Принципы организационного построения службы маркетинга. Вопросы для повторения и обсуждения

Вопросы для повторения и обсуждения

Эволюция функций службы маркетинга на предприятии

Принципы организационного построения службы маркетинга

Организация службы маркетинга на предприятии

Тема 2

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Что такое маркетинг?

2. Какие этапы в развитии теории маркетинга можно выделить?

3. В чем выражается основная роль маркетинга в повышении эффективности работы предприятия?

4. Охарактеризуйте функции маркетинга.

5. Дайте характеристику основных понятий маркетинга.

6. Почему в последние годы маркетинг стали применять многие некоммерческие организации? Разъясните ответ, используя конкретные примеры.

За всю историю своего существования маркетинг играл неоднозначную роль в управлении предприятием. Можно выделить три фазы развития функций службы маркетинга:

· маркетинг как функция распределения и продаж;

· маркетинг как равноправная функция в управлении предприятием;

· маркетинг как главная функция управления предприятием.

В период существования маркетинга как функции распределения, он ограничивался задачами организации сбыта и продвижения продукции.

Более глубокое осознание роли маркетинга в обеспечении конкурентоспособности предприятия привело к появлению такой функции службы маркетинга, как планирование рыночной деятельности. Составление долго- и среднесрочных планов требовало расширения функций службы маркетинга

Таким образом, вторая стадия эволюционного процесса характеризуется появлением специализированной службы маркетинга, равноправной с другими подразделениями предприятия. Служба маркетинга осуществляет уже целый комплекс функций: исследование рынка, планирование товарного ассортимента, планирование цен, распределение и продвижение продукции на рынке сбыта. Такой подход организации службы маркетинга существует в настоящее время на большинстве российских и зарубежных предприятий.

Вместе с тем использование маркетинга в России ограничивают ряд факторов:

· «переходное» состояние экономики;

· высокий уровень монополизации производства и рынка;

· недостаток специалистов, ориентированных на цивилизованные методы работы на рынке;

· недооценка роли маркетинга руководителями предприятий;

· отсутствие четких продуманных программ применения маркетинга, в силу чего маркетинг используется стихийно, в зависимости от предпочтения руководства предприятия.

Третья стадия в эволюции маркетинга предполагает его выделение в качестве главной функции по управлению предприятием. Служба маркетинга рассматривается как главное подразделение, которому подчиняются все подразделения предприятия.

Таким образом, согласно современным взглядам на задачи, которые должна выполнять служба маркетинга, основными функциями маркетинга являются:

· комплексное исследование рынка;

· планирование товарного ассортимента с определением качества и количества товара, сроков изготовления продукции;

· планирование и изменение уровня цен в соответствии с условиями рыночной среды;

· распределение товара на потребительских и географических сегментах рынка;

· продвижение товара средствами рекламы, пропаганды, стимулирования сбыта и личной продажи.

Реализация функций маркетинга происходит благодаря созданию на предприятиях специальных служб. Учитывая, что масштаб, сфера деятельности, специализация, специфика рынка сбыта предприятий могут резко видоизменяться, организационная структура службы маркетинга может также широко варьироваться.

В случае если это небольшое предприятие, все функции маркетинга могут быть распределены среди двух, трех сотрудников. Однако сегодня все чаще и на российских предприятиях создается специальная служба маркетинга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: