Тема: Костюм XIX в

По предмету: История стилей в костюме

Лекция

Россия вступила в XIX в. как полноправное европейское государство, живу­щее по законам европейского общества и следующее европейским правилам цивилизованного развития. Однако социальный состав русского общества был многоликим. Это царь и придворные вельможи, богатое и обедневшее дворян­ство, крупная буржуазия, фабриканты и заводчики, финансисты, образован­ная интеллигенция, купечество, мещане, рабочие и крестьяне. Появляется новый тип демократической интеллигенции, так называемые разночинцы. Не­удивительно, что одежда населения России представляла собой пеструю кар­тину.

Значительные слои населения следовали европейской моде, полностью подверженной французскому влиянию. В женской моде уже не наблюдалось отставания от французской, как в прежние времена. Все этапы развития рус­ской моды XIX в. соответствовали французским: ампир - время Наташи Рос­товой, бидермайер - время Татьяны Лариной, второе рококо - время турге­невских барышень, позитивизм и модерн - время Анны Карениной и чехов­ских героинь.

Мужской костюм представлял собой деловой ансамбль, в котором полно­стью исчезли блеск, позолота и прочая мишура, характерные для XVIII в. Он отличался сдержанной цветовой гаммой, удобным покроем, - добротностью тканей, основной ассортимент которых составляли сукно, шерсть, хлопок, шелк и бархат (для жилетов и отделки).

В середине века среди интеллигенции появились так называемые славяно­филы, которые хотели вернуться к традиционному русскому костюму допет­ровских времен. Они носили косоворотки навыпуск, брюки заправляли в сапо­ги по народному образцу.

В. Г. Белинский писал: «Некоторые, говорят, не шутя надели на себя тер­лик, охабень и мурмолку». Славянофилов критиковали, однако такие одежды носили многие известные деятели, писатели, в том числе Л. Н. Толстой и С. Т. Аксаков. Рубаху навыпуск из серой фланели или другой гладкокрашеной ткани даже называли «толстовкой». Носили «толстовку» и разночинцы.

К концу XIX в. сформировался костюм фабричных рабочих: косоворотка навыпуск, жилет, пиджак, брюки, заправленные в сапоги, и картуз. Фабрич­ные работницы носили «парочку»: сарафан и кофточку из одной ткани, обыч­но хлопчатобумажные, и платок или косынку на плечах. Нарядная «парочка» была из полушерсти или полушелка.

Многообразие видов и форм одежды русского общества соответствовало многообразию видов текстиля как отечественного, так и заграничного производства.

Крестьяне носили одежды в основном из домотканого текстиля. Но в город­ской среде использовали широкий ассортимент хлопчатобумажных, Полушелковых и полушерстяных тканей. Это красная хлопчатобумажная александрий­ка, батист, байка, бумазея, а также буфмуслин - тончайшая разновидность кисеи, вельвет, драдедам - очень легкое «дамское» сукно, канифас - плот­ная полосатая хлопчатобумажная ткань для женской и детской одежды, сар­пинка - плотная хлопчатобумажная ткань с цветным тканым рисунком из полос или клеток. Родина сарпинки - поселок Сарепта у реки Сарпы в Цари­цынском уезде (ныне в черте Волгограда).

Были и более дорогие ткани. Например, зефир - легчайшая шерстяная ткань, которая шла на изготовление мужских рубашек. Из гриделина (шерстя­ная ткань серого цвета, обычно в черную полоску) шили визитные брюки, из диагонали - верхнюю мужскую одежду.

Гро-гро (высококачественный шелк), газ, «дымка», альпага, кисея, бареж, атлас, муар и многие другие изысканные ткани использовались при пошиве женской одежды богатых слоев общества.

Российский костюм XIX в. практически не имел никаких отличий от евро­пейского костюма.

Связь костюма с архитектурой. Эту связь, как и в Европе, можно проследить в периоды классицизма и модерна.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите общие черты костюма российского общества.

2. Как одевалась знать?

3. Как одевались славянофилы?

4. Как одевались фабричные рабочие?

5. Что такое «толстовка»?

6. Перечислите виды текстиля, применявшиеся в костюме этого периода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: