результатов бизнеса. В России преобладает тенденции к активному вложению средств в сферу товарного обращения, имеющую по сравнению с производством менее длительный срок окупаемости инвестиций, что весьма важно в условиях инфляции.
Функции цены связаны между собой и образуют единую систему, хотя их действие во многом взаимно перекрывается, чем объясняются трудности практического ценообразования.
Состав и уровень цены в сфере товарного обращения зависит от стадии товародвижения. На пути к потребителю товар обычно проходит три стадии, на которых происходит формирование различных видов цен. Каждый последующий вид цены включает в себя в качестве составной части предыдущей. Вместе с тем в структуре каждой из них выделяется ряд обособленных элементов: себестоимость, наценки, скидки (оптовые, розничные), косвенные налги
|
|
Элементы цены | |||||||||
Цена изготовителя | Косвенные налоги | Посредническая надбавка | Торговая надбавка | ||||||
полная себесто- имость изготов- ления и реализации | При- быль | Акцизы | НДС | Издерж- ки (се- бестои- мость) посред-ника | При- быль посред- ника | НДС на цену посред- ника | Издерж- ки тор- говых орга- низа- ций | Прибыль торговых организа- ций | НДС на цену тор- говых органи- заций |
Отпускная цена изготовителя | |||||||||
Оптовая цена посредника | |||||||||
Розничная цена | |||||||||
Цены классифицируются по различным критериям:
1. По сферам товарного обращения:
- оптовые цены на продукцию;
- закупочные цены;
- тарифы грузового и пассажирского транспорта (сфера оптовой торговли);
- розничные ценны;
- тарифы на платные услуги, оказываемые населению (сфера розничной торговли).
Оптовые цены на продукцию промышленности – это цены, по которым реализуется продукция субъектов хозяйствования независимо от организационно-правовой формы в порядке оптового оборота. Она подразделяется на оптовые цены субъекта хозяйствования и оптовые отпускные цены промышленности.
Оптовые цены предприятия – цены изготовителей продукции, по которым они продают производственную продукцию потребителям, возмещая издержки производства и реализации и получая такую прибыль, которая позволяет им решать технические, экономические и социальные задачи. Оптовая цена предприятия определяется по формуле:
Цопт.пред. = ИП + П,
где Цопт.пред. – оптовая цена предприятия;
ИП – издержки производства;
П – прибыль.
Оптовую цену предприятия можно определить расчетным путем через коэффициент рентабельности, исчисленной по себестоимости (Rс):
Цопт.пред. = Сп (1 + Rc),
Rc = Rпф х ОФ)/(Сп х q),
где Сп – полная себестоимость продукции;
Rпф – коэффициент рентабельности производственных фондов.
Оптовая (отпускная) цена промышленности – цена, по которой предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию предприятиям-производителям или сбытовым торговым организациям
Она определяется по формуле:
Цопт. пром. = Цопт.пред. + (Цопт.пред. х jмз) х НДС + Исо + Псо,
где jмз – удельный вес материальных затрат в цене;
Исо – издержки сбытовых организаций;
Псо – прибыль сбытовых организаций.
Оптовые (отпускные) цены промышленности тесно связаны с оптовой торговлей, оптовые цены предприятия тяготеют к производству.
Закупочные цены – это цены (оптовые), по которым реализуется с/х продукция предприятиями, фирмами, населением. Закупочные цены являются договорными, они устанавливаются по соглашению сторон.
Тарифы грузового и пассажирского транспорта выражают плату за перемещение грузов и пассажиров, взимаемую транспортными организациями с отправителей грузов и населения.
Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Розничная цена включает оптовые (отпускные) цены промышленности, акцизы, НДС и торговую надбавку, состоящую из издержек обращения торговых предприятий и прибыли:
Црозн. = Цопт.пром. + НДС + Акциз + Иото + Пто,
где Иото – издержки обращения торговых организаций;
Пто – прибыль торговых организаций
Розничная цена – это цена, по которой продажа ведется отдельными небольшими партиями, в розницу.
|
|
2. По способу отражения транспортных расходов выделяют:
- цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включающие издержки на доставку до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции); расходы на остальной путь покрывает покупатель;
- цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта назначения.
3. По формам продаж выделяют:
- контрактные (договорные) цены, которые устанавливаются по договоренности между продавцом и покупателем;
- биржевые котировки, отражающие уровень цены товара, реализуемого через биржу. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество и удаленность ль места поставки;
- цена ярмарок и выставок (часто льготные);
- аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах (различают стартовые цены и продажные);
Аукционы (публичные торги) бывают след. типов:
- с повышением цены (товар продают по цене, являющейся наиболее высокой из предложенных покупателями);
- вейлинговые торги (наивысшую цену предложения устанавливают на экране-циферблате, стрелки на котором имеют обратный ход, покупатель нажатием кнопки определяет устраивающую его цену);
- с подачей заявок в запечатанных конвертах, при этом отсутствует возможность сравнения с запросами других покупателей (тендер).
4. По стадиям продажи выделяют:
- цены предложения (цены продавца или стартовые), по которым продавец желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен данного товара (за исключением цен аукционных и подряда), который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения служат единственным источником информации об уровне цен на рынке;
- цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар;
- цены реализации (сделки, продажи, покупки), которые являются фактическими, или номинальными. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем доходов общества или общим уровнем цен.
|
|
5. По степени регулирования выделяют:
- жестко фиксированные цены, являющиеся основным типом цен в условиях административно-командной системы управления экономикой;
- регулируемые цены, устанавливаемые государством, как правило, на продукты первой необходимости. Допускаются их изменения в определенных пределах.
- свободные цены, не подверженные прямому вмешательству и формирующиеся в соответствии с конъюнктурой рынка.
6. По степени устойчивости во времени выделяют:
- твердые цены, устанавливаемые при заключении договора на весь срок действия;
- подвижные цены, когда зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменяется рыночная цена товара, устанавливаемая по оговоренному в контракте источнику;
- скользящие цены, когда в договоре определяется исходная цена и оговаривается порядок внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены устанавливаются на товары, требующие длительного срока изготовления;
- цены с последующей фиксацией: в договоре определяются условия фиксации и принцип определение уровня цены(периодичность фиксации, ее база, сроки согласования и осуществления фиксации).