Приоритеты:
1. С прерыванием обслуживания.
2. Без прерывания обслуживания.
Приоритеты:
1. Внутренние.
2. Внешние.
По первой классификации существуют:
- Относительные приоритеты
- Абсолютные приоритеты
- Смешанные приоритеты
Дисциплина обслуживания с относительными приоритетами:
Потоки пуассоновские,
- среднее время обслуживания.
, где
- трудоёмкость задач i-го типа, В - быстродействие процессора.

Используя метод средних, можно получить характеристики обслуживания заявок.
1. Рассматривается помеченная заявка и для неё определяется среднее время ожидания i-го требования.
,
где
- среднее время обслуживания заявки находящейся в приборе в момент прихода помеченной;
- суммарное время обслуживания всех требований более высокого приоритета, чем помеченное требование или требование с таким же приоритетом, но поступившее ранее помеченной;
- суммарное время обслуживания всех требований имеющих более высокий приоритет, чем помеченная и пришедших за время пока помеченная стояла в очереди, т.е. за время
.






для FIFO.
Введение относительных приоритетов приводит к уменьшению времени ожидания заявок с высоким приоритетом и увеличению времени ожидания для заявок с низким приоритетом по сравнению с бесприоритетным обслуживанием.
Дисциплина обслуживания с абсолютными приоритетами:
Дообслуживание прерванных заявок:
- с места прерывания
- заново

- среднее время ожидания начала обслуживания.
- среднее время нахождения в прерванном состоянии.

Время ожидания обслуживания:

- время обслуживания требований поступивших за время ожидания помеченной заявки.
- время дообслуживания всех заявок, которые на момент прихода помеченной находились в прерванном состоянии.

Введение абсолютных приоритетов увеличивает устойчивость к большим перегрузкам для заявок высоких приоритетов, но это происходит за счет увеличения времени ожидания низкоприоритетных заявок.
В реальных системах абсолютный поток дают одному или двум потокам, так как нужно хранить информацию о прерываниях.
Дисциплина обслуживания со смешанными приоритетами:
Рассмотрим дисциплину с тремя классами требований:


- среднее время ожидания с относительными приоритетами без учёта прерываний.
- среднее время ожидания, вызванное прерываниями.

Для требований 2 класса (относительных приоритетов):

Для требований 3 потока можно использовать эту же формулу, учтя, что требования (безприоритетные) FIFO есть самый низкий относительный приоритет.
Для второго класса:

для третьего класса

Для требований третьего типа:


Пример:

Варианты построения системы:
1.)
- обслуживаются без приоритетов. 
2.)
- относительные приоритеты.
имеет первый относительный приоритет
имеет второй приоритет

3.)
- первый относительный приоритет
- второй относительный приоритет

4.)
- первый абсолютный приоритет
- второй абсолютный приоритет

5.)
- первый абсолютный приоритет
- второй абсолютный приоритет

Если заданы коэффициенты важности
можно сконструировать некий критерий: 
Проверка ошибок при расчетах может быть произведена с использованием закона сохранения времени ожидания:

Простым перебором всех возможных вариантов назначения приоритетов и сравнением их характеристик можно найти наилучший вариант назначения приоритетов.