Культура античности

Классические культуры Востока

1. Восточный тип культуры, религиозно - философские основы культуры и религии

2. Совмещение государственности и человечности в культуре Китая.

3. Специфика культуры Арабо-Мусульманского мира.

Понятие Восток используют для обозначения- древних средневековых и даже новых обществ, которые сохраняют в культуре традиционность высокую степень единства и устойчивые методы воспроизводства.В первую очередь оно соотносится с теми цивилизациями,которые разработали теоретические учения о мировой порядке, устройстве общества, назначении человека и утвердили их в качестве духовно-культурной основы жизни. Классическим примером стали Индия и Китай. Исторически проявили себя дравиды,арии, тамилы. Характерная черта общества деление на 4 замкнутые Варны. Такое деление понимается как часть мирового порядка и обеспечивает социальную стабильность. Первая цивилизация на территории Индии существовала в 3-2 тыс. до н.э. и имела сходство с Древним Египтом и Месопотамией. После ее упадка культурное развитие стали определять мифология и религия Древних ариев. Направлением этого развития было движение от жертвоприношения к знанию, что вело к созданию религиозных учений и к пантеизму к одухотворению окружающего мира, к сближению Природного и божественного. Выделяют два этапа этого движения:

1) Ведический

Веды-это письменное сочинение и Великая книг священных текстов жертвенных форм и правил.

2) Эпический

Эпоха расцвета классическая Индийской цивилизации получившая название от великих поэм Махабхарата и Рамаяна, которые определили сюжеты индийской художественно культуры. За эти периоды религия бед трансформировалась в брахманизм в борьбе, с которым сформировались джайнизм и буддизм, а сам брахманизм реформировался в индуизм.

Все эти религии при их различии выработали философские учения, которые были сближены вокруг двух тем: Вечности жизни и Переселение души.Смысловые идеи этих учений выраженных в 4 теориях:

1) О мировой душе и основе всего несущего

2) Сансаре т.е. земном бытии представленном бессмысленным перерождением из одного существования в другое

3) Карма – закон контролирующий переселение души в соответствии с суммой добрых и плохих дел.

Дхарма-это учение о вселенском законе, определяющем моральные принципы жизни.

Цель и смысл жизни это поиск путей, выхода из Сансары и слияния с единой мировой душой. Этот путь предполагает выполнение кастовых обязанностей, уважение всех форм жизни на земле, отказ от любых проявлений насилия, победу над злом внутри себя и стремление самостоятельно открыть истину о Мире через усердное размышление и правильное созерцание. Истина-продукт озарения связанного с особым психическим состоянием. К чертам индийской культуры относятся:

1) Психологизм-внимание к психологическим изменениям человеческой жизни.

2) Антропологизм -высокая оценка человека как существа способного к саморазвитию.

3) Толерантность.

4) Отсутствие интереса к историческим аспектам жизни.

5) Мудрость и святость как доминирующие ценности.

Слабая социальная активность обусловленная представлением, что в текущей жизни уже все предопределено кармой.

