По предмету: История стилей в костюме
Лекция
Россия вступила в XIX в. как полноправное европейское государство, живущее по законам европейского общества и следующее европейским правилам цивилизованного развития. Однако социальный состав русского общества был многоликим. Это царь и придворные вельможи, богатое и обедневшее дворянство, крупная буржуазия, фабриканты и заводчики, финансисты, образованная интеллигенция, купечество, мещане, рабочие и крестьяне. Появляется новый тип демократической интеллигенции, так называемые разночинцы. Неудивительно, что одежда населения России представляла собой пеструю картину.
Значительные слои населения следовали европейской моде, полностью подверженной французскому влиянию. В женской моде уже не наблюдалось отставания от французской, как в прежние времена. Все этапы развития русской моды XIX в. соответствовали французским: ампир - время Наташи Ростовой, бидермайер - время Татьяны Лариной, второе рококо - время тургеневских барышень, позитивизм и модерн - время Анны Карениной и чеховских героинь.
Мужской костюм представлял собой деловой ансамбль, в котором полностью исчезли блеск, позолота и прочая мишура, характерные для XVIII в. Он отличался сдержанной цветовой гаммой, удобным покроем, - добротностью тканей, основной ассортимент которых составляли сукно, шерсть, хлопок, шелк и бархат (для жилетов и отделки).
В середине века среди интеллигенции появились так называемые славянофилы, которые хотели вернуться к традиционному русскому костюму допетровских времен. Они носили косоворотки навыпуск, брюки заправляли в сапоги по народному образцу.
В. Г. Белинский писал: «Некоторые, говорят, не шутя надели на себя терлик, охабень и мурмолку». Славянофилов критиковали, однако такие одежды носили многие известные деятели, писатели, в том числе Л. Н. Толстой и С. Т. Аксаков. Рубаху навыпуск из серой фланели или другой гладкокрашеной ткани даже называли «толстовкой». Носили «толстовку» и разночинцы.
К концу XIX в. сформировался костюм фабричных рабочих: косоворотка навыпуск, жилет, пиджак, брюки, заправленные в сапоги, и картуз. Фабричные работницы носили «парочку»: сарафан и кофточку из одной ткани, обычно хлопчатобумажные, и платок или косынку на плечах. Нарядная «парочка» была из полушерсти или полушелка.
Многообразие видов и форм одежды русского общества соответствовало многообразию видов текстиля как отечественного, так и заграничного производства.
Крестьяне носили одежды в основном из домотканого текстиля. Но в городской среде использовали широкий ассортимент хлопчатобумажных, Полушелковых и полушерстяных тканей. Это красная хлопчатобумажная александрийка, батист, байка, бумазея, а также буфмуслин - тончайшая разновидность кисеи, вельвет, драдедам - очень легкое «дамское» сукно, канифас - плотная полосатая хлопчатобумажная ткань для женской и детской одежды, сарпинка - плотная хлопчатобумажная ткань с цветным тканым рисунком из полос или клеток. Родина сарпинки - поселок Сарепта у реки Сарпы в Царицынском уезде (ныне в черте Волгограда).
Были и более дорогие ткани. Например, зефир - легчайшая шерстяная ткань, которая шла на изготовление мужских рубашек. Из гриделина (шерстяная ткань серого цвета, обычно в черную полоску) шили визитные брюки, из диагонали - верхнюю мужскую одежду.
Гро-гро (высококачественный шелк), газ, «дымка», альпага, кисея, бареж, атлас, муар и многие другие изысканные ткани использовались при пошиве женской одежды богатых слоев общества.
Российский костюм XIX в. практически не имел никаких отличий от европейского костюма.
Связь костюма с архитектурой. Эту связь, как и в Европе, можно проследить в периоды классицизма и модерна.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите общие черты костюма российского общества.
2. Как одевалась знать?
3. Как одевались славянофилы?
4. Как одевались фабричные рабочие?
5. Что такое «толстовка»?
6. Перечислите виды текстиля, применявшиеся в костюме этого периода.