За нарушение избирательного законодательства
Тема 6. Избирательные споры. Ответственность
Резюме по теме
Вопросы для повторения
1. Источники средств избирательных фондов, запреты и ограничения.
2. Финансовая отчетность кандидатов.
3. Финансовая отчетность избирательных комиссий.
4. Каковы особенности финансирования избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ?
5. Каковы особенности финансирования избирательной кампании по выборам Президента РФ?
6. Значение контрольно-ревизионных служб при избирательных комиссиях.
По итогам рассмотрения заявленной темы можно заключить, что финансирование выборов включает финансовое и материальное обеспечение организации и проведения выборов. Оно осуществляется путем бюджетного (государственного или муниципального) финансирования избирательных комиссий. Финансирование избирательных кампаний соответствующих кандидатов, избирательных объединений осуществляется через соответствующие избирательные фонды, средства которых имеют целевое назначение и носят временный характер. Контроль над порядком формирования и расходования средств избирательных фондов осуществляется избирательными комиссиями в тесном сотрудничестве с кредитными организациями и государственными органами, а также обеспечивается специально формируемыми контрольно-ревизионными службами при избирательных комиссиях.
Цель и задачи изучения темы для овладения материалом и закрепления полученных знаний студенту необходимо комплексно рассмотреть такие вопросы темы, как понятие, виды и способы разрешения избирательных споров, сроки рассмотрения избирательных споров; уяснить основные требования и процедуры в рамках административного и судебного порядков разрешения избирательных споров; акцентировать внимание на взаимодополняемость и отсутствие императивной последовательности указанных порядков; привлекать к изучению темы как доктринальный, так и нормативный материал. В аспекте изучения второй части темы, посвященной ответственности за нарушение избирательного законодательства, студент должен уяснить основные положения теории юридической ответственности, выделить три основные ее вида применительно к избирательным правоотношениям – конституционно-правовая, административная и уголовная ответственность, – а также уяснить основное содержание и характерные черты таковых.
Проблема избирательных споров является хотя и сравнительно новой для РФ, но чрезвычайно актуальной. Обусловлено это, прежде всего, тем, что именно в избирательных спорах проявляются многочисленные разногласия по поводу осуществления избирательных прав российских граждан, а их разрешение выступает в качестве одного из основных средств защиты конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.
Тем не менее, действующее федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ не оперирует категорией «избирательные споры», а использует термин «обжалование нарушений избирательных прав граждан».
Избирательный спор, так или иначе, затрагивает избирательные права граждан и других участников избирательных правоотношений. Правовое регулирование порядка рассмотрения этих споров через институт обжалования в избирательном праве представляется не только допустимым, но и вполне оправданным.
Исключительная политическая значимость избирательных споров, обусловлена: во-первых, особой важностью предмета спора – избирательных отношений, входящих в структуру конституционных правоотношений народовластия; во-вторых, особой защитой избирательных прав как составной части политических прав и свобод гражданина от любых посягательств; в-третьих, особым значением выборов как властеобразующего, учредительного института в жизни общества; в-четвертых, особенностями самого избирательного процесса, прежде всего четкими временными рамками осуществления конкретных избирательных действий, за пределами которых реализация избирательных прав, а равно их восстановление трудно осуществимо.
ФЗ «Об основных гарантиях...» отводит вопросам обжалования нарушений избирательных прав специальную главу, регулирующую также и ответственность за нарушение законодательства о выборах. Содержащиеся в ней нормы не только направлены на создание механизма юридической защиты избирательных прав российских граждан, но и в значительной степени снимают остроту проблемы, касающейся разрешения избирательных споров как особой категории дел и процессуальных действий. Фактически автономное (в рамках федерального закона) правовое оформление института обжалования как универсального средства защиты избирательных прав граждан отвечает необходимости формирования коллизионного разреза избирательного права, регулирующего конфликты по всему спектру вопросов организации и проведения выборов. Под этим углом зрения надлежащее законодательное обеспечение процедуры обжалования действий (бездействия) и решений, нарушающих избирательные права российских граждан, вполне может быть связано как с гарантиями реализации демократических норм и принципов избирательного законодательства, так и с потребностями эффективного противодействия разнообразным формам избирательной «патологии», порождаемым политическими амбициями, конъюнктурными соображениями и иными ситуативными приоритетами различных участников избирательного процесса.
Избирательные споры – неизбежные, хотя и нежелательные спутники любой избирательной кампании, поскольку выборы являются единственным легитимным способом завладения публично-властными полномочиями представительного характера. Как следствие, избирательному процессу, чуть ли не в качестве его органической составной части, сопутствуют многочисленные столкновения интересов различных участников избирательных действий, выливающиеся в разнообразные избирательные споры. В данной связи следует поддержать позицию Е.П. Ищенко, согласно которой избирательные споры – это разногласия по поводу применения избирательного законодательства, возникающие при назначении, подготовке, проведении и установлении результатов выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, которые разрешаются избирательными комиссиями различных уровней либо в судебных инстанциях.
К числу наиболее распространенных, типичных причин возникновения избирательных споров относятся: противоречивость и незавершенность правового регулирования избирательных правоотношений, наличие в нем многочисленных коллизий и пробелов; недостаточный уровень политической и правовой культуры организаторов выборов и иных участников избирательного процесса, отсутствие у них необходимых юридических знаний и навыков применения законодательства; политические и сопряженные с ними иные эгоистические интересы участников избирательного процесса, в том числе стремление использовать электоральные конфликты в качестве средства привлечения повышенного внимания общественности к конкретным субъектам избирательной кампании; амбициозность и бюрократизм избирательных комиссий, сопряженные с чрезмерной ограничительной по своему характеру детализацией предусмотренных федеральными законами и законами субъектов РФ процедурами осуществления избирательных прав граждан.
Избирательные споры проявляются вовне в самых разнообразных формах (видах), которые обусловливаются уровнем выборов, предметом разногласий, составом спорящих сторон. Так, в зависимости от содержания электорального конфликта можно различать споры, связанные с назначением выборов, регистрацией (учетом) избирателей, образованием избирательных округов и избирательных участков, формированием избирательных комиссий, выдвижением и регистрацией кандидатов, проведением предвыборной агитации, финансированием выборов и избирательных кампаний кандидатов, организацией голосования, определением результатов выборов. По кругу участников избирательных споров они могут иметь место в отношениях: между органами государственной и муниципальной власти, их должностными лицами и гражданами; между органами государственной и муниципальной власти, их должностными лицами и избирательными комиссиями; между избирательными комиссиями и гражданами; между избирательными комиссиями разных уровней; между гражданами.
Однако наибольший интерес представляет классификация избирательных споров в зависимости от способа обжалования нарушений избирательных прав граждан, так как своевременное и объективное рассмотрение и разрешение избирательных споров в значительной степени зависит от надлежащего исполнения законодательства, регулирующего институт обжалования решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан.
Предметом обжалования в соответствии со ст. 75 ФЗ «Об основных гарантиях...» могут быть решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан. Правом подачи жалобы наделены избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их доверенные лица, иные общественные объединения, наблюдатели, а также избирательные комиссии. Кроме этого, в соответствии с вышеназванным законом правом обжалования наделяются также члены любых избирательных комиссий как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Следует учитывать также, что если для обжалования решений и действий (бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц установлен не только судебный, но и административный (инстанционный) порядок, то с жалобами на решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц можно обращаться только в судебные органы.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает два способа рассмотрения избирательных споров – административный (инстанционный) и судебный. Они имеют существенные отличия по кругу лиц, наделенных правом подачи соответствующей жалобы, по предмету обжалования (содержанию электорального конфликта), по установленным процедурам рассмотрения жалоб, по юридическим последствиям принимаемых решений. Вместе с тем и административный, и судебный порядок обжалования нарушений избирательных прав и разрешения электоральных споров дополняют друг друга в качестве относительно автономных, с юридической точки зрения, способов обеспечения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина.