double arrow

Способы и гарантии реализации Конституции

Правовая охрана Конституции, конституционный надзор.

Охрана К-ции п.в. выраж-ся в соблюдении всеми ее норм (п. 2 ст. 15) – конституц.законность – режим строг., неуклонного соблюдения и исполнения норм К-ции всеми без исключения участниками общ.отношений.

Конституц.зак-ть/охрана К-ции обеспеч-ся:

- соблюдением и исполнением норм К-ции всеми субъектами права;

- восстановлением нарушенных конституц.прав в админ.или суд.порядке.

Охрана Конституции – обяз-ть вся система публич. (гос-х и муниц-х) гос.органов, осущ-е такую защиту в разл.формах (ос-ти защиты связаны со статусом соответ.гос.органов):

а) ч.2 ст. 80: Президент РФ. – гарант К-ции: обязуется соблюдать и защищать ее; в целях ее защиты м. исп-ть широкий круг полномочий:

- при попытках насильств.изменения конституц.строя РФ согласно ст. 88 и ФЗ «О чрезвыч.положении» от 2001 г. м.ввести чрезвыч.положение на всей тер. Р. или в ее отдельных регионах;

- согласно ФЗ «Об общ.п-пах организации закон.(представ.) и исполнит.органов гос.вл. субъектов РФ» - вправе распустить зак.орган субъекта, если соответ.судом установлено, что данным зак.органом приняты к-ция или устав, закон субъекта РФ или иной НПА, противоречащий К-ции РФ, ФКЗ или ФЗ – при этом роспуск возможен только, если после вынесения предварит.предупреждения данное нарушение не б.устранено;

- иные полномочия по воздействию на федер.и регион.органы гос.вл. с целью охраны К-ции (роспуск Пр-ва?);

б) особ.форма охраны К-ции – деятельность КС РФ:




- функции КС по охране К-ции – в том, чтобы сод-е принимаемых в РФ законов, заключаемых международ.и внутригос-х дог-ров соответ-ло К-ции: по итогам проверки и оценки конституц-ти НПА в случае признания их неконституц-ми они утрачивают свою юр.силу, а несоответ-щий К-ции международ.дог-р, строной кот-го явл-ся Р., не подлежит введению в действие = контроль за конституц-тью нормотворческой деятельности – приоритет.задача КС (обеспеч-т соблюдение «духа и буквы» закона);

- обеспеч-т верховенство и прям.действие К-ции, конституционно-прав.кач-ва законов и иных НПА, конституц-но очерченный баланс властей по горизонтали и вертикали, ограничение гос.вл., защиту прав и свобод ч. и гражданина, т.е. осущ-т прав.защиту К-ции.

в) аналогично ?-ми обеспеч-я конституц-ти НПА – конституц.суды субъектов РФ;

г) сущ.роль в охране К-ции, со-но ее положений, связанных с регулированием прав и свобод граждан, - судам общ.юрисдикции и прокуратуре: нарушающие К-цию действия или бездействия, решения гос.органов, органов МСУ, общ.объединений и должн.лиц м.б. обжалованы в суд; согласно ФЗ «О прокуратуре РФ» она осущ-т надзор за соблюдением К-ции РФ;



д) гос.органы субъектов РФ:

- зак.орган – контроль за соблюдением К-ции высшим должн.лицом субъекта РФ, при этом в случае нарушения последним К-ции его полномочия м.б. досрочно прекращены зак.органом субъекта РФ (издание противоречащих К-ции НПА – при установлении так.противоречия соответ.судом и неустранении должн.лицом этих противоречий в теч.месяца со дня вступления в силу суд.решения);

- согласно ФЗ «Об общ.п-пах организации МСУ в РФ» 2003 г. в случае, если соответ.судом установлено, что представит.органом МО принят противоречащий К-ции РФ НПА, а данный орган в теч. 3 месяцев со дня вступления в силу суд.решения не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в т.ч. не отменил данный акт, выс.должн.лицо субъекта РФ в теч.1 месяца после вступления в силу суд.решения, установившего факт неисполнения предыдущего решения, вносит в зак.орган субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представит.органа МО; при аналогич.обстоятельствах выс.должн.лицо субъекта РФ вправе издать НПА об отрешении от должности главы МО или главы мест.администрации.

Перечисленные гос.органы и долж.лица осущ-т конституц.надзор.

Способы и гарантии реализации Конституции:

Реализация К-ции – процесс претворения в жизнь КПН субъектами КП.

В зависимости от х-ра КПН – формы реализацииК-ции:

- использование КПН: реализация конституц.норм-дозволений (реализация гражданами своих прав и свобод; осущ-е гос.органами своих полномочий, допускающих вариативность решения ? – ч. 4, ст. 105 К-ции РФ);

- исполнение КПН: при реализации обязывающих норм (обяз-ти граждан и гос.органов по осущ-ю своей компетенции); м. касаться выполнения обяз-тей общ.х-ра - обращенных ко всем субъектам КП (ч. 2 ст. 15 К-ции РФ: всеобщность закона), так и обяз-тей, относящихся к опред.субъектам (п. «а» ч. 1 ст. 114 К-ции РФ: Пр-во разрабатывает и представляет ГД федер.бюджет и обеспеч-т его исполнение, предоставляя в нее соответ.отчет);

- соблюдение КПН: реализация норм-запретов и наиболее общ.п-пов К-ции; данная форма универсальна, т.к. х-т правомерную деятельность всех субъектов КП (ст. 19 – п-п равенства всех перед законом и судом, запрет на люб.формы ограничения прав и свобод граждан по признакам соц., рас., нац., язык., религ.принадлежности);

- применение КПН: принятие на основе КПН уполномоч.органами или должн.лицами решений (законодат.дейтельность, правосудие, осущ-е Президентом своих полномочий).

