Основные типы общения

Уникальным феноменом социальности человека является его общение с самим собой. Но это общение носит особый индивиду­альный характер.

Общение с собой проявляется в функции-самосознания: пока человек сознает себя, он способен к самоизменению. Причем диалог с самим собой происходит постоянно, поскольку подлинная жизнь личности со­вершается в точке несовпадения с самим собой. Человек как бы выходит за пределы самого себя и смотрит на себя со сто­роны с точки зрения своего «идеального Я». При этом «реальное Я» и «идеальное Я» взаимодействуют на равноправных позициях.

Диалогическое и монологическое общение рас­сматривается социальной психологией как типы общения. Диалогическое общение осуществляется тогда, когда собеседни­ки позитивно настроены по отношению друг к другу и восприни­мают себя в качестве равноправных партнеров. При диалогиче­ском общении каждый собеседник воспринимает другого как че­ловека, имеющего право на собственное мнение, хотя не означает полного согласия общающихся. В то же время диалог по­зволяет решать проблемы совместными усилиями общающихся. Это общение по существу. Изначально диа­лог как уникальный метод познания мира и нахождения истины был предложен великим греческим философом Сократом. По­скольку Сократ не вел никаких записей, его диалоги были пред­ставлены в работах его не менее знаменитого ученика - Платона. Вслед за Сократом Платон считал, что с помощью диалога можно определить сущность вещи. Чтобы познать истину, человек должен уметь ставить вопросы и давать на них ответы. Педагогическая сущность диалогического общения по Сократу и Платону заключа­ется в том, что оно должно побуждать в других стремление к исти­не

Монологическое общение реализуется при неравноправных по­зициях партнеров. Монологическое общение может быть императивным и манипулятивным. Императивное общение проявляется в стремле­нии одного из общающихся доминировать над другим, принуж­дать его к определенным действиям, контролировать его поступ­ки. При императивном общении один из субъектов считает, что он имеет право или даже обязан управлять поведением другого. Такие отношения можно встретить в семье, если преобладают ав­торитарные модели воспитания. Диктат родителей проявляется в их стремлении принимать решения за своего ребенка и навязы­вать их ему в категоричной форме. Иногда императивное обще­ние проявляется при формальных отношениях на уровне «начальник - подчиненный».

Если же субъект же­лает скрыть стремление подчинить своей воле другого человека во время взаимодействия, то такое общение уже приобретает манипулятивный характер. Манипулятор стремится использовать партнера в качестве объекта таким образом, чтобы тот этого не заметил, прибегая к игре, притворству, лицемерию и т.д. Самому манипулятору весьма важно, чтобы ему доверяли, ведь только в этих условиях он способен достичь своей цели. Е.Л.Доценко, исследуя психологию манипуляции, выделил ее ос­новные признаки: стремление и умение психологически воздейст­вовать на других людей; отношение манипулятора к другому че­ловека как к средству достижения собственных целей; стремление получить односторонний выигрыш; скрытый характер воздейст­вия; использование психологической силы, игра на слабостях; мастерство и сноровка в осуществлении манипулятивных дейст­вий (см.: Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., 1996). При этом человек, на которого направлена манипуляция, не понимает скрытой игры.

Э.Шостром, описывая манипуляторов, отмечал их стремле­ние к постоянному контролю своего поведения и поведения дру­гих людей, отсутствие искренности, желание произвести впечат­ление, цинизм, деформацию эмоциональной сферы (см.: Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. - Минск, 1992).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: