Существуют различные виды цен

Внешние (мировые) цены – это цены, складывающиеся на международных рынках. В них не учитываются внутренние издержки на производство товаров. По мировым ценам осуществляется экспортно-импортные сделки на национальных и международных рынках. Они используются в сделках, платежи по которым ведутся в свободно конвертируемой валюте.

К внешним ценам относятся:

- базисная цена, используемая для определенного сорта или качества товара. Она может служить исходной величиной для определения цены фактически поставленного товара, когда его свойства отличаются от зафиксированных в контракте и ее согласовывают на переговорах между продавцом и покупателем;

- фактурная цена (цена купли-продажи), определяемая условиями поставки, обусловленными в контракте (их снабжают одним из следующих указаний: СИФ ФОБ, ФОР, ФРАНКО и др.).

В настоящее время классификация по фактурной цене приобрела особую актуальность. Цены купли-продажи различаются между собой условиями поставки товаров.

Цена СИФ (стоимость, фрахт, страховка) устанавливается с учетом стоимости товара, а также стоимости фрахтования судна и перевозки, таможенных расходов и страхования груза до момента пересечения грузом линии борта судна при погрузке. Расходы по сохранности груза после его погрузки принимает на себя покупатель товара.

Цена ФОБ (свободен на борту) устанавливается на условиях, когда продавец оплачивает все транспортные, страховые и таможенные расходы до момента доставки товара на борт судна, а покупатель фрахтует судно, оплачивает страхование груза и несет ответственность за его сохранность.

Цена ФОР (свободен на рельсах) включает стоимость доставки груза на железнодорожную станцию, погрузки в железнодорожный вагон.

Цена ФРАНКО (свободные продажи) включает в себя условие продажи, по которому продавец обязуется доставить товар в определенное место за свой счет и риск, причем в цену включаются транспортные, страховые и таможенные расходы;

- удельные цены – цены, отнесенные к ценам единицы мощности, производительности или иного параметра важного для данного товара.

Внутренниецены – это цены, складывающиеся на национальном рынке.

Биржевые цены – это цены по сделкам, заключенным на бирже через биржевые котировки.

К биржевым ценам относятся:

- цена спроса – цена товара, предлагаемая покупателем;

- цена предложения – цена товара, предлагаемая продавца;

- контрактная цена – фактическая цена по биржевой сделке;

- котировальная цена – фактическая типичная (средняя) цена по биржевым сделкам за определенный период времени;

- твердая цена – цена, согласованная при заключении контракта и не подлежащая изменению в ходе его выполнения;

- цена с последующей фиксацией – цена, устанавливаемая в согласованные договором сроки (на определенную дату или в день поставки товара покупателю);

- скользящая цена – цена, применяемая в контрактах с длительными сроками поставок, в течение которых экономические условия производства товаров могут существенно изменяться;

- окончательная цена – цена, определяемая по договоренности сторон, с учетом влияние на базовую цену стоимости материалов, рабочей силы, индексов заработной платы в отрасли, производящей продукцию, индексов цен материалов, используемых для изготовления продукции.

Монопольная цена – это цена, по которой реализуют свои товары монополии. Монопольная цена может быть монопольно высокой, монопольно низкой. По монопольно высоким ценам монополии реализуют свой товар, а по монопольно низким – покупают сырье, материалы и т.д.

Прейскурантная цена – справочная цена, устанавливаемая для готовых изделий массового производства.

Рыночная цена – цена. по которой осуществляется купли - продажа на данном рынке.

Тарифы – разновидность прейскурантных цен, устанавливаемых на отдельные виды услуг;

Оптовые цены – цены, по которым реализуется и соответственно закупается продукция предприятий.

В качестве базисной цены, служащей ориентиром для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки, используются:

- расчетные цены, которые обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом его технических и коммерческих условий;

- справочные цены – вид цены оптового товарооборота во внутренней или международной торговле, выступающей для продавца и покупателя в качестве исходного пункта при определении конкретной цены, фиксируемой в документе сделки (при срочной продаже товаров). ЕЕ публикуют специальные издания ООН. Как правило, это средние цены фактических сделок за определенный период, экспертные оценки, биржевые котировки, цены предложений крупных фирм и т.д.;

- цены прейскурантов и ценников. Прейскуранты цен готовых товаров выпускаются, как правило, производителем и рассылаются клиентам. В них помимо цен для конечных пользователей включаются стабильные скидки для всей или части товарной номенклатуры предприятия. Из-за частого изменения цен прейскуранты дополняются вкладышами, в которых указываются соответствующие коэффициенты, необходимые для проведения перерасчетов.

Базисный, или установленный, уровень цены может быть скорректирован различными видами скидок (надбавок, наценок), среди которых наиболее распространены:

- скидки за оплату наличными;

- сезонные скидки за покупку вне сезона;

- скидка за количество или серийность при покупке товара в объеме, превышающем заранее определенный уровень;

- скидка за оборот (бонусная) по определенной шкале в зависимости от оборота, достигнутого в течение согласованного сторонами срока;

- дистрибьюторские и дилерские скидки постоянным посредникам по сбыту;

- скидка постоянным клиентам за «верность»;

- скидка «сконто» за предварительную оплату («3/12, нетто 30»,платеж в течение 30 дней покупатель платит на 3% меньше, если оплату производить в течение 12 дней);

- специальная скидка на пробные партии и заказы;

- скидки, предоставляемые продавцом тем покупателям, в которых он заинтересован;

- скрытые скидки – в виде бесплатных образцов;

- конфиденциальные скидки – не подлежащие фиксированию в контрактах, а реализуемые на основе устной договоренности;

- скидка за возврат ранее купленной у предприятия устаревшей модели (или скидка при обмене на модернизированную модель);

- скидка при продаже подержанных товаров;

- экспортная скидка иностранным покупателям сверх скидок, предоставляемых на внутреннем рынке;

- скидка за потери при усушке, утряске, сортировке, повышенное количество грязи (сухофрукты), потери жидких товаров при транспортировке, испарении (молоко в цистернах), трудноудаляемые остатки(мед), избыточное содержание влаги (в хлопке, шерсти);

- надбавки за индивидуальность заказа;

- надбавка за повышенное качество;

- надбавка за рассрочку платежа;

- надбавка за дополнительные услуги;

- наценка за упаковку, тару.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: