Преследование и запугивание преподавателей
Существует очень мало данных о насилии, совершаемом преподавателями в отношении детей. Что касается насилия в отношении преподавателей, то интересные данные приводятся в двух французских работах:
Мужчины | Женщины | |
Физическое насилие | 44% | 56% |
Словесное насилие | 58% | 42% |
В целом можно заметить, что акты физического насилия осуществляются преимущественно учащимися мужского пола, и это, по-видимому, объясняется тем, что они сильнее и обладают физическим преимуществом.
Кроме того, отмечается, что:
женщины в два раза чаще, чем мужчины, становятся жертвами насилия в классе (данные по всем классам, вместе взятым);
преподаватели в возрасте 50–60 лет чаще становятся жертвами насилия, чем преподаватели других возрастных категорий.
Выявлены и другие характеристики актов насилия, совершаемых учащимися, однако они являются предметом дискуссий и отношение к ним далеко не однозначно. Речь идет о:
психологических факторах, связанных с уровнем интеллекта и школьной успеваемости;
|
|
факторах, связанных с ситуацией в семье (особенности родительского воспитания, наличие конфликтов между родителями, изменения в сфере семейных отношений);
социально-экономических факторах (уровень доходов, место расположения и вид жилья, размер семьи).
В связи с этим в обследованиях отмечается, на основании "признательных показаний" о совершении актов насилия, что воздействие социально-экономических факторов проявляется очень по-разному. Наиболее тяжелые акты насилия практически весьма слабо коррелируют с принадлежностью к тому или иному социальному слою.
Акты насилия сексуального характера (домогательство, изнасилование) составляют в среднем 6,5% от общего числа зарегистрированных случаев. В 90% случаев они совершаются подростками мужского пола.
Подчеркнем, что к этим данным следует относиться с известной долей осторожности, так как они не учитывают различий между теми или иными видами учебных заведений.
ТЕМА 12 ПОСЛЕДСТВИЯ ВИКТИМИЗАЦИИ И ЕЁ ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ В ШКОЛАХ
12.1 Последствия виктимизации в школе
12.2 Работа школьного психолога по предотвращению насилия
12.3 План предотвращения запугивания и преследования в школе
12.4 Стратегия и методология психотерапевтической помощи
В связи с тем, что процесс виктимизации детей возникает и протекает под влиянием на личность ребенка комплекса разнообразных как внешних, так и внутренних причин, последствия виктимизации могут носить столь же различный характер, степень и выраженность.
Вследствие неблагоприятных условий социализации ребенка в соответствие с его возрастом формируются определенные личностные качества и характеристики, влияющие в дальнейшем на протекание процесса виктимизации и особенности превращения данного конкретного ребенка в жертву агрессии со стороны ближайшего окружения. Таким образом, нельзя выявить однообразность последствий виктимизации, можно лишь наблюдать схожие особенности поведения и характеристики личности детей по той или иной причине подвергающихся процессу виктимизации.
|
|
Можно заключить, что процесс виктимизации имеет множество детерминант и различных факторов, обуславливающих его протекание. К ключевым факторам относят личностные особенности самого ребенка и тех условий, в которых он воспитывается. В первую очередь это характеристики семейных отношений, образа жизни родителей и тех принципов, которыми они руководствуются в процессе воспитания своего ребенка.