double arrow

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)


Общение как социально-психологическая проблема

Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: а) мы обмениваемся информацией; б) взаимодействуем с другими людьми; в) познаем их, г) переживаем собственное состояние, возникающее в результате общения (удовлетворенность, обиду, удивление…)

В социальной психологии общение различают по двум основаниям:

1) Межличностное и массовое.

Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах.

Массовое – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная средствами массовой коммуникации.

2) Межперсональное и ролевое общение.

Межперсональное: участниками общения являются конкретные личности, со всеми своими индивидуальными качествами, которые и раскрываются в ходе общения.

Ролевое: здесь люди – носители определенных ролей (учитель – ученик, покупатель – преподаватель). В таком общении человек лишается определенной спонтанности своего повеления.

Функции общения.

1. Прагматическая функция. Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека.

3. Функция подтверждения. В процессе общения человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Он желает утвердиться в своем существовании и в своей ценности. Для этого ему нужны другие люди.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений.

5. Внутриличностная функция. Реализуется в общении человека с самим собой например через внутреннюю.

В межличностном общении выделяют 3 типа:

1) Императивное общение – это авторитарная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям.

2) Манипулятивное общение – это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно.

3) Диалогическое общение – это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, где цель – взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно возможно лишь в случае соблюдения правил взаимоотношений, которые вы мне расскажите на семинаре.

В условиях общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Специфика межличностной коммуникации раскрывается в ряде процессов и феноменов. Эти феномены мы и рассмотрим.

1. Обратная связь. Основная цель информационного обмена – это выработка общего смысла, единой точки зрения. При ее достижении обязательно включается механизм обратной связи. Его суть в том, что процесс обмена информацией как бы удваивается и, помимо содержания, информация, идущая от меня к нему, содержит сведения о том, как я (реципиент) воспринимаю и оцениваю поведение его (коммуникатора).




Выделяют прямую и косвенную обратную связь. Косвенная обратная связь – это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации.

Умение использовать обратную связь является важнейшей составляющей коммуникативных способностей.

2. Коммуникативный барьер. Это проблема интерпретации сообщения, поступающего от коммуникатора к реципиенту. Дело в том, что интерпретация зависит от того, кто дает информацию и от того, кто принимает. Поэтому и могут возникнуть коммуникативные барьеры. Коммуникативный барьер –это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.

Выделяют 3 типа барьеров.

1) Барьеры понимания могут возникнуть как по психологическим причинам, так и другим, например, из-за погрешностей в самом канале передачи информации:

· Барьеры фонетического непонимания бывают: невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и с большим количеством звуков-паразитов.

· Семантические барьеры непонимания связаны с различиями в системах значений участников общения.

· Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора (источника информации) и ситуации общения или стиля речи и состояния психологического реципиента.



Логический барьер непонимания возникает в тех случаях, когда логика рассуждения либо слишком сложная для воспринимающего информацию, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства.

2) Барьеры социально-культурного различия. Это – социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к резкой интерпретации тех или иных понятий. Барьером может стать само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, национальности или пола, возраста.

3) Барьеры отношения – это уже чисто психологический феномен. Когда возникает чувство неприязни, недоверия к своему коммуникатору. Это чувство распространяется и на передаваемую им информацию.

3.1.) Барьер «авторитет». Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Отнесение человека к авторитетным зависит от:

- Социального положения (статуса), от принадлежности к реальной «авторитетной» группе.

- Привлекательного внешнего вида. Аккуратная прическа, силуэт, цветовая гамма, как выбрит и т.д.

- Доброжелательного отношения к адресату воздействия. Улыбка, приветливость, простота в обращении и т.д.

- Компетентности.

- Искренности.

3.2.) Барьер «избегание». Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора).

Вообще-то говоря, коммуникативные барьеры являются формой психологической защиты от постороннего психического воздействия, т.к. любая информация несет в себе элемент воздействия на поведение или желания воспринимающего – реципиента.

3. О коммуникативном влиянии. Принято выделять 2 основных типа коммуникативного воздействия: авторитарную и диалогическую коммуникацию. Различаются они характером психологической установки, возникающей у коммуникатора (говорящего) по отношению к реципиенту (слушающему).

Практика социального общения выработала два основных способа осуществления коммуникативного влияния, т.е. влияния с помощью сообщений: убеждение и внушение. Убеждениепроцесс логического обоснования сообщением какого-либо суждения или умозаключения с целью добиться согласия собеседника и сделать его готовым действовать в соответствии с этой точкой зрения.

Внушениеэто способ коммуникативного воздействия, рассчитанный на некритическое восприятие сообщений, в которых нечто утверждается или отрицается без доказательства.

4. Невербальная коммуникация. Невербальные средства общения необходимы для того, чтобы:

- создавать и поддерживать психологический контакт, регулировать течение процесса общения;

- придавать новые смысловые оттенки словесному тексту, направлять истолкование слов в нужное русло;

- выражать эмоции, оценки, принятую роль, смысл ситуации.

Как правил, эти средства не могут самостоятельно передавать значения слов, но они тонко скоординированы и между собой, и со словами.

Выделяют следующие виды невербальных средств общения.

1) Визуальные:

· кинесика – движения рук, ног, головы, туловища, походка;

· выражение лица, глаз;

· позы – осанка, походка человека;

· направление взгляда, визуальные контакты;

· кожные реакции: покраснения, побледнение, вспотение;

· проксемика (пространственная и временная организация общения) – расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство;

· вспомогательные средства общения – подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы);

· средства преобразования природного телосложения (одежда, косметика, очки, татуировки, усы, борода, мелкие предметы в руках).

2) Акустические:

· паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность) – громкость, тембр, ритм, высота звука;

· экстралингвистические – речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье.

3) Тактильные:

такесика – прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.

4) Ольфакторные:

· приятные и неприятные запахи окружающей среды;

· естественный и искусственный запахи человека.

На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура. И невербальный язык другой страны приходится учить так же, как словесный.

Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении.

Зоны дистанции:

1) Интимная зона (15-45 см) – допускаются лишь близкие. Характерна доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт. При нарушении – воспринимается как покушение на неприкосновенность.

2) Личная или персональная зона (45-120 см) – обыденная беседа с друзьями и коллегами.

3) Социальная зона (120-400 см) – при официальных встречах в кабинетах как правило с теми, кого не очень хорошо знают.

4) Публичная зона (более 400 м) – подразумевает общение с большой группой людей – на митинге, лекции и т.д.

При выборе дистанции в разговоре учитывайте национальные и социальные особенности собеседника, обсуждаемую проблему, актуальное эмоциональное состояние собеседника и др.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про:
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7