Типовые схемы боевого применения УАБ с лазерными СН
Пути совершенствования УАБ с лазерными СН
Как было отмечено выше, невозможность применения УАБ с лазерными СН в плохих метеоусловиях (облачность, дождь, туман) и при наличии пыли и дыма, а также ограниченные возможности применения ночью (необходимо целеуказание) и в специфических условиях (например, в горах) значительно снижает их ценность. Новые информационные технологии позиционирования ЛА, основанные на использовании данных глобальной навигационной спутниковой системы NAVSTAR, открыли возможность создания ВТО для всепогодного и круглосуточного применения. Поэтому отношение на первых порах к УАБ с лазерными СН резко изменилось. Руководством ВВС США были предприняты шаги по замене лазерных ГСН в УАБ систем "Пэйв Уэй-Г и "Пэйв Уэй-И" фирмы "Рейтеон" на блок наведения спутниковой навигации в сочетании с инерциальной системой наведения (УАБ с комплексированными инерциально-спутниковыми системами наведения).
|
|
Однако, как показали дальнейшие испытания, не во всех тактически; ситуациях возможно применение модернизированных УАБ, так как точность при этом ограничивается в лучшем случае среднеквадратическим отклонением, равным 10...13 м, что, конечно, неприемлемо при поражении малоразмерных целей. Поэтому на втором этапе модернизации при переоборудовании УАБ была сохранена возможность их лазерного наведения npи выполнении определенного ряда боевых задач.
Принцип боевого применения УАБ с лазерными СН, схематически приведенный на рисисунне 89, заключается в следующем.
При использовании УАБ с лазерным самонаведением на выбранную для удара цель направляется луч лазерного локатора (подсветчика). Отраженная от цели энергия лазера распространяется в пространстве в соответствии с диаграммой обратного рассеивания. Максимум отраженной от цели энергии располагается в конусе с углом 30°. После сброса с самолета-носителя, пилот которого осуществляет прицеливание так же, как и при бомбометании неуправляемыми бомбами, УАБ некоторое время летит без "захвата" лазерного излучения, отраженного от цели, по обычной баллистической траектории. Флюгерный лазерный координатор цели (ГСН) ориентирует ось чувствительности лазерного приемника излучения по вектору скорости бомбы.
После того, как отраженная энергия попадает в поле зрения ГСН происходит "захват" цели, и она переходит в режим автосопровождения. Дальнейший полет бомбы к цели производится автоматически за счет определения ГСН сигнала ошибки рассогласования между линией визирования цели и вектором скорости бомбы и подаче его через СУ, формирующего закон управления, на рули бомбы для управления по курсу и тангажу. При этом система управления УАБ отклоняет рули таким образом, чтобы движение бомбы осуществлялось по линии визирования цели.
|
|
Угол раствора отраженного лазерного луча существенно зависит от цели и характера ее поверхности. Рассеивающая поверхность цели вызывает образование конуса отраженного излучения с большим углом раствора, оптически гладкая поверхность цели дает более узкий отраженный луч, и конус будет иметь малый угол раствора.
Рисунок 10.29. Схема боевого применения УАБ с лазерной
полуактивной СН
В этом случае вектор скорости бомбы и направление, с которого приходит отраженное лазерное излучение, должны совпадать. Наличие возмущений - турбулентность атмосферы, неточность углового сопровождения обеспечивающим самолетом - приводят к колебаниям УАБ относительно линии визирования цели и в значительной степени корректируются СУ.
При подсветке цели с самолета-носителя в нем должна размещаться станция подсвета, которая может находиться или в фюзеляже самолета-носителя (как правило, в носовой его части) или в контейнере на подвеске под самолетом-носителем (рисунок 10.30).
Рисунок 10.30 Контейнер AN / AAS-38B с ИК-системой "Найт Хок"
самолета F/A-18 и УАБ семейства "Пэйв Уэй" с лазерной ГСН
Контейнер AN/AAS-38B, представленный на рисунке 90, предназначен для обнаружения и сопровождения наземных, надводных и воздушных объектов, а также для нанесения ударов УАБ по наземным и надводным целим в различное время суток в любых метеоусловиях. Система включает: ИК-станцию, лазерный дальномер-целеуказатель и устройства, обеспечивающие их работу. Основные характеристики контейнера: спектральный диапазон ИК-станции 8...12 мкм, основная длина волны лазерного дальномера-целеуказателя - 1,06 мкм, поля сектора обзора 3x3° и 12x12°, максимальная угловая скорость сопровождения цели - 75°/с.
