УАБ модульной конструкции GBU-15

С 1974 г. в США началось создание УАБ модульной конструкции в рам­ках проекта "Хобо", который предусматривал разработку УАБ, имеющих 80 % одинаковых элементов конструкции и сменных модулей - телевизион­ной (ТВ) или тепловизионной (ТП) ГСН и различных БЧ (Мк 84 калибром 2000 фунтов, М118 калибром 3000 фунтов, кассетной типа SUU-54 или CBU-75, снаряженных малокалиберными фугасными, осколочными, куму­лятивными или бетонобойными бомбами: проникающей бетонобойной БЧ HSM; БЧ объемного взрыва и др.).

Общий вид планирующей УАБ GBU-15 представлен на рисунке 10.41


Рисунок 10.41. Планирующая управляемая авиационная бомба GBU-15

 

Рисунок 10.42. Модули и общий вид планирующих управляемых авиационных бомб с крестообразным (GBU-15) и плоским крылом (GBU-20):

1 - линия передачи данных; 2 - модуль управления; 3 - автопилот;

4 – гироскоп;5 - источник питания (батарея); 6 - боевые части; 7 - взрыватель FMU-124;8 - взрыватель FMU-123; 9 - переходные секции; 10 - телевизионная ГСН;11 -тепловизионная ГСН; 12 - передатчик-ответчик; 13 - дальномерная аппартура (DME); 14 - управляемая авиационная бомба с крестообразным крылом и детали крыла; 15 - управляемая авиационная бомба с плоским крылом и детали крыла

В соответствии с программой "Хобо" фирмы "Рокуэлл интернешнл" и "Хьюз" вели работу над УАБ двух типов: с крестообразным крылом - перво­начально обозначалась GBU-15 (V) (CWW) и с плоским раскрывающимся крылом - GBU-15 (V) (PWW). Первый тип предназначен для применения с малых и средних высот на дальности до 50 км, второй - с больших высот при дальности планирования до 70 км. Разработка и летные испытания этих УАБ, получивших обозначение GBU-15 и GBU-20, были завершены в 1980 и 1984 гг. соответственно. Конструктивная схема этих УАБ показа­на на рисунке 10.42.

В УАБ модульной конструкции используются шесть основных элемен­тов (модулей): боевая часть, комплект аэродинамических поверхностей, система наведения, система управления, переходник и блок связи (рисунок 10.43). Модуль аэродинамических поверхностей включает неподвижное кре­стообразное крыло с рулями, имеющими дифференциальное (попарное) управление, и головные дестабилизаторы. В модуль системы управления входят автопилот и блок приводов рулей. Автопилот обеспечивает про­граммное управление на начальном участке траектории полета УАБ и управление по сигналам, поступающим от системы наведения после ее включения, на остальной части траектории. С помощью переходников на корпус боевой части устанавливаются аэродинамические поверхности, но­совой (с аппаратурой системы наведения) и хвостовой (система управле­ния) отсеки.

УАБ GBU-20 отличается от GBU-15 модулями аэродинамических по­верхностей и механизмов управления. Модуль аэродинамических поверх­ностей включает в себя раскрывающееся после сбрасывания бомбы крыло, крестообразный стабилизатор и головной подфюзеляжный киль. В модуле механизмов управления имеется устройство автоматического раскрытия консолей крыла.

Рисунок 10.43. Конструктивно-компоновочная схема УАБ GBU-15:

1 - устройство наведения ADU-452/B; 2 - гаргрот; 3 - боевая часть Мк 84;

4 - взрыватель FMU-124 А/В; 5 - переходное устройство подрыва ADU-421 А/В;

6 - крылья; 7 - блок управления WCU-8/B;

8 - устройство передачи данных DA-8921/AXQ-14; 9 - поверхности управления;

10 - гаргрот; 11 - кассетная боевая часть SUU-54 с суббоеприпасом;

12 - взрывательное устройство с радиовысотомером FMU-124 А/В;

13 - устройство наведения ADU-453 А/В; 14 - аэродинамические рули;

15 - головка самонаведения (телевизионная DSU-27 A/D, тепловизионная WGU-10/B; вверху представлена система блоков MXU-724/B, внизу - система блоков MXU-723/B.

В зависимости от условий боевого применения и типа цели из этих мо­дулей может быть собран оптимальный вариант боеприпаса, обладающего наибольшей эффективностью. Это, как полагают американские эксперты, позволит при ограниченном типаже УАБ расширить круг решаемых авиаци­ей задач днем и ночью в любых метеоусловиях.

Рисунок 10.44 Аппаратурно-компоновочная схема бомбы УАБ GBU-15:

1 - автопилот; 2 - модуль инерциального управления;

3 - модуль линии передачи;

4 - блок рулевого привода;

5 - электронный блок;

6 - гироплатформа;

7 - оптика и видикон;

8 - модуль ТВ-наведения

Так, вместо фугасной БЧ Мк 84 (масса БЧ 894 кг, масса ВВ 428 кг) по прочным целям может применяться проникающая БЧ BLU-109/B (масса БЧ893 кг, масса ВВ 243 кг). Диаметр проникающей БЧ меньше диаметра фу­гасной, поэтому для размещения ее в бомбе GBU-15 используется специ­альный адаптер. Новая модификация бомбы имеет обозначение GBU-15 (V) 3 1/В. Данный вариант GBU-15 полностью совместим с модулями ТВ и ТП ГСН и имеет тот же профиль траектории, что и GBU-15 на базе фугас­ной БЧ Мк 84*.

Телевизионный модуль СН позволяет применять бомбы днем в про­стых метеоусловиях, тепловизионный модуль, унифицированный с ГСН управляемой ракеты "Мейврик" AGM-65D класса "воздух-поверхность" - в условиях ограниченной визуальной видимости и ночью. Аппаратурно-компоновочная схема бомбы GBU-15 показана на рисунке 10.44.

Для обеспечения возможности коррекции летчиком траектории полета УАБ после сбрасывания (например, при поражении визуально невидимой или слабоконтрастной цели) в модуль системы наведения введен приемо­передающий блок, через который производится передача обозреваемого телевизионной или тепловизионной аппаратурой изображения местности в районе цели. Это изображение принимается на борту самолета-носителя с помощью специальной подвесной (расположенной в контейнере) аппарату­ры управления и связи AN/AXQ-14. Через нее же на УАБ передаются ко­манды управления, вырабатываемые летчиком, который наблюдает изо­бражение района цели на телевизионном индикаторе.

В процессе разработки и усовершенствования УАБ GBU-15 проводи­лись также поисковые исследования по использованию модулей с разностно-дальномерной и полуактивной лазерной системами наведения, а также с аппаратурой, функционирующей по сигналам спутниковой радионавигационной системы NAVSTAR или наземной радионавигационной системы ЛОРАН.

Бомбометание УАБ GBU-15 производится, как правило, с горизонталь­ного полета самолета-носителя. При сбрасывании с малых высот бомба на начальном участке траектории набирает высоту 500...600 м, после чего переходит в режим пикирования на цель. Наведение УАБ может выпол­няться как с самолета-носителя, так и с другого самолета, оборудованного аппаратурой AN/AXQ-14, посредством которой передаются команды кор­рекции на начальном и среднем участках траектории. На конечном участке летчик или оператор из состава экипажа осуществляют поиск, обнаружение и распознавание цели по изображению, получаемому с бомбы, при этом они могут либо продолжить наведение УАБ вручную, либо переключить ее аппаратуру в режим автоматического "захвата" цели и самонаведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: