С 1974 г. в США началось создание УАБ модульной конструкции в рамках проекта "Хобо", который предусматривал разработку УАБ, имеющих 80 % одинаковых элементов конструкции и сменных модулей - телевизионной (ТВ) или тепловизионной (ТП) ГСН и различных БЧ (Мк 84 калибром 2000 фунтов, М118 калибром 3000 фунтов, кассетной типа SUU-54 или CBU-75, снаряженных малокалиберными фугасными, осколочными, кумулятивными или бетонобойными бомбами: проникающей бетонобойной БЧ HSM; БЧ объемного взрыва и др.).
Общий вид планирующей УАБ GBU-15 представлен на рисунке 10.41
Рисунок 10.41. Планирующая управляемая авиационная бомба GBU-15
Рисунок 10.42. Модули и общий вид планирующих управляемых авиационных бомб с крестообразным (GBU-15) и плоским крылом (GBU-20):
1 - линия передачи данных; 2 - модуль управления; 3 - автопилот;
4 – гироскоп;5 - источник питания (батарея); 6 - боевые части; 7 - взрыватель FMU-124;8 - взрыватель FMU-123; 9 - переходные секции; 10 - телевизионная ГСН;11 -тепловизионная ГСН; 12 - передатчик-ответчик; 13 - дальномерная аппартура (DME); 14 - управляемая авиационная бомба с крестообразным крылом и детали крыла; 15 - управляемая авиационная бомба с плоским крылом и детали крыла
В соответствии с программой "Хобо" фирмы "Рокуэлл интернешнл" и "Хьюз" вели работу над УАБ двух типов: с крестообразным крылом - первоначально обозначалась GBU-15 (V) (CWW) и с плоским раскрывающимся крылом - GBU-15 (V) (PWW). Первый тип предназначен для применения с малых и средних высот на дальности до 50 км, второй - с больших высот при дальности планирования до 70 км. Разработка и летные испытания этих УАБ, получивших обозначение GBU-15 и GBU-20, были завершены в 1980 и 1984 гг. соответственно. Конструктивная схема этих УАБ показана на рисунке 10.42.
В УАБ модульной конструкции используются шесть основных элементов (модулей): боевая часть, комплект аэродинамических поверхностей, система наведения, система управления, переходник и блок связи (рисунок 10.43). Модуль аэродинамических поверхностей включает неподвижное крестообразное крыло с рулями, имеющими дифференциальное (попарное) управление, и головные дестабилизаторы. В модуль системы управления входят автопилот и блок приводов рулей. Автопилот обеспечивает программное управление на начальном участке траектории полета УАБ и управление по сигналам, поступающим от системы наведения после ее включения, на остальной части траектории. С помощью переходников на корпус боевой части устанавливаются аэродинамические поверхности, носовой (с аппаратурой системы наведения) и хвостовой (система управления) отсеки.
УАБ GBU-20 отличается от GBU-15 модулями аэродинамических поверхностей и механизмов управления. Модуль аэродинамических поверхностей включает в себя раскрывающееся после сбрасывания бомбы крыло, крестообразный стабилизатор и головной подфюзеляжный киль. В модуле механизмов управления имеется устройство автоматического раскрытия консолей крыла.
Рисунок 10.43. Конструктивно-компоновочная схема УАБ GBU-15:
1 - устройство наведения ADU-452/B; 2 - гаргрот; 3 - боевая часть Мк 84;
4 - взрыватель FMU-124 А/В; 5 - переходное устройство подрыва ADU-421 А/В;
6 - крылья; 7 - блок управления WCU-8/B;
8 - устройство передачи данных DA-8921/AXQ-14; 9 - поверхности управления;
10 - гаргрот; 11 - кассетная боевая часть SUU-54 с суббоеприпасом;
12 - взрывательное устройство с радиовысотомером FMU-124 А/В;
13 - устройство наведения ADU-453 А/В; 14 - аэродинамические рули;
15 - головка самонаведения (телевизионная DSU-27 A/D, тепловизионная WGU-10/B; вверху представлена система блоков MXU-724/B, внизу - система блоков MXU-723/B.
В зависимости от условий боевого применения и типа цели из этих модулей может быть собран оптимальный вариант боеприпаса, обладающего наибольшей эффективностью. Это, как полагают американские эксперты, позволит при ограниченном типаже УАБ расширить круг решаемых авиацией задач днем и ночью в любых метеоусловиях.
Рисунок 10.44 Аппаратурно-компоновочная схема бомбы УАБ GBU-15:
1 - автопилот; 2 - модуль инерциального управления;
3 - модуль линии передачи;
4 - блок рулевого привода;
5 - электронный блок;
6 - гироплатформа;
7 - оптика и видикон;
8 - модуль ТВ-наведения
Так, вместо фугасной БЧ Мк 84 (масса БЧ 894 кг, масса ВВ 428 кг) по прочным целям может применяться проникающая БЧ BLU-109/B (масса БЧ893 кг, масса ВВ 243 кг). Диаметр проникающей БЧ меньше диаметра фугасной, поэтому для размещения ее в бомбе GBU-15 используется специальный адаптер. Новая модификация бомбы имеет обозначение GBU-15 (V) 3 1/В. Данный вариант GBU-15 полностью совместим с модулями ТВ и ТП ГСН и имеет тот же профиль траектории, что и GBU-15 на базе фугасной БЧ Мк 84*.
Телевизионный модуль СН позволяет применять бомбы днем в простых метеоусловиях, тепловизионный модуль, унифицированный с ГСН управляемой ракеты "Мейврик" AGM-65D класса "воздух-поверхность" - в условиях ограниченной визуальной видимости и ночью. Аппаратурно-компоновочная схема бомбы GBU-15 показана на рисунке 10.44.
Для обеспечения возможности коррекции летчиком траектории полета УАБ после сбрасывания (например, при поражении визуально невидимой или слабоконтрастной цели) в модуль системы наведения введен приемопередающий блок, через который производится передача обозреваемого телевизионной или тепловизионной аппаратурой изображения местности в районе цели. Это изображение принимается на борту самолета-носителя с помощью специальной подвесной (расположенной в контейнере) аппаратуры управления и связи AN/AXQ-14. Через нее же на УАБ передаются команды управления, вырабатываемые летчиком, который наблюдает изображение района цели на телевизионном индикаторе.
В процессе разработки и усовершенствования УАБ GBU-15 проводились также поисковые исследования по использованию модулей с разностно-дальномерной и полуактивной лазерной системами наведения, а также с аппаратурой, функционирующей по сигналам спутниковой радионавигационной системы NAVSTAR или наземной радионавигационной системы ЛОРАН.
Бомбометание УАБ GBU-15 производится, как правило, с горизонтального полета самолета-носителя. При сбрасывании с малых высот бомба на начальном участке траектории набирает высоту 500...600 м, после чего переходит в режим пикирования на цель. Наведение УАБ может выполняться как с самолета-носителя, так и с другого самолета, оборудованного аппаратурой AN/AXQ-14, посредством которой передаются команды коррекции на начальном и среднем участках траектории. На конечном участке летчик или оператор из состава экипажа осуществляют поиск, обнаружение и распознавание цели по изображению, получаемому с бомбы, при этом они могут либо продолжить наведение УАБ вручную, либо переключить ее аппаратуру в режим автоматического "захвата" цели и самонаведения.