Современные концепции лидерства

Модель Хауза и Митчела.

Эта модель была разработана в 70гг 20 века. Модель предусматривает 4 стиля лидерства:

1) Директивное лидерство. Лидер ориентирован на работу, четко ставит задачу, инструктирует по их выполнению, определяет требования к результатам, с результатами связывает поощрение или наказание.

2) Поддерживающее лидерство. Лидер ориентирован на отношение, на установление благоприятных условий для работы, на партнерство.

3) Лидерство, ориентированное на достижение. Лидер ставит напряженные цели, требует высокое качество работы, демонстрирует уверенность в способностях и возможностях подчиненных.

4) Участвующее лидерство. Лидер привлекает подчиненных к обсуждению проблем и принятию решений. Следуя данной модели лидер может выбирать один из стилей или комбинацию стилей в зависимости от ситуации.

Ситуация определяется

" Характеристиками последователей. Например, работники с ярко выраженной склонностью к подчинению предпочитают директивный стиль; работники, с более высокими способностями предпочитают стиль ориентированный на достижение.

" Характеристиками организационной среды. А именно: содержанием и структурой работы, формальной системой власти и групповой динамикой.

1. Концепция атрибутивного лидерства.

В соответствии с данной концепцией выводы и действия лидера обусловлены его реакцией на поведение подчиненных.

Наблюдая за работой подчиненных, лидер получает информацию об их отношении к работе, о качестве выполнения работы и о результатах.

На основании этой информации он делает выводы о проффесиональных, деловых и личностных качествах сотрудников, оценивает их поведение и выбирает соответствующую реакцию.

Например:

Если лидер видит плохие результаты работы и считает их причиной неаккуратность и непроффесиональность исполнителя, он может сделать выговор или наложить штрафные санкции.

Если он посчитает причиной плохой работы недостаточные знания исполнителя, он может отправить его на обучение.

Основной проблемой данной концепции является действие барьеров восприятия, мешающих адекватному пониманию поведения подчиненных.

Исследования выявили следующие стереотипы восприятия: Подчиненные склонны объяснять причины плохой работы внешними факторами, а руководители склонны связывать причины плохой работы с компетенцией сотрудников.

2. Концепция харизматического лидерства

Харизматическим считается лидер, способный влиять на последователей с помощью своих личных качеств.

В соответствии с данной концепцией различаются:

а) Лидер с положительной харизмой. Использует власть в интересах людей, прислушивается к критике, старается развивать своих последователей.

б) Лидер с отрицательной харизмой. Узурпирует власть, использует ее только в личных целях, пресекает критику, предпочитает слабых и потому легко подчиняющихся последователей.

Взаимоотношения харизматического лидера и последователей строятся по следующей схеме:

1) Лидер ищет проблему, на которую в принципе не может быть направлена критика

2) Формируется видение идеальных путей решения этих проблем. Желательно чтобы эти пути были новыми, ранее никем не предложенные, но обещали положительные результаты.

3) Видение передается последователям с помощью средств коммуникаций. Цель – произвести сильное впечатление на последователей и побудить их к действиям.

4) Сплочение последователей для совместных действий по достижению поставленных целей.

5) Активная демонстрация своих способностей к реализации поставленных целей. Лидер показывает что контролирует ситуацию, привлекает последователей к управлению, либо просто создает видимость демократии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: