Обучения и развития

Мотивирования и управления.

Коррекции и терапии.

Обработки и интерпретации.

Исследования и диагностики.

Основные методы социально-психологического исследования.

Методы социальной психологии.

В современном научном знании термином «методология» обозначаются 3 различных уровня научного подхода.

1) Общая методология – это общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем.

2) Частная (или специальная) методология – это совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания.

3) Методология как совокупность конкретных методических приемов исследования. Именно этот уровень непосредственно связан с практикой исследования.

Экспериментатор должен не только составить «батарею» методик в своем методологическом ключе, но и правильно их применить, учитывая факторы, оказывающие влияние на результаты социально-психологического исследования. Важнейшие из факторов:

- Личности экспериментатора. Здесь нужно иметь в виду и характерологические особенности и внешний вид.

- Умение исследователя работать с испытуемым, создать непринужденную, доверительную атмосферу.

- Присутствие наблюдателей, посторонних. Эффект присутствия других может существенно повлиять на действия или ответы участников эксперимента.

Весь набор методов Г.М. Андреева делит на две большие группы: методы исследования и методы воздействия.

Типология методов по Н.И. Шевандрину.

1. Феноменологизации и концептуализации. Эта группа методов позволяет выделить интересующие нас феномены и проблемы.

2.1. Исследования

1) Наблюдение:

а) включенное и не включенное; б) открытое и скрытое; в) полевое и лабораторное.

2) Изучение документов (или анализ продуктов деятельности)

3) Опрос:

а) непосредственный (беседа, интервью); б) опосредованный (анкета).

4) Эксперимент:

а) естественный; б) лабораторный.

5) Моделирование.

2.2. Диагностики:

1) тесты;

2) экспертные оценки.

Для обработки полученных данных чаще всего используются статистические методы. Методы интерпретации позволяют придать психологический смысл полученным данным, т.е. перевести данные с языка математики на язык психологии.

Эти методы направлены на решение каждодневных практических проблем общности людей, руководителей или участников группы (тренинг-группы).

Эти методы позволяют побуждать субъектов к деятельности и обеспечивать оптимальное функционирование отдельных личностей и групп в процессе достижения определенных целей.

Эти методы обучения и развития личности или группы используют потенциал межличностного взаимодействия для повышения эффективности усвоения конкретных знаний, умений и навыков. Это дискуссионные методы, деловые игры, тренинги личностного роста и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: