Практический материал. 1.Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов/ Н.Н

План

Занятие №8

Литература

1.Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов/ Н.Н. Данилова.- М.: Аспект Пресс, 2007.- С. 255- 294.

2. Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов/ Н.Н. Данилова.- М.: Аспект Пресс, 2007.- С.322-332.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2002.- С.381-396.

4. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов /А.Г. Маклаков.- СПб.: Питер, 2006.- С.333- 340.

5. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / А.М. Столяренко.- М: ЮНИТА-ДАНА, 2006. – С. 197-235с.

6. Петровский А.В. Психология /А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский.- М.: Академия, 2000.- С.233-284.

7. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник /А.Я. Кибанов. - М.: ИНФА-М, 2008.- С.235-267.

8. Базылевич Т.Ф. О целостности индивидуальности и влияния радиации на активность мозга / Т.Ф. Базылевич, В.Г. Асеев, М.В. Бордунов и др. // Психол. журн. 1993.Т.14.№2.- С.25-34.

9.Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов/ Н.Н. Данилова.- М.: Аспект Пресс, 2007.- С. 163- 254.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2002.- С.551-586.

11.Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов/ А.Г. Маклаков.- СПб.: Питер, 2006.- С.392- 416.

12. Изард К. Эмоции человека: пер. с англ. / К. Изард.- М.: МГУ, 1980.-440с.

13. Немов Р.С. Психология: учебник для пед. вузов /Р.С. Немов. - Киев, М., 1994.- С. 366-389.

14. Общая психология / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1986.- С. 366-384.

15. Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник /Е.А.Климов. М.: Изд-во МГУ, Академия, 2004.- С.49-61.

Тема: Психофизиология внимания, памяти, сознания

1. Роль внимания для профессиональной деятельности человека.

2. Психофизиологические особенности памяти.

3. Сознание как высший уровень саморегуляции поведения человека.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему проблема внимания стала центральной при изучении психофизиологических механизмов познавательных процессов?

2. Дайте определение вниманию.

3. Охарактеризуйте непроизвольное, произвольное и постпроизвольное внимание.

4. Что является физиологической основой внимания?

5. Какие свойства внимания вы знаете?

6. Что имеет решающее значение для развития внимания?

7. Дайте характеристику памяти как познавательному психическому процессу.

8. Что мы называем памятью человека?

9. Опишите физиологический процесс, лежащий в основе памяти.

10. Дайте характеристику видам памяти.

11. Охарактеризуйте составные части структуры психической деятельности человека.

12. С точки зрения экспериментальной физиологии расскажите о разных подходах к пониманию сущности сознания.

13. Что такое функциональная асимметрия мозга?

Задание №1. Темы для рефератов:

  1. Индивидуальные особенности проявления внимания в профессиональной деятельности.
  2. Индивидуальные различия памяти у людей и их способности.
  3. Развитие сознания человека в онтогенезе.

Задание №2. Прокомментируйте приведенные ниже ситуации.

1. Когда мысль И.Ньютона наталкивалась на какую-нибудь научную задачу, он находился во власти постоянного возбуждения, не дающего ему ни минуты покоя.

2. Однажды И.Ньютон задумал сварить яйцо. Взяв часы, он заметил начало варки. А спустя некоторое время обнаружил, что держит в руках яйцо, а варит часы.

3. «Сел он утром на кровать, стал рубашку надевать. В рукава просунул руки, оказалось, это брюки. Вместо шапки на ходу, он надел сковороду…» (С.Я.Маршак).

4. Известный композитор А.П. Бородин как-то принимал в своем доме гостей. Утомившись, он стал прощаться с ними, говоря, что ему пора домой, и пошел одеваться в прихожую.

Задание №3. Определите, в каких из перечисленных обстоятельств память работает лучше, а в каких хуже.

Когда мы стареем, когда мы поглощены интересной работой, когда нас торопят, когда нас переполняют чувства (радости, гнев, восторг, стыд и т.п.); когда мы устали и хотим спать; когда мы занимаемся творческим делом; когда мы находимся в стрессе; когда мы торопимся; когда мы не понимаем смысла поставленной задачи.

Задание №4. Анализируя следующие высказывания, объясните взаимосвязь памяти и других психических функций.

  • Народная мудрость: пустая голова не думает
  • Хорошая память – основа обучения.
  • Любая научная работа делает память лучше.

Задание №5. Какие механизмы памяти определяют поведение героев следующих ситуаций?

1. Персонаж рассказа А.П.Чехова «Мальчик» Маша, увидев другого героя, Чечевицина, задумывалась и говорила со вздохом: «Когда пост, няня говорит, надо кушать горох и чечевицу», или вспоминала при этом: «А у нас чечевицу вчера готовили».

2. В рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия» говориться о том, что изчезнувшая из памяти фамилия «Овсов» всплыла снова, как только доктор напомнил о продаже овса.

Задание № 6. Индивидуальные различия памяти находят свое выражение, в частности, в том, что некоторые люди более продуктивно сохраняют образный материал, другие – словесный, а третьи в равной степени запоминают и тот, и другой. Определите в приведенном списке конкретные виды памяти.

Сталевары помнят множество оттенков красного цвета; математик легко запоминает информацию, сжатую в формулы; продавец помнит цены и вид продукта определенного веса; студент на экзамене помнит, что нужный ему материал был напечатан на странице слева внизу; живописец помнит сочетания цветов заката на Кавказе, который он наблюдал в молодости, музыкант по слуху может наиграть любую мелодию; полиглот свободно владеет 12 языками; человек быстро отдергивает руку от огня.

Задание №7. Перечислите приемы наилучшего запоминания информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: