Европейская культура нового времени

4. Культурно исторические процессы 17-го века. Художественные принципы барокко и марксизма

5. Культурные ритуалы посвящения

6. Художественная культура 19-го столетия

Период европейской истории, в который Запад стал лидером мирового цивилизационного процесса. Его обеспечили становление индустриального общества, развитие человеческой индивидуальности и господство буржуазной культуры.

17 век для Западной Европы это время сосуществования и равновесия между старым и новым: феодализмом и капитализмом, абсолютной монархией и буржуазной республикой, католицизмом и протестантизмом, универсальным христианским гуманизмом и буржуазным индивидуализмом. Решающее воздействие на культуру этого века: рационализм, становление философии свободной от теологии и становление науки в форме экспериментального естествознания.

Наука стала не только самостоятельным явлением, но и в каждой из её областей были совершены революционные открытия.

В силу этого религия утрачивает роль универсального и объединяющего культурного начала. Помимо науки религию теснили национальный и политический факторы.

Исторический выбор 17 века был сделан в пользу научно-технического прогресса, но при этом это было время невиданного подъема художественной культуры.

Барокко (ит. «странный, причудливый») зарождается в Италии и получает распространение в Германии, Фландрии, Франции, Испании. Культура барокко реализует идею непрерывного движения, ощущение безграничности бытия, отражает многоплановость, внутреннюю противоречивость и эмоциональную сложность человека. Поэтому для барочного стиля характерны динамизм, контрастность, зрелищность, сочетание реальности и иллюзии, повышенная чувственность, стремление к величию.

Стиль барокко отвечал устремлениям разных социальных слоёв, но состоялся как стиль уходящей феодальной элиты и католической церкви. В рамках этой культуры были созданы национальные художественные школы. Яркими представителями римского барокко были: Караваджо, Бернини, Борромини. В испанской школе выделяется фигура Веласкеса, а школу Фландрии представляет Рубенс.

Классицизм зародился во Франции, отражая идеалы абсолютизма.

Теоретической основой классицизма стала философия рационализма, этическим и эстетическим идеалом – античность, в прекрасных и возвышенных формах. Идеология классицизма включала идеи ограничения чувств разумом, страстей – долгом, патриотизм и самопожертвование ради общественных целей. Тем самым классицизм составлял определённую оппозицию барокко. Теоретики и представители этого стиля: Декарт, Корнель, Мольер, Буало, Пуссен. Они противопоставляли стихийной динамике барокко уравновешенность, меру, симметрию, простоту линий. Ведущие идеи классицизма полнее всего реализовались в художественной литературе.

2. Решающий вклад в культуру нового времени внесло Просвещение – широкое антифеодальное движение, которое повело критику крепостничества, принципов сословности, теологии и абсолютизма. От эпохи Ренессанса просветители (Гоббс, Локк, Лейбниц, Вольтер, Руссо, Кант, Ломоносов) унаследовали идеалы гуманизма, свободомыслия и исторический оптимизм. Помимо критики они поставили вопрос практического переустройства общества на принципах политической свободы, гражданского равенства и идейно подготовили Великую французскую революцию.

Просветители объявили науку основным средством исторического прогресса и с позиции разумности предложили конкретные принципы в разных сферах жизни: в области экономики – принцип правовой гарантии частной собственности, в области морали – идеи гуманности, эмансипации и «разумного эгоизма», в педагогике – соответствие воспитания к природным склонностям и идею равенства способностей. С учетом просветительских задач выделяют аристократическое, гемо-, народное просвещение, но культура была разночинной и отстаивала принцип продвижения достойных. На такой основе культурным героем нового времени становится человек, который всем обязан самому себе и происходит разработка классической буржуазной морали. Культура Просвещения представляет новые интеллектуальные сообщества, т.е. литературные салоны, масонские ложи и новые культурные учреждения (музеи) которые распространяли просветительские идеи. Важнейшей культурной тенденцией стал энциклопедизм как особая форма систематического изложения и классификации знаний.

На волне Просвещения в большинстве стран формируется интеллигенция. Идеология Просвещения находила выражение в разных художественных направлениях. В течении 18 века основными стилями оставались барокко и классицизм, при этом новый всплеск классицизма был связан с Великой французской революцией (Давид). Одновременно развивались сентиментализм и рококо. Сентиментализм был обращен к внутреннему миру естественных чувств человека. Рококо с середины 18 века начинает вытеснять барокко и получает завершенное воплощение в прикладном искусстве, а также при решении декоративно-оформительских задач.

В целом эпоха Просвещения характеризуется вытеснением религиозных начал в искусстве. Формами самостоятельного творчества становится театр, литература, музыка, которые реализуют воспитательные цели. Великие мастера 18 века представляют многоплановое искусство и выходят за рамки стиля. (Ватто, Гойя, Бах, Моцарт).

3)

К концу 18 века капитализм сформировался как система охватив все отрасли и сферы жизни. 19 век стал временем промышленных революций, стремительного прогресса науки и техники, создания индустриального общества и культуры сложившихся буржуазных отношений. Эта культура отразила рост потребительства, возвышение материальных ценностей, интенсификацию труда, социальные конфликты и борьбу между буржуазией и пролетариатом.

Утверждение буржуазных ценностей и их критическое неприятие стали причиной появления в искусстве различных несвободных течений:

3. Романтизм -- художественное течение, для представителей которых характерно разочарование в действительности и признание непреодолимой пропасти между идеалом и реальностью. Отвергая действительность романтизм уводит от неё человека совершая путешествие во времени и пространстве в воображаемый мир.

Способом выражения идеального мира был романтический символизм. Образцом и нормой для всех областей искусства романтизм объявил музыку.

Представители: Шиллер, Байрон, Гюго, братья Гримм. В музыке: Бетховен, Шопен, Вагнер, Лист, Григ. Живопись: Делакруа, Жерико.

4. Реализм, критический реализм – не убегает от действительности, а пытается глубоко в неё проникнуть и раскрыть сущность социальных конфликтов. Основная тема – трагическое противоречие между гармоничной личностью и уродливыми капиталистическим отношениями. Диккенс, Стендаль, Бальзак. Курбе. Продолжением критического реализма стал импрессионизм, который соединил познавательные задачи искусства с поиском форм выражения неповторимого субъективного мира художества, попытался передать мимолетные впечатления и отразить мир в его изменчивости и подвижности. Мане, Моне. Искусства Западной Европы вступают в эпоху декаданса – кризисное явление духовной культуры, в которой отмечены настроения пессимизма, безнадежности, упадничества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: