Экономическая теория Дж. С. Милля

Джон Стюарт Милль (1806-1873) – экономист, философ, социолог.

В области философии наряду с О. Контом и Г. Спенсером был родоначальником теории позитивизма. Основные работы: «Очерки относительно некоторых нерешенных проблем политической экономии» (1844г) и его итоговый труд «Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии» (1848 г), ставший учебником для нескольких поколений экономистов Европы.

Предмет и метод.

Методологическую основу исследований Милля образует учение Смита, Риккардо, Мальтуса, Сэя, Сениора. То, что он был одним из родоначальников философии позитивизма, сказалось на отдельных элементах его экономической теории (в частности, отказ от причинно-следственного подхода). Позитивисты предлагали исследовать реальные явления и взаимосвязи между ними (функциональный подход). Для его методологии также характерно противопоставление законов производства законам распределения. Законами распределения управляет «человеческая интуиция», поэтому правила распределения богатства зависят от желания правящей части общества и различны в различные времена. В связи с этим эти законы объясняют распределение собственности через разделение доходов между тремя основными классами общества. На основе данного методологического подхода Милль разрабатывает рекомендации для социального реформирования общества. Во-первых, это идея социальной эволюции. Во-вторых, он рассматривает не «экономического человека», а человека во всех проявлениях его социальной деятельности.

Новым для методологии Милля является использование учения О. Конта для различия понятий «статика» и «динамика». Однако под динамикой он понимает анализ исторических изменений.

В «Основах политэкономии» Милль, реализуя задачу систематизированного изложения предмета, рассматривает политэкономию в целом как систему. Предметом политэкономии является «богатство», исследование его сущности, законов производства и распределения. Поэтому объектом его исследования выступают способ производства, включающий производство, распределение, обмен и их динамика, а также экономическая роль государства в этих процессах.

Основные теоретические положения

1. Теория производительного труда – солидарен с А. Смитом, но он рекомендует признать производительным труд и на охрану собственности и на приобретение квалификации, позволяющий наращивать накопление. Доходы от производительного труда потребляются в производительной форме, если это потребление поддерживает и увеличивает производительные силы общества. Любые доходы от непроизводительного труда – это простое перераспределение дохода, созданного производительным трудом.

2. Стоимость и цена. Милль отходит от понятия стоимости как первопричины, хотя формально от нее не отказывается. В основном он рассматривает «относительную» стоимость и цену. При определении величины стоимости он особое значение придает соотношению спроса и предложения, считает, что в основе цены лежат постоянные издержки и средняя прибыль на свободно воспроизводимые товары.

3. Экономический рост. Милль впервые выделяет понятия «экономическая статика» и «экономическая динамика». Под «статикой» понимается функционирование экономики в неизменном масштабе, под «динамикой» - рост или спад. Под «развитием» сейчас обычно понимается качественное развитие экономики, а под ростом - количественное увеличение определенных экономических показателей. Среди факторов экономического роста Милль выделяет:

§ технический прогресс и снижение издержек за счет концентрации производства;

§ факторы, связанные с расширением хозяйственных связей (возрастание миграции труда и капитала, развитие транспорта, торговли);

§ факторы, связанные с совершенствованием системы распределения и ростом благосостояния;

§ политические факторы, обеспечивающие безопасность личности и собственника.

Милль указал также на периодическую смену фаз роста и спада в экономике, т. е. одним из первых отметил существование экономического цикла.

4. Роль государства в экономике. В этом вопросе Милль продвинулся дальше, чем ортодоксальная классическая школа. Он по иному ставит вопрос о роли государства и неоднократно делает выводы о «желательности в некоторых случаях вмешательства государства в осуществление основных прав частной собственности». Милль подчеркивал необходимость использования возможностей государства в части создания инфраструктуры развития науки, упразднения законов, запрещающих деятельность профсоюзов или ограничивающих ее.

5. Трактовка социалистического устройства общества. Милль считает, что социальная справедливость связана не с частной собственностью, а с проявлением индивидуализма и злоупотреблениями, которые обусловлены правами собственности. Целью трансформации общества является усовершенствование распределения, которое должно состоять в самопроизвольном превращении накопления капитала в собственность тех, кто пользуется ими для производства.

Концепция социальной реформы:

§ уничтожение наемного труда при помощи кооперативной производительной ассоциации;

§ социализация земельной ренты при помощи земельного налога;

§ ограничение неравенства богатства при помощи ограничения права наследования;

§ использование системы частных школ или обязательного домашнего образования, государственных школ – для отдаленных районов;

§ обеспечение государством денежной поддержки начальной школы и др.

ЛЕКЦИЯ 6 Неоклассическое направление. Австрийская, лозанская, кембриджская и американская школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: