Первичные (суверенные) субъекты МП.
Понятие и виды субъектов международного права
Субъект МП - носитель межд. прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами МП либо предписаниями межд.-правовых актов.
Соответственно межд. правосубъектность - юридическая способность лица быть субъектом МП.
Межд. правосубъектность: фактическая и юридическая.
Отсюда две категории субъектов МП.
1. Государства. Признаки: территория, население, публичные власти (система органов).
2. Нации, борющиеся за национальное самоопределение. Нация - историческая общность людей, проживающая на данной территории и характеризующаяся единством политики, экономики, культуры, социальной жизни и языка.
Чтобы быть субъектом МП, нации необходимы:
· территория, на которой она бы могла самоопределиться;
· политическая организация, которая могла бы выступать от имени всей нации;
· воинские формирования;
· признание при межд. организациях.
Производные субъекты МП ( создаются первичными). Правоспособность производных субъектов МП оговаривается в договорах об их создании.
|
|
1. Межд. организации.
· межд. межправительственные организации - основаны на межправительственных соглашениях. Существуют как универсальные (носят всемирный характер (ООН)) и региональные (объединяющие субъектов МП данного региона (ОБСЕ, Евросоюз, Совет Европы и др.));
· межд. неправительственные организации (так называемые органы народной дипломатии) - основаны неправительственными, негосударственными организациями и лицами.
2. Государственно-подобные субъекты (Ватикан, Сан-Марино, Монако, Андорра, Мальтийский орден в Риме). В основе их создания лежит договор, как правило, с сопредельными государствами о ненападении на «вольные города», которые впоследствии трансформируются в подобия государства со своей незначительной армией, границей, подобием суверенитета.
Помимо этого существуют участники отдельных видов межд.-правовых отношений (своего рода единовременные субъекты). К ним относятся правительства в изгнании, восставшая сторона, воюющая сторона. Однако вопрос об их межд. правосубъектности решается исключительно по согласию государств. Их единичная правосубъектность чрезвычайно ограничена.
Одним из самых дискуссионных в науке МП является вопрос о межд. правосубъектности индивида: от полного отрицания межд. правосубъектности индивида до признания последнего единственным субъектом МП.
Государством в МП - страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Но не всякая страна может быть государством в межд.-правовом смысле и субъектом МП (например, колониальные страны не могли).
|
|
Способы образования новых государств - субъектов МП:
1. в результате социальных революций и национально-освободительных движений;
2. слияние двух или нескольких государств в одно государство;
3. распад одного государства на два или несколько государств;
4. отделение части территории и провозглашение не ней самостоятельного государства;
5. решением межд. организации.
Наиболее важные признаки государства: суверенитет, территория, население и власть.
Особенности суверенитета:
· Международно-правовой аспект суверенитета - субъект и участник международных отношений не государственные органы или должностные лица, а государство в целом.
· Внутренний аспект суверенитета - территориальное верховенство и политическая независимость государственной власти внутри страны и за рубежом.
Права государства как субъекта МП:
1. право на независимость и свободное осуществление всех своих законных прав, на осуществление юрисдикции над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных МП иммунитетов;
2. равноправие с другими государствами;
3. право на коллективную и индивидуальную самооборону против вооруженного нападения.
Обязанности государства:
1. воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела других государств;
2. воздерживаться от разжигания междоусобицы на территории другого государства;
3. уважать права человека;
4. устанавливать на своей территории такие условия, которые не угрожали бы межд. миру;
5. решать все свои споры с другими субъектами МП только мирными средствами;
6. воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности и политической независимости или иным образом, несовместимым с МП;
7. воздерживаться от оказания помощи другому государству, нарушающую предыдущую обязанность или против которого ООН принимает меры предупреждения или принуждения;
8. воздерживаться от признания территориальных приобретений другого государства, действующего в нарушение обязательства неприменения силы;
9. добросовестно выполнять свои обязательства.
10.Международно-правовое признание: понятие, виды, значение
Межд.-правовое признание - это акт государства, которым констатируется возникновение нового субъекта МП и с которым этот субъект считает целесообразным установить дипломатические и иные основанные на МП отношения.
Теории межд.-правового признания:
· конститутивная - акт признания дестинатора (адресата признания) со стороны уже существующих субъектов МП играет решающую роль в его межд.-правовом статусе. Недостатки: на практике новые образования могут вступать в межгосударственные отношения и без признания, неясно - признания скольких государств необходимо для того, чтобы новое образование приобрело межд. правосубъектность.
· декларативная - признание не означает придания ему соответствующего правового статуса, а лишь констатирует факт возникновения нового субъекта международного права и облегчает осуществление с ним контакта. Преобладает в международно-правовой доктрине.
Формы признания:
1. Признание де-факто (de facto) - фактическое признание государства путем установления с ним экономических отношений без установления дипломатических отношений.
2. Признание де-юре (de jure) - открытие дипломатических представительств, миссий в признаваемом государстве.
3. Признание (разовое) «ad hoc» - признание государства для конкретного случая.
Виды признания:
· традиционные виды признания: признание государств, признание правительств;
· предварительные (промежуточные): признание наций, признание восставшей или воюющей стороны, признание сопротивления, признание правительства в эмиграции.
|
|
Предварительные виды признания применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые могут привести либо к созданию нового государства, либо к стабилизации положения в стране, где власть была захвачена революционным путем.
Акт, противоположный признанию, именуется протестом. Сущность протеста - в несогласии с правомерностью соответствующего юридически значимого факта или события, в квалификации его как международно-противоправного деяния. Протест должен быть явно выраженным и так или иначе доведенным до сведения государства, которого он касается.