Основные понятия. Лекция 3. Техническая система как объект творчества. Смысл системного подхода при исследовании процессов развития в технике заключается в

Лекция 3. Техническая система как объект творчества.

Смысл системного подхода при исследовании процессов развития в технике заключается в рассмотрении любого технического объекта как системы взаимосвязанных элементов, образующих единое целое. Каковы основные признаки технических систем? К ним можно отнести следующие:
  • системы состоят из частей, элементов, то есть имеют структуру,
  • системы созданы для каких-то целей, то есть выполняют полезные функции;
  • элементы (части) системы имеют связи друг с другом, соединены определенным образом, организованы в пространстве и времени;
  • каждая система в целом обладает каким-то особым качеством, неравным простой сумме свойств составляющих ее элементов, иначе пропадает смысл в создании системы (цельной, функционирующей, организованной).
ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - это совокупность упорядоченно взаимодействующих элементов, обладающая свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов, и предназначенная для выполнения определенных полезных функций. Таким образом, техническая система имеет 4 главных (фундаментальных) признака:
  • функциональность,
  • целостность (структура),
  • организация,
  • системное качество.
Выделим несколько наиболее характерных для техники структур: 1). Корпускулярная. Состоит из одинаковых элементов, слабосвязанных между собой; исчезновение части элементов почти не отражается на функции системы. Примеры: эскадра кораблей, песчаный фильтр. Рис. 3.1. Корпускулярная структура системы 2). "Кирпичная". Состоит из одинаковых жестко связанных между собой элементов. Примеры: стена, арка, мост. Рис. 3.2. «Кирпичная» структура системы. 3). Цепная. Состоит из однотипных шарнирно связанных элементов. Примеры: гусеница, поезд. Рис. 3.3. Цепная структура системы. 4). Сетевая. Состоит из разнотипных элементов, связанных между собой непосредственно, или транзитом через другие, или через центральный (узловой) элемент (звездная структура). Примеры: телефонная сеть, телевидение, библиотека, система теплоснабжения. Рис. 3.4. Сетевая структура системы. 5). Многосвязная. Включает множество перекрестных связей в сетевой модели. Рис. 3.5. Многосвязная структура системы. 6). Иерархическая. Состоит из разнородных элементов, каждый из которых является составным элементом системы более высокого ранга и имеет связи по "горизонтали" (с элементами одного уровня) и по "вертикали" (с элементами разных уровней). Примеры: станок, автомобиль, винтовка. По типу развития во времени структуры бывают:
  1. Развертывающиеся. С течением времени при увеличении ГПФ растет количество элементов.
  2. Свертывающиеся. С течением времени при росте или неизменном значении ГПФ количество элементов уменьшается.
  3. Редуцирующие. В какой-то момент времени начинается уменьшение количества элементов при одновременном уменьшении ГПФ.
  4. Деградирующие. Уменьшение ГПФ при уменьшении связей, мощности, эффективности.
3.2. Особенности развития технических систем Для развития реальных технических систем характерен многостадийный процесс. Статистические данные изменения тех или иных параметров больших технических систем отражают результаты одновременного воздействия факторов, обусловленных действием объективных законов. Графическое представление параметров технических систем может быть представлено семейством S-образных кривых. (Рис. 3.6.). Рис. 3.6. Изменение во времени технических характеристик систем. Несмотря на индивидуальные особенности конкретных систем (летательные аппарат, двигатели, приборы), эта зависимость имеет характерные участки. На участке 1 идет медленное развитие системы. Участок 2 соответствует массовому применению. Наступает «зрелость» системы. На участке 3 темп развития системы спадает. Происходит старение системы. Затем развитие идет по следующей кривой. Каждая следующая кривая данного графика соответствует новому поколения технической системы. В книге В.И. Муштаева «Основы инженерного творчества» Приведены аналитические выражения, аппроксимирующие такой параметр самолетов, как его скорость. В недрах каждой предыдущей стадии зарождается последующая, жизнеспособность и эффективность которой всегда выше предыдущей. Особенности развития сложных систем заключаются в том, что каждая подсистема, входящая в систему, также проходит все три этапа развития. Поэтому S – образные кривые для сложных систем являются интегральными, состоящими из совокупности S – образных кривых всех входящих подсистем. При этом самая слабая подсистема, ресурсы которой исчерпаны первыми, обычно тормозит развитие всей системы. Поэтому дальнейшее совершенствование технической системы возможно только после ее замены. Пример в области самолетостроения. В 20-е годы исчерпала себя аэродинамическая концепция. Биплан с неубирающимся шасси и открытия кабина летчика. В 40-х годах скорость самолета ограничивалась неэффективностью воздушного винта при скорости около 700 км/час. Это дало развитие реактивной авиации. Приведенные выше кривые могут служить основой для разработки научно-обоснованной методики изучения процессов развития конкретных технических устройств. 3.3. Законы развития техники и ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Первых законы развития технических систем были выявлены К. Марксом в работе «Нищета философии». Он писал: «Простые орудия, накопление орудий, сложные орудия, приведение в действие сложного орудия одним двигателем – руками человека. Приведение этих инструментов в действие силами природы; машины; система машин, имеющая двигатель, - вот ход развития машин». В результате статистического анализа патентного фонда Г.С. Альтшуллер разработал общую схему развития технических систем. В схеме указаны основные проблемы, трудности, конфликты, встречающиеся на разных уровнях и этапах развития, технические ошибки, допускаемые изобретателями при решении задач, а также правильные закономерные пути дальнейшего развития. Было также определено общее направление развития технических систем в направлении повышения уровня идеальности. Такой системный подход к развитию техники позволил разработать теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ).В основе ее лежит постулат: техническая система развивается по объективно существующим законам, эти законы познаваемы. Их можно выявить и использовать для сознательного, целенаправленного решения изобретательских задач. Законы развития технических систем классифицируются на 3 группы: статика, кинематика, динамика. Статические законы определяют жизнеспособность новых технических систем. Основными из них являются следующие законы: 1. наличие и хотя бы минимальная работоспособность ее составных частей; 2. сквозной проход энергии через систему к ее рабочему органу; 3. Согласование собственных частот колебаний (или периодичности) всех частей системы. Кинематика объединяет законы, характеризующие развитие систем независимо от конкретных технических и физических механизмов этого развития. 1. Всякая техническая система стремится к увеличению степени идеальности и степени динамичности: 2. Процесс развития неравномерен и проходит через стадии возникновения и преодоления технических противоречий: 3. Техническая система развивается только до определенного предела, становясь затем частью надсистемы; при этом развитие на уровне системы резко замедляется или совсем прекращается, заменяясь развитием на уровне надсистемы. Динамические законы отражают тенденции развития современных технических систем. 1. Развитие идет в направлении увеличения степени управляемости; 2. Развитие современных технических систем идет в направлении увеличения степени дробления, дисперсности рабочих органов. В особенности, типичен переход от рабочих органов на макро уровне к рабочим органам на микро уровне. Другой подход к законам развития технических систем предложили Меерович и Шрагин в книге «Законы развития и прогнозирования технических систем». Выделено 3 группы развития технических систем. Общие законы, законы синтеза систем и законы развития систем. Общие законы: 1. Развитие любой технической системы идет в направлении повышения уровня ее идеальности; 2. Составные части системы развиваются неравномерно – через возникновения и преодоления технических противоречий; 3. Исчерпав возможности своего развития, техническая система может вырождаться, консервироваться на определенном уровне, или ее рабочий орган становится подсистемой новой системы. Законы синтеза системы: 1. Автономная система должна состоять из четырех минимально работающих частей: рабочего органа, двигателя (источника энергии), трансмиссии и органа управления; 2. Связь через части системы и сами ее части должны обеспечивать свободный проход энергии через всю систему; 3. Управление системой может осуществляться воздействием на любую ее часть. Законы развития отражают условия и причины развития системы и формулируются следующим образом: 1. Согласования ритмики технических систем; 2. Динамизация рабочего органа (на макро- и микро уровнях); 3. Повышение числа управляемых связей; 4. Структурирование; 5. Переход в надсистему; 6. увеличение числа дополнительных функций. Постулаты ТРИЗ
  1. Техника развивается по определённым законам.
  2. Для решения изобретательских задач необходимо выявить и разрешить противоречия.
  3. Изобретательские проблемы можно классифицировать и решить соответствующим методом.
Г. С. Альтшуллер пришел к выводу, что фундаментом будущей теории изобретательства должны быть законы развития технических систем. Альтшуллером была разработана система законов развития техники. Изобретательское и рутинное мышление Отличие изобретательского и рутинного (традиционного) мышления. При рутинном мышлении мы ищем компромисс. В изобретательском мышлении мы выявляем противоречие, лежащее в глубине проблемы. Углубляя и обостряя противоречие, мы определяем первопричины, породившие данное противоречие. Разрешая противоречие, получаем результат без недостатков. Структура и функции ТРИЗ Основные функции ТРИЗ
  1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.
  2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых).
  3. Развитие качеств творческой личности.
Вспомогательные функции ТРИЗ
  1. Решение научных и исследовательских задач.
  2. Выявление проблем, трудностей и задач при работе с техническими системами и при их развитии.
  3. Выявление причин брака и аварийных ситуаций.
  4. Максимально эффективное использование ресурсов природы и техники для решения многих проблем.
  5. Объективная оценка решений.
  6. Систематизирование знаний любых областей деятельности, позволяющее значительно эффективнее использовать эти знания и на принципиально новой основе развивать конкретные науки.
  7. Развитие творческого воображения и мышления.
  8. Развитие творческих коллективов.
     

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: