Краткая история развития авиационных боеприпасов

Рисунок 1.2

Рисунок 1.1

Современные комплексы авиационного вооружения представляют собой совокупность следующих видов вооружения:

- артиллерийского, состоящего из авиационных пулеметов, пушек, гранатометов; установкок для крепления оружия, приборов управления огнем; патронов со снарядами, гранатами и пулями, укомплектованные соответствующими взрывателями;

- бомбардировочного, состоящего из бомбардировочных установок (держателей) для подвески авиабомб, мин, торпед; приборов управления сбрасыванием; авиационных бомб, мин и торпед и других средств поражения (СП) различного назначения и взрывателей к ним;

- ракетного, состоящего из реактивных орудий (блоков), пусковых и катапультных установок; приборов управления пуском реактивных снарядов; систем целеуказания и наведения управляемых ракет на цель; неуправляемых и управляемых ракет с различными боевыми частями (БЧ) и взрывательных устройств к ним.

Схематично состав КАВ представлен на рисунке 1.2.


Комплекс авиационного вооружения

Артиллерийское вооружение   Бомбардировочное вооружение   Ракетное вооружение   Средства наземной подготовки

Пулеметно-пушечные установки   Установки бомбардировочного вооружения   Установки ракетного вооружения   КПА   Транспортно-подъемные устройства

Пулеметы   Пушки   Гранатометы   Авиационные бомбы   Мины   Торпеды   Управляемые ракеты   Неуправляемые ракеты

Пули   Снаряды   Гранаты   ВУ   ПИМ   ПИМ   ВУ

ВУ
Приборы управления стрельбой   Приборы управления сбросом   Системы наведения ракет   ПУС

 
 


ВУ – взрывательное устройство, ПИМ – предохранительно- исполнительный механизм, ПУС – прибор управления стрельбой


В каждом из видов авиационного вооружения можно выделить средства (СП), предназначенные непосредственно для поражения различных целей (снаряды, авиабомбы, ракеты).

Все элементы, входящие в СП, называются авиационными боеприпасами.

Авиационные боеприпасы - совокупность средств авиационной техники, предназначенные непосредственно для разрушения, уничтожения и вывода из строя воздушных, наземных и морских целей противника поражающим действием взрыва, удара и огня. части ракет), и элементы, предназначенные для обеспечения

Кроме того, к авиационным боеприпасам относятся специальные (пиротехнические и др.) средства, применяемые авиацией для решения вспомогательных задач (освещение и фотографирование местности, создания помех и др.).

Очевидно, что эффективность всего КАВ определяется в первую очередь эффективностью поражающего действия боеприпасов.

Кроме того, результаты боевых действий существенным образом зависят и от качества всех остальных систем КАВ, от летно-технических характеристик самолетов и вертолетов и от тактики применения СП.

Ведущая роль СП определяется и тем, что появляющиеся на вооружении авиации для обеспечения более эффективного поражения различных целей, новые типы боеприпасов во многом определяют требования к другим элементам авиационного вооружения. Так появление управляемых ракет с мощными стартовыми двигателями потребовало разработку авиационных катапультных установок.

На первых этапах развития авиация обладала весьма примитивным вооружением, заимствованным у наземных войск. Впервые пулеметы были установлены на самолетах в 1911 г. во Франции и Росси и первый опыт стрельбы по наземным мишеням был проведен русским летчиком Поплавко (рисунок 1.3)

В этом же году немецким инженером Шнейдером был запатентованы схема и конструкция синхронного пулеметного привода, обеспечивающего стрельбу через плоскость, ометаемую винтом самолета

Рисунок 1.3 Самолет С-18 (конструктор Сикорский И.И.)

В этом же году немецким инженером Шнейдером был запатентованы схема и конструкция синхронного пулеметного привода, обеспечивающего стрельбу через плоскость, ометаемую винтом самолета.

Первый русский истребитель С-16 (1915 г.) был вооружен синхронным пулеметом и подвижным пулеметом, стреляющим в заднюю полусферу

К концу 1914 г. новые самолеты типа “Ильи Муромца” (рисунок 1.4) были вооружены 3-мя пулеметами, а в 1916 г. количество пулеметов было увеличено до 8. На этом самолете также проводились опыты по применению безоткатной пушки калибра 75 мм.

Рисунок 1.4 Бомбардировщик «Илья Муромец»

Первыми типами авиационного стрелкового оружия Красной Армии были синхронные пулеметы: ПВ-1 (1924 г.), созданный на основе пулемета “Максим” А.В.Надашкевичем и ДА (1928 г.) конструкции В.А.Дегтярева. К этим пулеметам были разработаны авиационные патроны с пулями специального назначения:: трассирующая Т-30 и бронебойно-трассирующая БТ.

В 1932 г. на вооружение авиации был принят пулемет ШКАС калибра 7,62 мм конструкции Б.Г.Шитального и И.А.Комарицкого. Скорострельность - 1800 выстрелов в мин.

Дальнейшее совершенствование системы артиллерийского вооружения шло по пути увеличения калибров и создания высокоэффективных образцов пуль и снарядов. В 1936 г. на вооружение была принята пушка ШВАК калибра 20 мм конструкции Б.Г. Шпитального и В.С. Владимирова, в боекомплект которой входили патроны с осколочными, трассирующими, бронебойно-зажигательными и осколочно-зажигательными снарядами, разработанными Б.Г. Шпитальным, И.П. Дзюбой и Б.А. Орловым. В 1939 г появился крупнокалиберный пулемет УБ конструкции М.Е. Березина, к которому был разработан боекомплект, состоящий из патронов с бронебойно-зажигательными Б-32 и Б-30-46 (фосфорная), бронебойно-зажигательно-трассирующими БЗТ и БЗТ-44, и разрывными пулями МД-46, МДЗ-46 и МДЗ-3 конструкции А.И.Забегина.

В начале 1941 г система артиллерийского вооружения была дополнена мощной пушкой ВЯ калибра 23 мм конструкции А.С. Волкова и С.А. Ярцева с начальной скоростью 915 м/с и пушкой НС-37 калибра 37 мм конструкции А.Е. Нудельмана и А.С. Суранова. В 1944 г разработана пушка Б-20 калибра 20 мм конструкции М.Е. Березина под штатный патрон к пушке ШВАК и пушка НС-45 под штатный патрон ОЗТ-45 морской артиллерии.

В послевоенные годы развитие артиллерийского авиационного вооружения шло по пути увеличения калибра до 30 мм и повышения скорострельности до 6000 выстрелов в мин. Появились многоствольные пушки и пулеметы.

Первое применение авиационных бомб (АБ) относится к Итало-Турецкой и Балканской войнам (1911-1913 г. г.). Бомбы малых калибров (до 10 кГ) сбрасывались вручную. Самолет «Илья Муромец», построенный в 1914г, был уже оборудован держателями для внутрифюзеляжной подвески авиабомб (АБ) и механической системой сбрасывания. Бомбовая нагрузка составляла 500 кГ. Для вооружения самолетов В.В.Орановским была разработана впервые в мире система фугасных и осколочных АБ и был создан авиационный взрыватель АДО (авиационный донный Орановского). Система фугасных авиабомб состояла из АБ калибра от 10 фунтов до 40 пудов, в систему осколочных АБ входили 4 бомбы калибра от 20 фунтов до 5 пудов.

Начиная с 1924 г на вооружение принимаются новые конструкции авиабомб: калибра 250 кГ конструкции А.В.Надашкевича, 100 кГ конструкции В.И.Сассапареля (1927 г), 50 кГ конструкции А.Ф.Турахина. К 1932 г была создана система отечественных авиабомб модели М-32, включающая фугасные (50, 100, 250, 500 кГ), осколочные (2,5, 10, 25 кГ), зажигательные (1, 10, 50 кГ), бронебойные (250, 500 и 1000 кГ). Среди АБ модели М-32 имелись и АБ оригинальной конструкции. Так, бронебойная АБ БетАБ-250-220 д.с. имела разгонный реактивный двигатель, включающиеся на траектории; мостовая АБ МАБ-250, у которой к хвостовой части крепились 4 троса с крюками. Входившие в систему М-32 АБ малых калибров применялись из разовых бомбовых кассет ротативно-рассеивающего типа РРАБ-500. К системе М-32 были разработаны различные типы взрывателей: мгновенного действия АМ-А (1940г), универсальный взрыватель пневматического действия АПУВ (1932г), дистанционные взрыватели ТМ-4 (1938г) и ТМ24 (1940г).

В 1934г и 1944г подверглись модификации фугасные авиабомбы (повышена прочность корпуса и аэродинамическая устойчивость АБ, габариты АБ были назначены в соответствии с габаритами отсеков самолетов, упрошена технология изготовления), появились ФАБ калибра 2000 и

5000 кГ, была принята на вооружение АБ комбинированного действия (осколочно-фугасного) ОФАБ-100. В июле 1943г на Курской дуге отечественная авиация применила АБ нового типа - кумулятивные бомбы ПТАБ-2,5-1,5 для поражения бронированной техники.

В послевоенные годы были созданы системы авиабомб модели

М-46, М-54 и М-62. Развитие шло по пути совершенствования аэродинамической формы, технологичности изготовления, повышения прочности. Наряду с этим были созданы авиабомбы с многоступенчатой баллистикой, предназначенные для бомбометания с малых и предельно-малых высот. Большое развитие получила системы контейнерно-кассетного вооружения.

В конце 30 годов самолеты стали оснащаться ракетным вооружением. Первые в мире неуправляемые авиационные реактивные снаряды РС-82 и РС-132 с боевыми частями осколочно-фугасного и бронебойного действия были применены в боях в районе озера Хасан (1938г).

Послевоенные годы характеризуются дальнейшим совершенствованием КАВ и авиационных боеприпасов, Этот этап развития комплексов во многом был обоснован требованием обеспечения высокой эффективности боевого применения реактивных высокоскоростных самолетов. Основные тенденции развития современных СП - повышение эффективности их разрушающего действия и увеличения вероятности попадания в цель - привели к появлению ядерного оружия, управляемых ракет, управляемы авиабомб, управляемых авиационных торпед. Наряду с этим совершенствуются также и обычные авиационные СП - авиабомбы, пушечные снаряды, неуправляемые авиационные ракеты, появляются на вооружении новые образцы авиационных взрывателей ударного, дистанционного и неконтактного действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow