Системы сервиса характеризуются рядом свойств, среди которых основными являются эффективность их функционирования.
Эффективность – степень приспособленности системы к выполнению своих функций для достижения целей функционирования.
Эффективность проявляется при функционировании систем, т.е. это свойство, присущее целенаправленным процессам.
Целями функционирования систем сервиса могут быть:
- полнота оказания услуг;
- качество оказываемых услуг;
- своевременность оказания услуг;
- надежность оказания услуг.
Эффективность функционирования систем сервиса можно характеризовать степенью достижения всех перечисленных целей или нескольких и даже одной из них.
Для количественной оценки эффективности используются показатели эффективности.
Показатель эффективности – мера, с помощью которой измеряется свойство системы, проявляющееся при ее функционировании для достижения определенной цели.
С помощью показателей эффективности можно сравнивать системы, определять пригодность системы к выполнению поставленных задач или находить оптимальный вариант системы. Это осуществляется на основании критериев эффективности.
Критерий эффективности – правило, с помощью которого, используя показатель эффективности, принимают решение о варианте системы.
Существуют критерии пригодности и оптимальности.
Критерий пригодности – правило, заключающееся в выборе варианта системы (т.е. принятии решения U*), если показатель эффективности, характеризующий ее функционирование (f), не хуже требуемого (заданного) значения fтр:
f ≥ fтр (если система тем лучше, чем больше f)
или
f ≤ fтр (если система тем лучше, чем меньше f).
Критерий оптимальности – правило, заключающееся в выборе варианта системы (т.е. принятии решение U *), которому соответствует экстремальное значение показателя f:
где ui − i- й вариант решения;
U − множество рассматриваемых вариантов решений.
Знак max соответствует случаю полезности увеличения f,min− в противном случае.
Рассмотрим показатели эффективности функционирования систем сервиса.
В соответствии с целями функционирования этих систем можно рассматривать следующие показатели эффективности.
1. Показатель полноты оказываемых услуг
,
где ny, − оказываемое и полное требуемое количество услуг.
2. Показатели качества оказываемых услуг:
где Птр.i − требуемое значение параметра услуги i- го вида;
− отклонение значения параметра услуг i- го вида от требуемого значения.
3. Показатели своевременности оказания услуг.
− отклонение времени оказания услуги i- го вида от заданного времени;
; если ti то f(1)св.i = 0;
− вероятность того, что отклонение времени оказания услуг i- го вида от заданного времени не превысит допустимой величины .
4. Показатели надежности оказания услуг:
− вероятность многократного безотказного оказания услуги
i-го вида в течение рассматриваемого времени t;
− математическое ожидание (среднее количество) случаев безотказного оказания услуг i- го вида в течение рассматриваемого времени t;
− вероятность безотказного функционирования системы сервиса в течение рассматриваемого времени t по оказанию множества услуг .