Подсветка цели лучом лазера может производится либо непосредственно с самолета-носителя, осуществляющего бомбометание (рисунок 10.31), либо с другого самолета (рисунки 10.32, 10.33, 10.34), либо с помощью наземного целеуказателя (рисунок 10.25).
Рисунок. 10.31. Схема подсвета цели при боевом применении УАБ, оснащенных лазерной полуактивной СН (с самолета-носителя)
Рисунок 10.32. Схема боевого применения УАБ с лазерной полуактивной СН при действии по цели самолетов (целеуказателя и носитля) с разных направлений:
1 - лазерный луч подсветки цели; 2 - отраженный лазерный луч;
3 - "захват" цели ГСН УАБ
Рисунок 10.33. Схема боевого применения УАБ с лазерной
полуактивной СН при действии по цели самолетов
(целеуказателя и носителя) с разных направлений:
1 - самолет, подсвечивающий цель, 2 - лазерный луч подсветки цели,
3 - отраженное излучение от цели, 4 - УАБ, 5 - самолет-носитель
Рисунок 10.34. Схема боевого применения УАБ с лазерной полуактивной СН при действии по цели парой самолетов с одного направления (целеуказателя и носителя):
1 - лазерный луч подсветки цели; 2 - отраженный лазерный луч;
3 - "захват" цели ГСН УАБ
При осуществлении подсвета цели с применением другого самолета возможны два варианта. Один из них заключается в том, что самолет-целеуказатель барражирует по кругу или пролетает в районе цели, и летчик-оператор удерживает луч лазера на цели. Самолет-носитель атакует ее с направления наиболее целесообразного по тактическим соображением и на котором имеется наибольший уровень отраженного излучения (рисунки 10.32, 10.33). При втором варианте самолеты действуют парой. С одного из них подсвечивается цель, а со второго по пятну подсвета цели (отраженному от цели излучению) производится прицельное бомбометание (рисунок 10.34).
|
|
В боевых действиях ВВС США в Юго-Восточной Азии чаще всего эти бомбы применялись с пикирования из положения в "круг", и при подсвечивании цели самолетом-целеуказателем также из положения в "круг". Высота сбрасывания бомб колебалась от 1800 до 4500 м (бомбы малых калибров) и от 4500 до 6000 м (бомбы больших калибров). Оптимальная высота боевого применения УАБ на базе штатных БЧ Мк 84 и М118 составляла 4500...5000м.
Особенностью схем применения УАБ при подсвете цели лазерными целеуказателями, размещенными вне самолета-носителя, является необходимость
Рисунок 10.35. Схема боевого применения УАБ с лазерной полуактивной СН при подсвете цели наземным целеуказателем
синхронизации начала подсвета цели с моментом сброса УАБ, при этом возможен "захват" цели лазерной ГСН УАБ как под самолетом-носителем, так и на траектории полета к цели. Последний вариант чаще всего используется в УАБ повышенной дальности при бомбометании с больших высот или применении УАБ с малых высот.
Схема применения УАБ AGM-123 "Скиппер", специально разработанная для бомбометания с малых высот, существенно отличается от классической схемы применения обычных УАБ с лазерной ГСН (рисунок 10.36). По одному из вариантов самолет-носитель, еще не входя в зону зенитных средств ПВО, производит сброс УАБ по схеме "горка". Бомба набирает высоту, а затем плавно планирует на цель. По другому варианту самолет-носитель в режиме кабрирования с большим траекторным углом производит сброс УАБ на границе зоны ПВО.
Дальность до цели D, км
Рисунок 10.36. Схема применения УАБ, разработанных по программам "Пэйв Уэй-Н" и "Пэйв Уэй-Ш" (AGM-123 "Скиппер")
Бомба, набрав максимальную высоту, начинает двигаться по баллистической или планирующей траектории, при этом происходит обнаружение и захват с помощью ГСН пятна подсвета и наведение на цель.
Одной из основных проблем для УАБ третьего поколения является координация действий самолета-носителя и оператора, осуществляющего подсветку цели лазерным лучом, поскольку при бомбометании с малых высот нельзя проводить подсветку с самолета-носителя. Необходимость согласования действий обеспечивающего самолета и самолета-носителя ограничивает возможность боевого применения бомб с полуактивными лазерными системами самонаведения.
|
|