При этом реализацию К-ции отличают от ее действия – х-ки рабочих параметров К-ции: в пространстве (тер-рия РФ), во времени (с 25 дек. 1993 г.), по кругу лиц (в отношении всех, наход-ся под юрисдикцией РФ).

Действенность К-ции тесно связана с конституц.правосознанием – система взглядов, идей, теорий, чувств, установок, ценностей, стереотипов поведения, влияющих на полит.и прав.поведение (конституц-е) субъектов (связано с проблемой легитимации К-ции).

Гарантии реализации Конституции:

Виды гарантий:

- соц.-экономические: действенность многих положений К-ции, относящ-ся к соц.и эконом.правам граждан, гарантиям федерализма и МСУ напрямую зависит от матер.-финан.ресурсов, на кот.м. опираться гос.или муниц.вл. (при огранич.ресурасх соц.-экономич.права – декларатив.х-р);

- юридические – основополаг.х-р → 2 уровня реализации КПН

1) К-ция регулирует общ.отношения непосред-но;

2) -//- путем воздействия на текущее зак-во.

(1) непосредственная реализация К-ции:

- согласно ч. 1 ст. 15 К-ции РФ она имеет прям.действие и применяется на всей тер.РФ: п-п прям.действия = все субъекты КП д.непосред-но рук-ся нормами К-ции, а она подлежит реализации независимо от наличия или отсутствия конкретизирующих и развивающих ее НПА (при этом учитывается различие самих КПН – предполагает ли норма К-ции, чтобы ее сод-е б.конкретизировано ФЗ-м): так, ч. 1 ст. 96 К-ции: ГД избирается на 4 года (прямая реализация положения нормы, кас-ся срока), а порядок выборов опред-т согласно К-ции ФЗ от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ»:

а) в случаях, когда в К-ции установлены конкрет.полномочия органа или долж.лица, либо однозначно опред-ся право гражданина, прямое действие КПН означает четкое следование правилам, установленным в данных КПН (п. «г» ст. 84: при внесении в ГД законопроекта Президент непосред-но рук-ся К-цией);

б) случаи, предполагающие конкретизацию норм К-ции: ч.1 ст.51 К-ции: никто не обязан свидет-ть против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг кот-х поред-ся ФЗ – УПК;

в) в ряде случаев нормы К-ции, устанав-щие полномочия гос.органов, прямо предполагают необходимость доп.регламентации процедуры реализации этих норм: п. «в» ст. 84 К-ции: Президент РФ назначает референдум в порядке, установленном ФКЗ (прям.действие данной нормы К-ции обеспеч-ся только при наличии совет.ФКЗ);

г) реализация ряда конституц.прав и свобод граждан также предполагает принятие ФЗ, однако отсутствие последних не м. согласно К-ции явл-ся непреодолимым препятствием для реализации этих прав и защиты их в суде, иных органах вл.; что вытекает из ст. 18 К-ции: права и свободы человека и гражданина явл-ся непосредственно действующими (на практике – препятствия для непосред.реализации прав граждан: в отсутствие ФЗ «Об альтернатив.граждан.службе» (принят в 2002 г.) гражданам чинились препятствия в соущ-и права на замену воен.службы альтернатив.гражданской, что означало невыполнение ч. 3 ст. 59 К-ции).

Обеспеч-е прям.действия К-ции – обяз-ть зак., исп. и суд.органов вл., органов МСУ;

При этом глав.роль – судам, обеспещим верховенство К-ции ее непосред.применение при разрешении конкрет.дел – важ.роль - Постановление Пленума ВС РФ от 31 окт. 1995 г. № 8 «О некот.? применения судами К-ции РФ при осущ-ии правосудия»: судам при рассм-и дел следует оценивать сод-е НПА, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всехнеобод.случаях применять К-цию РФ в кач.прям.действия:

- когда закрепленные нормой К-ции положения, исходя из ее смысла, не треб-т доп.регламентации и не сод-т указания на воз-ть ее применения при условии принятия ФЗ;

- когда суд придет к выводу, что ФЗ, действовавший на тер.РФ до вступления в силу К-ции РФ, противоречит ей;

- когда суд придет к убеждению, что что ФЗ, принятый после вступления в силу К-ции РФ, противоречит ей;

- когда НПА, принятый субъектом РФ по предметам совмест.ведения РФ и ее субъекта, противоречит К-ции РФ, а ФЗ, кот.д.регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

КС как орган конституц.контроля рук-ся непосред-но К-цией РФ, обеспечивая ее прям.дейтсвие путем проверки конституц-ти НПА.

(2) Реализация К-ции путем воздействия на текущее зак-во:

Помимо прям.регулятив.действия КПН, они также реализ-ся опосредованно, через нормы тек.зак-ва – п.в. нормы ФКЗ и ФЗ:

предусмотренные ч. 2 ст. 32 К-ции РФ избират.права граждан получили развитие в ФЗ «Об основ.гарантиях избират.прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (стандарты и гарантии прав при федер., регион.и локальных референдумах);

в целом на нормах К-ции построены все отрасли рос.права – кодексы:УК, УПК, ГК, ГПК, Трудовой, Жилищный, семейный и т.д.






Сейчас читают про: