double arrow

Вербальная коммуникация

Коммуникатор и реципиент.

Во время разговора каждый участник попеременно является то говорящим – отдающим информацию, то слушающим – принимающим ее. Казалось бы, все находятся в одинаковом положении. Но это не совсем так. Человек, передающий информацию, называют коммуникатором, а того, кто информацию принимает, реципиентом.

У каждого из нас были случаи, когда, услышав чьи-то обидные высказывания, сразу не можешь найти нужных слов для ответа. И только через какое-то время появлялась мысль: «Эх, надо было вот это сказать!» Чтобы этого не случилось, надо стараться из реципиента, стать коммуникатором —перехватить инициативу в свои руки. Сделать это не так сложно. Например, можно за­дать какой-нибудь вопрос, который заставит собеседника заду­маться, а вам даст возможность оценить ситуацию и принять, правильное решение.

Коммуникатор имеет некоторые временные преимущества перед реципиентом, который должен воспринять информацию и внутренне ее переработать. В это время коммуникатор имеет возможность подготовить новую информацию, и мысли реципиента опять заняты расшифровкой сообщения.

Социолог Гарольд Лассуэлл, анализируя общение между людьми, создал модель ком­муникативного процесса, которая включала пять элементов:

1. Кто (передает сообщение) — Коммуникатор.

2. Что (передается), — Сообщение (текст).

3. Как (осуществляется передача) — Канал связи.

4. Кому (направлено сообщение) — Реципиент (слушатель).
5. С каким эффектом — Эффективность.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса:

1) открытую – коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивая различные факты в подтверждение своей позиции;

2) отстраненную – коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не заявляя открыто своих предпочтений.

3) закрытую – коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее.

Для передачи любой информации собеседникам потребуются какие-то средства.

Когда мы пользуемся языком для передачи информации, то он становится речью. Поэтому речь и язык тесно, связаны между собой, это два аспекта единого целого. Речь — это деятельность общения (выражения, воздействия, сообщения) с помощью язы­ка.

Слова употребляются нами по-разному: мы можем произне­сти их вслух, про себя, написать, обозначить особым жестом. Иногда считают, что речь скрывает истинное лицо-человека. Вместе с тем речь может демонстрировать его, порой вопреки воле говорящего. С детства мы усваиваем не только родной язык, но и язык своего времени, своей социальной группы, своей семьи, всего нашего окружения.

В зависимости от того, как мы используем слова, а также от
условий, в которых протекает общение, выделяют различные
виды речи.

РЕЧЬ:

· Внутренняя;

· Внешняя (восклицательная, диалог, монолог);

· Письменная.

Внутренняя речь — это речь для себя. Отличительная черта этой речи в том, что она не слышна другим и понятна только одному человеку – вам.

Внешняя речь — ее еще называют устной, слышимой ре­чью — это уже речь, предназначенная для людей, находящихся рядом с вами. В устной речи общение ограничено условиями общего пространства и времени.

Одной из первых у человека появилась восклицательная речь. Ее основная задача — сообщить всем о вашем состоянии или об отношении к окружающим. Восклицание будет понятно толь­ко в том случае, если окружающие находятся рядом и наблюда­ют происходящее.

Диалогическая речь, которую также называют разговорной, поддерживается взаимными репликами собеседников. Обычно она не полностью развернута, так как многое или вытекает из того, что было сказано раньше, или заранее известно говорящим, или очевидно из имеющейся, ситуации. Поддержание разговор­ной речи предполагает естественный ответ на побуждение собе­седника или существует как реакция на происходящее вокруг. То есть диалог будет понятен только в том случае, если вы совместно с собеседником обсуждаете общие проблемы.

Монолог произносится одним человеком при обращении.к другому или многим людям. Монологическая речь сложна по своему строению: она продолжается достаточно долго, не перебивается репликами других и требует предварительной подготовки

Письменная речь появилась намного, позднее устной. Причиной ее возникновения, явилась необходимость общения между
людьми, разделенными пространством и временем. Под письменной понимают речь с использованием письменных знаков. Благодаря письменной речи люди получили возможность хра­нить накопленные человечеством знания и передавать их новым поколениям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: