Культура Эпохи Возрождения

1)Эпоха возрождения рассматривается как переход от культуры Средних веков к Новому времени с выделением двух фаз:

1. Итальянская(1300-1450 гг.)

2. Общеевропейская(1350-1620)

Термин Возрождения ввел в оборот представитель самой этой эпохи Вазари для указания на процесс возврата к культуре и искусства античности, как к идеальному образцу. В дальнейшем возрождения стали отождествлять с гуманизмом светского характера.

Предпосылками возрождения стали:

1. Общесистемный кризис средневекового общества

2. Развитие ремесленно-мануфактурных форм труда и товарно-денежных отношений, ослабляющих личную зависимость людей.

3. Становление капитала и буржуазных отношений, которые требовали хозяйственной активности человека.

4. Усиление культурной функции города

5. Принятие христианством доктрины двух истин: истины веры и истины знаний что б создавало возможность усиление светской культуры

6. Развитие книгопечатания, которые стимулировали рост критического мышления и сознания.

7. Новые географические открытия.

Наступала новая эра которая требовала самостоятельных и уверенных в своих силах людей, поэтому оказался востребованный античный идеал свободной активной и сильной личности отраженный древней философией, литературе и искусстве. Восстановление античности в своих основах опиралась на следующие моменты:

1. Античный идеи, которые вошли в христианство и систему европейского образования в период каролинского возрождения.

2. Научный материал античности.

3. Философский материал античности.

Представители ренессанса растворяли Бога дворца в его творении (вселенной, природе, душе человека) на этой основе Бог очеловечивался, а человек обожествлялся. С таких позиций начинается переосмысление человека и утверждается ренессансный гуманизм. Ренессансный гуманизм имел образовательное значение и представлял:

1. Тип нерелигиозного мышления и науки о человеке.

2. Принцип в основе которого лежало убеждение о безграничности возможности человека и его самоусовершенствование.

В рамках ренессансного гуманизма утверждаются:

· антропоцентризм – человек, центр бытия которому отводится роль «земного Бога» завершающего высший замысел творца

· учение о личности человека творца, который выявляет индивидуальные способности в самых разных сферах. Индивидуальность объявляется жизненным принципом и служит цели освобождения творчества от церковных правил и канонов.

Новое мировоззрение характеризовало сознание незначительной части общества и культура возрождения была: городской, элитарной, антифеодальной. Она проявилась в том, что вывела искусство и науку из-под контроля церкви и сформировала в Европе светские национальные литературы. Само ренессанское движение, которое стало предельно обжествлять человека привело к культу отдельного человека со всеми его качествами и вылилась в стихийный неконтролируемый индивидуализм. Свобода обернулась произволом и к середине 16-ого века обозначился кризис идеала гуманистической личности.

2)Ренессансная культура начиналась в итальянских городах. Ренессанс стал своеобразным способом национального единения итальянцев, которые считали себя прямыми потомками римлян.Полнее всего отразило искусство открыв собою эпоху европейской художественной классики. Сблизив божественной с земным ренессанс возвратил в окружающий мир гармонию, смысл, красоту и сделал этот мир объектом постижения с помощью человеческих чувств. Скульптура, живопись и архитектура становятся главными видами духовной деятельности опережая философию и науку. Первое место занимает живопись, которая является истинной философией ренессанса. Художественным идеалом, где человек является лицом творения. Что бы реализовать этот идеал искусство Италии пытается соединить духовные и материальные в живописных и скульптурных портретах, в изображении природы и в архитектурной организации пространства. Художественной творчество становится сферой самоутверждения исключительного явления и развития ума и таланта. Сам культ универсальной творческой личности был реализован в художественной культуре.

Среди гениальных художников возрождения выделяются великие флорентинцы: Микеланджело, Леонардо да Винчи. Итальянский ренессанс отстаивал античный принцип подражания в природе, но искусство считалось выше природы и художник творил мир по собственным законам красоты опираясь на способность к творчеству. В силу этого искусство исключало вульгарное, безобразное и грубое. Что бы найти соответствующие методы отражения божественной красоты искусство Италии переплелось с наукой. При этом представители Флорентинской школы разработали теорию рисунка, воздушной и линейной перспективы. В искусстве Италии утверждается маньеризм, художественное течение, связанное с кризисом гуманистического идеала и означающее отход от гармоничного восприятия мира.

3)Своеобразный характер имела культура возрождения Германии, Нидерландов и Франции-Северное Возрождение. Она была подготовлена распространением ренессансного стиля за передели Италии, а также такими факторами национального развития как становление капиталистического производства, утверждение абсолютизма, рост национального самосознания и кризис католицизма. В силу этих факторов для северного ренессанса характерны:

· слабое влияние античной традиции

· значительное влияние религиозности и средневековой символики

· более резкий гуманистическим протестом против феодальной идеологии и вопросами религиозной модернизации

· переплетение гуманизма с историей реформационного движения

Религиозная реформация стала духовной основой. Сформировала новую ветвь христианства и протестантскую культуру. Протестантская религиозное сознание и этика построены на принципах личной ответственности человека перед Богом и самостоятельного поиска религиозной истины, при этом профессия становится способом служения Богу, а усердный труд приравнивается к молитве. В условиях призыва жить просто и бережливо такие этическо-моральные нормы становятся обоснованием первоначального накопления капитала и высвобождается дух капитализма. Реформационно-гуманистические идеи развивали. Подлинным началом северного возрождения считается перевод к лютеран библийно-немецкий язык и объединение вокруг идей лютеранства прогрессивных мыслителей германии. Переплетение гуманизма с реформацией обеспечило северному возрождению более широкую социальную базу, оно стало мировоззрением массового человека и тем самым подготовило в будущем быструю победу духовной и технической революции. В художественной сфере северного возрождения так же доминировала живопись, но в отличии от Италии, где происходила идеализация образа по законам красоты, северное возрождение возводило на первый план этические моменты жизни. Величайшими художниками северного возрождения считаются: Босх, Брейгель, Дюрер

Культура (лк9)

Европейская культура нового времени

1. Культурно исторические процессы 17-го века. Художественные принципы барокко и марксизма

2. Культурные ритуалы посвящения

3. Художественная культура 19-го столетия

Период европейской истории, в который Запад стал лидером мирового цивилизационного процесса. Его обеспечили становление индустриального общества, развитие человеческой индивидуальности и господство буржуазной культуры.

17 век для Западной Европы это время сосуществования и равновесия между старым и новым: феодализмом и капитализмом, абсолютной монархией и буржуазной республикой, католицизмом и протестантизмом, универсальным христианским гуманизмом и буржуазным индивидуализмом. Решающее воздействие на культуру этого века: рационализм, становление философии свободной от теологии и становление науки в форме экспериментального естествознания.

Наука стала не только самостоятельным явлением, но и в каждой из её областей были совершены революционные открытия.

В силу этого религия утрачивает роль универсального и объединяющего культурного начала. Помимо науки религию теснили национальный и политический факторы.

Исторический выбор 17 века был сделан в пользу научно-технического прогресса, но при этом это было время невиданного подъема художественной культуры.

Барокко (ит. «странный, причудливый») зарождается в Италии и получает распространение в Германии, Фландрии, Франции, Испании. Культура барокко реализует идею непрерывного движения, ощущение безграничности бытия, отражает многоплановость, внутреннюю противоречивость и эмоциональную сложность человека. Поэтому для барочного стиля характерны динамизм, контрастность, зрелищность, сочетание реальности и иллюзии, повышенная чувственность, стремление к величию.

Стиль барокко отвечал устремлениям разных социальных слоёв, но состоялся как стиль уходящей феодальной элиты и католической церкви. В рамках этой культуры были созданы национальные художественные школы. Яркими представителями римского барокко были: Караваджо, Бернини, Борромини. В испанской школе выделяется фигура Веласкеса, а школу Фландрии представляет Рубенс.

Классицизм зародился во Франции, отражая идеалы абсолютизма.

Теоретической основой классицизма стала философия рационализма, этическим и эстетическим идеалом – античность, в прекрасных и возвышенных формах. Идеология классицизма включала идеи ограничения чувств разумом, страстей – долгом, патриотизм и самопожертвование ради общественных целей. Тем самым классицизм составлял определённую оппозицию барокко. Теоретики и представители этого стиля: Декарт, Корнель, Мольер, Буало, Пуссен. Они противопоставляли стихийной динамике барокко уравновешенность, меру, симметрию, простоту линий. Ведущие идеи классицизма полнее всего реализовались в художественной литературе.

2. Решающий вклад в культуру нового времени внесло Просвещение – широкое антифеодальное движение, которое повело критику крепостничества, принципов сословности, теологии и абсолютизма. От эпохи Ренессанса просветители (Гоббс, Локк, Лейбниц, Вольтер, Руссо, Кант, Ломоносов) унаследовали идеалы гуманизма, свободомыслия и исторический оптимизм. Помимо критики они поставили вопрос практического переустройства общества на принципах политической свободы, гражданского равенства и идейно подготовили Великую французскую революцию.

Просветители объявили науку основным средством исторического прогресса и с позиции разумности предложили конкретные принципы в разных сферах жизни: в области экономики – принцип правовой гарантии частной собственности, в области морали – идеи гуманности, эмансипации и «разумного эгоизма», в педагогике – соответствие воспитания к природным склонностям и идею равенства способностей. С учетом просветительских задач выделяют аристократическое, гемо-, народное просвещение, но культура была разночинной и отстаивала принцип продвижения достойных. На такой основе культурным героем нового времени становится человек, который всем обязан самому себе и происходит разработка классической буржуазной морали. Культура Просвещения представляет новые интеллектуальные сообщества, т.е. литературные салоны, масонские ложи и новые культурные учреждения (музеи) которые распространяли просветительские идеи. Важнейшей культурной тенденцией стал энциклопедизм как особая форма систематического изложения и классификации знаний.

На волне Просвещения в большинстве стран формируется интеллигенция. Идеология Просвещения находила выражение в разных художественных направлениях. В течении 18 века основными стилями оставались барокко и классицизм, при этом новый всплеск классицизма был связан с Великой французской революцией (Давид). Одновременно развивались сентиментализм и рококо. Сентиментализм был обращен к внутреннему миру естественных чувств человека. Рококо с середины 18 века начинает вытеснять барокко и получает завершенное воплощение в прикладном искусстве, а также при решении декоративно-оформительских задач.

В целом эпоха Просвещения характеризуется вытеснением религиозных начал в искусстве. Формами самостоятельного творчества становится театр, литература, музыка, которые реализуют воспитательные цели. Великие мастера 18 века представляют многоплановое искусство и выходят за рамки стиля. (Ватто, Гойя, Бах, Моцарт).

3)

К концу 18 века капитализм сформировался как система охватив все отрасли и сферы жизни. 19 век стал временем промышленных революций, стремительного прогресса науки и техники, создания индустриального общества и культуры сложившихся буржуазных отношений. Эта культура отразила рост потребительства, возвышение материальных ценностей, интенсификацию труда, социальные конфликты и борьбу между буржуазией и пролетариатом.

Утверждение буржуазных ценностей и их критическое неприятие стали причиной появления в искусстве различных несвободных течений:

1. Романтизм -- художественное течение, для представителей которых характерно разочарование в действительности и признание непреодолимой пропасти между идеалом и реальностью. Отвергая действительность романтизм уводит от неё человека совершая путешествие во времени и пространстве в воображаемый мир.

Способом выражения идеального мира был романтический символизм. Образцом и нормой для всех областей искусства романтизм объявил музыку.

Представители: Шиллер, Байрон, Гюго, братья Гримм. В музыке: Бетховен, Шопен, Вагнер, Лист, Григ. Живопись: Делакруа, Жерико.

2. Реализм, критический реализм – не убегает от действительности, а пытается глубоко в неё проникнуть и раскрыть сущность социальных конфликтов. Основная тема – трагическое противоречие между гармоничной личностью и уродливыми капиталистическим отношениями. Диккенс, Стендаль, Бальзак. Курбе. Продолжением критического реализма стал импрессионизм, который соединил познавательные задачи искусства с поиском форм выражения неповторимого субъективного мира художества, попытался передать мимолетные впечатления и отразить мир в его изменчивости и подвижности. Мане, Моне. Искусства Западной Европы вступают в эпоху декаданса – кризисное явление духовной культуры, в которой отмечены настроения пессимизма, безнадежности, упадничества.

Культура (лк10)

Культура 20 века

1.Социально-культурная ситуация 20 века. Процесс модернизации и глобализации.

2. Феномен массовой культуры.

3.Стилевое и жанровое разнообразие в искусстве.

1)20 век в истории стал временем самых грандиозных преобразований и самых глубоких социальных потрясений. Облик новой цивилизации определили ядерная энергия, освоение космоса, телевидение, компьютеризация, электроника, кибернетика, которые одновременно меняли мировоззрение. Универсальными тенденциями культурного процесса стали модернизация и глобализация. Под культурной модернизацией понимают обновление культуры в духе определенных ценностей в связи с вызовом времени или необходимостью преодоления отставания от более развитых культур. Модернизация 20-ого века была представлена радикальным изменением технологий, коммуникаций и форм передачи знания. Одновременно она отразила процесс распространения европейской культуры на все континенты. Это происходила через:

· Индустриализацию и утверждение рыночных признаков

· Аккультурацию то есть активное взаимодействие культур различных народов, при котором национальные и региональные культуры усваивали научно-техническую культуру запада

· Вестернизацию-целенаправленное навязывание западных чаще американских стилей жизни и потребительских ориентаций, стремление утвердить западные ценности, в качестве универсальных

Научно-техническая и технологическая революции 20-ого века создали материальный базис мировой интеграции, результатом которой стало глобализация культуры, то есть формирование общепланетарного культурного пространства. Культурная глобализация проявляется через:

· Утверждение обще-человеческих принципов культурного развития

· Информатизацию культурного пространства в рамках глобальной компьютерной сети

· Формирование новой технологической культуры связанной с мировой экономикой, международным правом и финансами транснациональных корпораций

· Интернациональную науку

· Через массовое потребительство

· Создание на мировом рынке культурной продукции

Глобализация и модернизация связанный с новым этапом эволюций разума, но он внутренне противоречив, в нем противостоят друг другу идеи сотрудничества и соперничества.

2.Осбенности производства и потребления культурных ценностей позволили выделить новый тип социальной культуры. Ее предыстории считают упрощение вариантов священного описания на заре христианизации. Развития книгопечатания в 15 веке, становление приключенческого и детективного романа в 17-18 веках и принятие закона о обязательной всеобщей грамотности рядом европейских стран в конце 19 века. Однако собственно феномен массовой культуры и все ее ключевые структуры сформировались в США в начале 20-ого века на волне урбанизации, развития средств массовой информации и формирование среднего класса. Художественным выражением массовой культуры стали: вестерн, детектив, мелодрама, мюзикл, комикс. Свою деятельность массовая культура осуществляет в рамках технических видов искусства и средств массовой информации. Сферы применения:образование, идеология и пропаганда, спорт и туризм, индустрия досуга, шоу-бизнес. Социальной основой данной культуры выступает человека массы. Одновременно она формирует определенный культурный тип человека: человек-винтик, человек-гедонист, человек-прагматик. Массовая культура отличается от народной тем что ее творят профессионалы для массового потребления. Примитивизация отношения между людьми, развлекательность, забавность, сентиментальность, натурализм, культ успеха, сильные личности и вещизм, культ посредственности. В настоящее время в массовой культуре наблюдается переплетение двух тенденций, одна связана с игрой на самых примитивных чувствах и проявляется через невежественную контр культуру, а другая строится на учете стремления простых людей, повысить социальный статус и образовательный уровень и связана с популяризацией науки и классической культуры.

3.Привела к новой художественной культуре. Ведущими культурными движениями стали модерн, модернизм и постмодернизм. Ведущим направлением в искусстве в первой половине 20 века стал модернизм, центрами которого, явились Франция, Германия, Россия и Италия. Модернизм-это условное обозначение художественный течений, для которых характерно эксперимент с формами и отказ от традиционных методов творчества. Поскольку каждый раз это искусство выступало с позиции открытия новых путей, то оно объявляло себя авангардом.

Направление:

1. Кубизм

2. Экспрессионизм

3. Абстракционизм

Предметом искусством выступает предельно простая форма, предельно простой рисунок и сосредоточенность на цвете, световых пятнах и мазках. Сюрреализм, сверх реализм, главная цель. Футуризм, искусство связное с культом техники, силы, движения урбанизации.

И разнообразные цветовые эксперименты. Отрицание искусства как ненужного и бессмысленного понятия, демонстрация нелепых реальных предметов, подражание детскому рисунку и искусству дикарей. Отразили раскол культуры на гуманитарную и научно-техническую а так же противостояние индивидуального и массового сознания в развитом техногенном обществе. В 70-х годах 20 века развивается культурное движение пост модернизма, установки пост модернизма построены на том что нет абсолютных истин, ну существует гармония мира, нет единого и правильного пути развития. Истина рождается здесь и сейчас в непосредственной коммуникацией друг с другом, в диалоге есть много истин и бесконечное множественность исторических путей развития. Отсюда принципы: Плюрализм, относительность, историзм только как форм диалога. Пост модернизму свойственные различных художественных стилей и направлений «анархизм стилей», ориентация на все слои общества. Уравнивание примитивного и научного, прекрасного и безобразного, понятий добра и зла, утверждение в своей деятельности приоритетов экологии, новых гуманизмов, новых политических и других течений, стремление отказаться от всех авторитетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: