План
Деятельность персонала
Занятие №7
Литература
Полная компенсация; 4 - неустойчивая компенсация;
5 – конечный порыв; 6 - декомпенсация
Рис.2. Стадии работоспособности, выделенные по соотношению показателей поведенческого, психического и психофизиологического уровней функциональной системы деятельности
(вертикальные линии)
Задание №3. Как вы понимаете следующие высказывания.
Человеческий мозг вмещает так бесконечно много, и иногда так неожиданно оказывается переполненным!
(Готхольд Эфраим Лесслинг, немецкий писатель)
Кто ладит с природой, тому она не причиняет зла.
(Генри Миллер, американский писатель)
1.Александров Ю.И. Психофизиология: учебник для вузов / под ред. Ю.И. Александрова.- С.157-169
2.Александров Ю.И. Психофизиология: учебник для вузов/ под ред. Ю.И. Александрова.- С.362-369
4. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов /А.Г. Маклаков.- СПб.: Питер, 2006.- С.437-468
5. Общая психология: учеб. метод. пособие / под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007.- С. 222-233
Тема: Факторы влияния на профессиональную
1. Влияние эргономики и технической эстетики на психофизиологические состояния персонала.
2. Влияние социально-психологического климата в коллективе на психофизиологические состояния персонала.
3. Влияние эмоций на деятельность персонала.
Вопросы для самоконтроля
1.Как вы понимаете термин «эргономика»?
2. Приведите примеры эргатических функций. Зачем «ломать голову» над вопросами распределения функций в эргатических системах?
3.Какова роль технической эстетики на профессиональную деятельность.
4.Какие функции общения вы знаете? Подберите примеры, раскрывающие смысл каждой из них.
5.Что следует понимать под социально-психологическим климатом в коллективе и от чего он зависит?
6. Назовите механизмы социально-психологического влияния на человека группу.
7. Что понимается под уровнем развития группы?
8. Каковы основные характеристики коллектива, как высшего уровня развития группы?
9. Опишите основные направления работы с группой, влияющие на создание в коллективе необходимого социально-психологического климата.
10. Что такое эмоции, чем они отличаются от чувств?
11. Дайте характеристику эмоциональным процессам и состояниям человека.
12. Обозначьте основные положения известных вам теорий эмоции.
13. Какие вы знаете виды эмоциональных состояний?
14. Перечислите основные функции эмоции.
15. Раскройте роль эмоции в регуляции поведения.
16. Что вы знаете о физиологических основах эмоций и роли второй сигнальной системы в их формировании?
17. В чем заключается амбивалентность эмоций?
18. Дайте характеристику высшим чувствам человека.
19. Опишите уровни эмоциональной сознательности:
чувственная слепота, физические ощущения, рудиментарное (неопределенное, неназванное) восприятие, языковой барьер, ясно осознаваемые чувства (которые могут быть описаны), причинность (осознание и умение сформулировать причины, повлекшие к возникновению чувств).
20.Какую роль в эмоциональном развитии человека играют примеры подражания и культурное влияние?
Задание №1. Темы для рефератов:
- Роль эмоций в когнитивных процессах.
- Преодоление коммуникативных барьеров в общении.
- Механизмы социальной перцепции.
Задание №2. Завершите старинную притчу. Дайте объяснение описанному явлению.
«Куда ты идешь?» - спросил странник, повстречавшись с Чумой. «Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пять тысяч человек». Через несколько дней тот же человек снова встретил Чуму. «Ты сказала, что уморишь пять тысяч, а уморила пятьдесят»,- упрекнул он ее. «Нет,- возразила Чума,- я погубила только пять. Остальные умерли от…»
Задание №3. Выделите ключевые слова, создающие настроение. Какое?
Свет мои крылья ломает,
И боль печали и знанья
В чистом источнике мысли
Полощет воспоминания…
(Ф.Г.Лорка)
До свидания, друг мой, до свидания.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
(С.Есенин)
Задание №4. Дайте объяснение противоречию, звучащему в следующих примерах.
1. Когда люди встречают близкого человека на вокзале после долгой разлуки, они часто плачут, вместо того чтобы радоваться.
2. Когда не ладятся дела, и человек наталкивается на препятствие в осуществлении своей деятельности, он вместо огорчения и печали часто демонстрирует гнев, ярость, агрессию.
3. Когда человека провоцируют, обижают, задевают, он часто смеется в лицо обидчику.
Задание №5. Объясните особенность межличностной коммуникации, представленной поэтом Ф.И.Тютчевым
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он чем ты живешь?
Мысль изречения есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,
Питайся ими - и молчи.
Задание №6. Индивидуальные особенности человека существенно сказываются на его поведении, успехах и неудачах в жизни. Поясните народную мудрость:
«Чем меньше ума, тем больше спеси».
«Снаружи блестит, а в голове свистит».
Задание №7. Психолог А.В. Петровский утверждает, что «социально-психологический облик группы первичен, черты ее лидера вторичны». Можно ли согласиться с данным утверждением?
Задание №8. Поразмышляйте.
1. Психика развивается в деятельности. К чему идут люди в своем развитии, высвобождая себя от эргатических функций (передавая их техническим средствам)?
2.Какую последовательность необходимых эргатических функций вы можете представить для производства такого продукта, как курсовая работа (проект, реферат) студента.
3. Попытайтесь дать характеристику уровню развития своей учебной группы.






