Уровни общения

Чем же может определяться качество общения?

1. Уровнем, на котором происходит взаимодействие;

2. Количеством потребностей, которые человек удовлетворяет в процессе общения с другими людьми;

3. Возможностями саморазвития личности.

Уровни общения определяются, в свою очередь, общей культурой взаимо­действующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации и многими другими факторами.

Самый примитивный уровень общения - фатический (от лат. fatuus - глупый). Он предполагает простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Такое общение носит некий характер автоматизма и ограничен­ности. Его примитивность заключается не в том, что реплики просты, а в том, что за ними нет глубокого смысла, содержания. Иногда это уровень обозначают как конвенциональный (конвенция -соглашение). Особенность данного уровня общения заключается также и в том, что субъект не полу­чает никакой новой информации.

Следующий уровень общения - информационный. На этом уровне происходит обмен интересной для собеседников новой информацией, являющейся источником каких-либо видов актив­ности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой). Информационный уровень общения носит обычно стимулирую­щий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей. Часто уров­ни общения меняются в процессе одного разговора.

Личностный уровень общения характеризует такое взаимодей­ствие, при котором субъекты способны к самому глубокому са­мораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Данный уровень взаимодействия воз­никает в особых ситуациях и при определенных условиях, когда у человека появляется вдохновение, озарение, чувство любви, ощу­щение единения с миром, ощущение счастья и т.д. Это особые си­туации духовного подъема и развития личности, поэтому такой уровень может быть еще определен как духовный.

Личностный или духовный уровень характеризует только та­кое общение, которое нацелено на активацию позитивного отно­шения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в целом. Поэтому личностный уровень явля­ется просоциальным уровнем, т.е. полезным для общества, ибо побочным эффектом такого общения выступает нравственное со­вершенствование людей. Что касается фатического и информаци­онного уровней, то они могут иметь социально-положительный (просоциальный) и социально-отрицательный (антисоциальный) контекст.

Следу­ет также добавить, что информационный уровень бывает либо деловым, либо эмоциональным, либо эмоционально-деловым. При этом, каждый из трех подвидов данного уровня может быть как, просоциальным, так и антисоциальным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: