Функции маркетинга
Пакет функций маркетинга включает четыре основные функции: аналитическая, производственная, сбытовая и функция управления и контроля (табл. 2).
Как видим, аналитическая функция маркетинга связана с изучением внешней и внутренней среды. Эта функция является основополагающей, т. к. с анализа рынка и потребителей начинается и завершается процесс планирования и управления маркетингом.
Изучение рынков необходимо для выбора наиболее интересных и приоритетных рынков для предприятия, на которых с наименьшими усилиями и затратами можно достичь коммерческого успеха. Проводится ранжирование, т.е. выстраивание национальных региональных рынков в определенном порядке по мере выбывания интересов предприятия к этим рынкам.
Фирма изучает потребителей, чтобы определить из большого числа потенциальных покупателей группу, которая при оптимальных коммерческих усилиях легче и быстрее по сравнению с другими группами станет покупателем предлагаемой продукции.
|
|
Таблица 2
Функции маркетинга | Подфункции маркетинга |
Аналитическая функция | · Изучение внешней среды, внутренней среды и структуры предприятия · Изучение конкурентов · Исследование рынка потребителей |
Производственная функция | · Организация разработки и постановки на производство новых товаров · Разработка новых технологий производства и сбыта · Организация материально-технического снабжения · Управление качеством и конкурентоспособностью товаров и услуг |
Сбытовая функция | · Организация системы товародвижения · Организация предпродажного и послепродажного сервиса · Формирование спроса и стимулирование спроса · Проведение целенаправленной ценовой политики |
Функция управления и контроля | · Организация стратегического и оперативного планирования · Информационное обеспечение управления маркетингом · Разработка коммуникативной политики организации · Организация системы маркетингового контроля |
Изучение фирменной структуры рынка позволяет определить участников рыночных отношений, действующих на интересующем рынке, фирмы и организации, которые могут оказать содействие предприятию в продвижении его продукции или противодействовать коммерческой работе.
Производственная функция маркетинга имеет созидательный характер и направлена на принятие решений в соответствии с выполненной аналитической функцией по разработке и постановке на производство товаров рыночной новизны, которые будут востребованы потребителем.
Сбытовая функция или функция продаж связана с организацией системы товародвижения, которая включает в себя все то, что происходит с товаром после его производства и до начала потребления. Это транспортно-экспедиторские услуги, организация оптимального складского хозяйства, создание оптовой и розничной реализационной сети.
|
|
Необходимость сервисного обслуживания основывается на стремлении производителя формировать стабильный рынок для своего товара.
Целенаправленная ценовая политика состоит в том, что предприятие устанавливает на свою продукцию такие цены и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке таким образом, чтобы обеспечить достижение запланированных целей.
Функция управления и контроля направлена на организацию прибыльной деятельности фирмы с минимальным риском. Эта функция базируется на системе информации и коммуникаций, обеспечивающих связь с внешней средой на основе проводимых аналитических исследований.