2.Отличием китайской культуры являются, внутренняя согласованность, язык и постоянство. Структуры релігіі кітайцев была определена тем, что их первое верховное божество считалось первопредком которое заботиться о благосостоянии своего народа. Это утвердило культ предков и прагматический подход к жизни.Еще одним чувством была чрезвычайная эстецизация и поэтизация природы. Такой подход к природе закрепил так называемый «Пейзажный взгляд» на все явления жизни. Особенность древне-китайской культуры была слаба значимая роль жрецов. А с 1 тыс. до н.э.,когда верховным божеством стало небо. Роль жрецов стали выполнять императоры и чиновники которые административной деятельностью сохраняли порядок который утвердило небо. В середине 1 тыс. летия до н. э. происходит переход от мифологии к философии, формируются книги китайской образованности и основные философские течения. Главным понятие китайской философии стало Дао –это вечный путь единой жизни. Раскрывая смысл Дао сложились философские течения которые способствовали обновлению религиозной и политической жизни. Первым ранним учением стал Дао-сизм,в этом учении Дао понималось как сила управляющая вселенной и связавшись с этой силой человек осознает смысл и цель жизни, достигнет счастья и бессмертия. Дао-сизм оказал большое влияние на художественную культуры, развитие научной мысли способствовал закреплению культуры принципа естественности. Однако решающую роль в социальной жизни Китая сыграло Конфуцианство. Это учение возникло как этика философская, в котором были сформулированы моральные принципы в отношении семьи, общества и государства. В 1-ом веке нашей эры оно стало религией. Конфуции противопоставил войнам и смутам идеал социальной гармонии в которой реализован порядок заложенный небом. Что бы вернуть этот порядок необходимо воспитать личность «Благородного мужа» обладающего гуманностью и чувством долга. Основная обязанность человека- почитание предков, сыновья почтительность, беспрекословное подчинение старшим по возрасту, званию, положению. Что бы достичь гуманности, человек должен научиться достойно поддерживать отношения в семье между друзьями и в государстве. Формой усиления и воспитания гуманности служит ритуал который поддерживает традиционные ценности, ограничивает произвол, ведет к согласию. Понятие долга помимо моральных обязательств включало стремление к знаниям и обязанность учиться. В своей программе конфуции фактически соединял семейные ценности и отношения с государственными и понимал семью как малое государство, а государство как большую семью. Культура Китая в целом философская и светская. Для нее важна идея власти, она обращена к ценностям земной жизни.

Непосредственное формирование начинается в 7-ом веке нашей эры на Аравийском полуострове в процессе складывания Арабской народности, возникновения Ислама и создание мусульманского супер этноса. Эта культура ассимилировала и впитала в себя около библейскую литература и фольклор, Византийскую и Персидскую государственно-политическлавной культурой Ислама является то что эта система объединяющая право и государство, философию и искусство, науку и религию. Отсюда направленность развития и особенность арабо-мусульманской культуры, которая смогла выявить себя одновременно через религиозность и научность, духовность и нацеленность на радости земной жизни. Материальную культуру исламский мир обогатил новыми технологиями в производстве стали, оптике, рисоводстве, шелке.Общепризнан вклад мусульман в развитие математики, астрономии, химии, физики. В 8-ом веке зародилась мусульманская философия. Развитие искусства шло в двух направлениях: архитектуре и художественных ремеслах. Достижением изобразительного искусства стали: полиграфия, книжная миниатюра, книжная поэзия. В историческом плане стало необходимым звеном между циклическим востоком и пророссийским западом, она сохранила в древние века гуманитарные знания, донесла их до западного человека и тем самым участвовала в подготовке ренессанса

Культура(лк5)

1. Понятие античности

2. Характерные черты древне-греческой культуры

3. Культура Древнего Рима

4. Художественная культура античности

Понятие античность употребили гуманисты эпохи возрождения для обозначения самой ранней из известных им культур средиземноморья. В 18 веке этот термин закрепился во французском языке и понимался как особый вид искусства. По следствии его содержание свелось только к греко-римской культуре как совокупному проявлению древности эпохи железа. Античность охватывает период истории греко-римском рабовладельческом обществе с 1-ого тыс. до н.э. по 5 в. до н. э.. В художественном плане античность понимается как синоним классического образца в скульптуре, архитектуре, литературе и ораторском искусстве. В соц. Плане античность понимается как тип древней цивилизации, которая избрала иной, чем на древнем востоке путь развития. Отличительным чертами античной цивилизации выступают:

· формирование гражданской общины и личности гражданина

· верховенство закона над властью

· развитие первых форм демократии

· представление о высокой ценности свободы

· гуманистическая ориентация социальных ценностей

· соединение эмоционально-чувственного восприятия мира с его рациональным познанием

Античность исток европейской цивилизации на греческом и латыни были зафиксированы фундаментальные основы логики, мифологии, точных наук и они стали языками европейских ученых, медиков, юристов, художественной интеллигенции. Античность оказала влияние на сюжеты, темы, образы всей мировой культуры, поскольку идейный материал античности содержит общие человеческие установки.

В культуре древней Греции выделяют следующие периоды:

1. Крита Микенская культура (3-2 тыс. до н. э.)

2. Гомеровский(11-8 тыс. до н. э.)

3. Архаический(8-6 в. до н. э.)

4. Классический(5-4 в до н.э.)

На это время приходится золотой век с наивысшим подъемом демократии и складывается общественный идеал гражданина полиса личности и духовного равновесия.

Характер культуры Древней Греции определение:

· специфич. антич.-пониманием видимого природного социального мира как упорядоченного и прекрасного целого, который подчиняется единым законам меры и гармонии.

· античный-космос это абстрактное божество в котором правит рок и боги которые воплощают законы

· особое понимание человека, которое не случайно похожи на богов, человек-часть космоса, он телесно воплощает гармонию, симметрию, меру и поэтому имеет шанс вмешиваться в космические дела

· демократия, публичность и состязатель основных проявлений обществ жизней, в результате чего государственная жизнь вышла из царского двора при этом ораторское искусство стало политическим орудием управления, а слово утратило сакральный смысл и стало средством дискуссии и диалога.

Духовная эволюция Древней Греции определялась нарастанием гуманизма и интереса к человеку.

На какой основе греки утвердили идеал нравственно-прекрасной личности и создали систему его воспитания, а греческая мысль преодолела религиозно-мифологическое мышление и перешла к рационально-философскому, которое построено на рассуждениях и доказательствах в соответствии с понятиями и законами логики.

Главные сферы древнегреческой культуры это философия и искусство.

Основными историческими этапами развития древнеримской цивилизации явились:

· царско-римская культура испытывала доминирующее влияние этрусков

· республиканский-Рим становится доминирующим государством средиземноморья, отстаивает ценности, достижения греческой и ближневосточной культуры

· период империи создаются литературные и философские шедевры, выдающиеся памятники архитектуры и скульптуры, первые энциклопедии. Одновременно в культуре появились черты упадка и угасли гражданские демократические ценности, формируется судьбоносная для христианства религия.

Главное, что объединяло с Грецией полисный характер культуры. Римская активность во многом дублировала греческую, но ее решающим вкладом явились. Но римская активность смогла создать единое политическое пространство активной эпохи, поэтому типологическими чертами древнеримской культуры стали:

1. Доминирование государственно-политической сферы, обще-политической мысли, при этом Рим и римское государство выступали высшим смыслом и целью культуры.

2. Право как важнейший структурно-образующий элемент культуры.

3. Особое значение таких моральных ценностей как мужество, верность долгу, почитание Родины и богов, почет согласия римского народа.

4. Живой интерес к истории

5. Интерес к индивидуальности и психологии человека

6. Развитие премиум практических прикладных наук и тенденция к систематическим энциклопедическим знаниям

7. Прагматизм

8. Проявление в сфере публичных развлечений, тенденций, сходных с современной массовой культурой. Низы римского общества требовали хлеба и зрелищ, развивались потребительское стремление к роскоши

9. Для художественной культуры античности характерно утверждение законченным собственно-эстетических систем и утверждение эстетического наслаждения в качестве цели искусства

Греческое восприятие космоса обусловили трехмерность, пластику, культурность искусства, а его основными характеристиками-это гармония, уравновешенность, красота формы, пропорциональность, оно глубоко гуманистично и идеалистично, поскольку представление человека в его мораль и физические совершенства. Присуще грекам чувство красоты, точнее всего отразили скульптурами, архитектура периода греческой классики, когда был создан ансамбль афинского акрополя. К этому времени утвердился класс скульптурных кокон,где совершенно телесных форм достигалась точным совершенством. И в это время утвердилось 3 типа греческого ордера. В эпоху республики в Риме создавали миф религиозные истории.

Культура (лк 7)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: