Общество. Из самого названия следует, что единую социально-культурную систему образуют две ее части: «общество» и «культура»

ОБЩЕСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА

СИСТЕМА «ОБЩЕСТВО — КУЛЬТУРА»

Из самого названия следует, что единую социально-культурную систему образуют две ее части: «общество» и «культура». На какой основе они могут быть единой системой, можно понять тогда, когда будет ясно, что такое «общество» и что такое «культура» сами по себе.

Общество — исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности. В истории философии и социологии общество часто воспринималось как совокупность индивидов. И только в концепции К.Маркса был сформулирован принципиально новый взгляд на общество, позволивший рассматривать его как особый социальный организм, как особую социальную форму движения материи, подчиненную своим особым законам функционирования и развития. Сам факт бытия не может раскрыть сущность общества. Общество — это не механическое скопление взаимодействующих индивидов. Его специфика как социальной реальности выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг с другом. При этом надо сказать, что индивиды не просто взаимодействуют друг с другом, а взаимодействуют по поводу чего-то или кого-то, то есть целенаправленно. И первой предпосылкой целенаправленного взаимодействия людей явилось их стремление в обеспечении возможности жить. Они должны были взаимодействовать, чтобы быть в состоянии, как говорили К.Маркс и Ф.Энгельс, «делать историю». Но для жизни нужны пища, питье, жилище и еще многое другое. Итак, первый исторический акт — это производство средств, необходимых для удовлетворения этих потребностей, производство самой материальной жизни.

Производя необходимые им жизненные средства, люди косвенным образом производят и свою материальную жизнь. И это главным образом отличает их от животных, хотя их можно отличать от животных по сознанию, по религии — вообще, по чему угодно. Сами себя они начинают отличать от животных, как только начинают производить необходимые им жизненные средства — шаг, который обусловлен их телесной организацией.

Большое значение при этом имеет способ производства жизненных средств, потому что он зависит от свойств, необходимых людям в готовом виде и подлежащих воспроизведению.

Важно видеть стороны данного способа производства: а) физическое воспроизводство существования индивидов; б) в еще большей степени это определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни. Что представляют собой индивиды, это зависит, следовательно, от материальных условий их производства.

Производство, равно как и воспроизводство, начинается впервые с ростом населения. Производство и воспроизводство опять-таки предполагают общение, взаимодействие индивидов между собой. Плоды деревьев можно употребить в пищу, не объединяясь в какое-либо сообщество, но для того, чтобы убить мамонта, нужны совместные действия людей.

Таким образом, марксизм показал: производя и воспроизводя жизненные средства, люди объединяются в сообщество. Люди объединяются в сообщество, чтобы не просто прокормиться, а для того, чтобы удовлетворить сначала свои первые потребности. Однако удовлетворенная первая потребность, действие удовлетворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям. А порождение новых потребностей естественно и логично ведет к новым способам производства для удовлетворения этих новых потребностей, а потом еще более новых... и так до бесконечности. Так, собственно, и рождается особая социальная форма движения материи — способ производства и удовлетворения бесконечного разнообразия потребностей людей, подчиненный своим особым законам функционирования и развития.

Производство жизни — как собственной, посредством труда, так и чужой, посредством деторождения,— это, с одной стороны, естественный процесс удовлетворения физической потребности, с другой — общественного процесса в смысле соединения производящих усилий людей по тому или иному поводу. Например, охота на мамонта — это совместная трудовая деятельность первых людей.

К этому следует добавить, что производство и воспроизводство жизненных средств для удовлетворения все новых и новых потребностей людей обусловливает формирование второй природы, то есть природы, созданной человеком. Камень, привязанный травой к палке,— это не только первый акт производства идеи, представления, это не только первый акт сознания, вплетенного в материальную деятельность и в материальное общение людей, но и первый акт культуры. Если образование представлений, мышление, духовное общение людей являются здесь еще непосредственным порождением их материальных действий, то культура в широком смысле уже характеризует истинно духовное производство, как оно проявляется в языке политики, законов, морали, религии, метафизики того или иного народа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: