Массовый тип культуры

Культура внеэлитного или народного типа

Культура элитарного типа

Раньше было принято считать, что элитарная, или высокая, культура — это как бы сущностный признак политической элиты. Она считалась носителем классических образцов высокой культуры: оперы, балета, высокой живописи, литературы, поэзии и т.д. Однако с эпохи Просвещения высокая культура становится постепенно достоянием широких народных масс третьего сословия. Moдернизм решительно разрушил представления о классически высоком искусстве и о низких, массовых жанрах. Кинематограф, радио, телевидение, массовая книга и т. д. сделали возможными тиражирование образцов высокого искусства, впрочем, как и «низкого», в не виданных масштабах, обусловливая размывание граней между элитарной и народной культурой. Нечто схожее наблюдается и в социальной области. Процессы социальной динамики, особенно ускоренно развертывающиеся, начиная с эпохи буржуазных революций ведут не только к смене правящих элит, но и к радикальной демократизации общественной жизни, к социальной конвергенции и ротации. Однако не следует слишком радужно оценивать возможности происходящих перемен. Жизнь сложнее любых схем. Нередко очень демократическое общество скатывается к диктатуре элиты, партноменклатуры, криминальных структур, а диктаторское, «закрытое» общество неожиданно становится демократическим, «открытым» (Испания, Чили).

Внеэлитарная культура создается народом. Народное творчество имеет своим источником традиции, сказки и сказания, легенды и былины, песни и танцы, которые и называются народными, потому что не имеют индивидуального авторства. В этих произведениях может меняться текст, мелодия и т.п. Но по уровню творческого разнообразия, широты охвата тем, меры драматизма и трагедийности народная культура всегда превосходит элитарную культуру. Но в то же время народная культура не так высоко профессиональна, как элитарная, она уступает ей по глубине, мастерству исполнения. В принципе — это взаимодополняющие, взаимообогащающие друг друга культуры. Этого не скажешь о таком типе культуры, как массовая культура.

Массовая культура, поскольку она существует, пользуется спросом - потому, что в обществе всегда найдутся люди с не очень высоким вкусом и уровнем культуры, для которых шедевры мировой и национальной культур попросту недоступны, а потребность в эстетическом, информационном, коммуникативном общении есть, как и у всякого человека. Эту потребность и удовлетворяет массовое искусство: в кинематографе — американские боевики или мексиканские «мыльные оперы», на эстраде — исполнители хитов вроде Шуфутинского или Булановой, в литературе — писатели вроде Марининой и Лимонова и т. д. Некоторые социологи считают, что популярная и эстрадная музыка — это примеры массовой культуры. Вряд ли это правильно, и авторы таких суждений путают произведения популярной и эстрадной музыки, лучшие образцы которых составляют смешанный элитарно-народный тип культуры, с методами, средствами распространения этого типа культуры современными средствами массовой информации. Можно, конечно, отыскать среди существующего моря эстрады продукты массовой культуры, рассчитанные на извращенный или неразвитый, примитивный вкус. Эту культуру правильно называют культурой андеграунда, культурой подземелья. Художественная ценность современных образцов массовой культуры, таких, например, как (мыльные оперы» или такого же уровня сериалы, которыми усиленно пичкает сегодня население России национальное телевидение, чрезвычайно сомнительна. Выход из этого, казалось бы, тупикового положения — один: повышение уровня культуры и образования, формирование развитого вкуса и любви к высоким образцам мировой и национальной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: