1. Социо-культурная ситуация. Процессы модернизации и глобализации.
2. Феномен массовой культуры.
3. Стилевое и жанровое разнообразие
20 век в истории стал временем самых грандиозных преобразований и самых глубоких социальных потрясений. Облик новой цивилизации определили ядерная энергия, освоение космоса, телевидение, компьютеризация, электроника, кибернетика, которые одновременно меняли мировоззрение. Универсальными тенденциями культурного процесса стали модернизация и локализация. Под культурной модернизацией понимают обновление культуры в духе определенных ценностей в связи с вызовом времени или необходимостью преодоления отставания от более развитых культур. Модернизация 20 века была представлена радикальным изменением технологий, коммуникации и форм передачи знания. Одновременно она отразила процесс распространения европейской культуры на все континенты. Это происходило через:
1. Индустриализацию и утверждение рыночных принципов регулирования экономики по западному образцу.
|
|
2. Аккультурацию, т.е. активное взаимодействие культур различных народов, при котором национальные и региональные культуры усваивали научно-техническую культуру Запада.
3. Вестернизацию – целенаправленное навязывание западных чаще американских стилей жизни и потребительских ориентаций, стремление утвердить западные ценности в качестве универсальных. (культурный империализм).
Научно-техническая и технологическая революции 20 века создали материальный базис мировой интеграции, результатом которой стала глобализация культур, т.е. формирование общепланетарного культурного пространства. Культурная глобализация проявляется через:
1. Утверждение общечеловеческих принципов культурного развития.
2. Информатизацию культурного пространства в рамках глобальной компьютерной сети.
3. Формирование новой технологической культуры, связанной с мировой экономикой, международным правом и финансами транснациональных корпораций.
4. Интернациональную науку и образование.
5. Массовое потребительство и создание мирового рынка культурной продукции.
Глобализация и модернизация представляют закономерный и объективный процесс, связанный с новым этапом эволюции разума, но он внутренне противоречив. В нем противостоят друг другу идеи сотрудничества и соперничества, общие интересы и суверенная независимость, культурная унификация и национально-культурная индивидуальность народа. Это делает мировую социокультурную систему неустойчивой, что подтверждается развитием фундаменталистких, антиглобалистких и национально-политических движений.
|
|
2. Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили выделить новый тип социальной культуры – массовую культуру. Её предысторией считают упрощение вариантов священного писания на заре христианизации, развитие книгопечатания в 15 веке, становление приключенческого и детективного романа в 17-18 веках и принятие закона об обязательной всеобщей грамотности рядом европейских стран в конце 19 века.
Однако собственно феномен массовой культуры и все её ключевые структуры сформировались в США в начале 20 века на волне урбанизации, развития средств массовой информации и формирование среднего класса.
Художественным выражением массовой культуры стали вестерн, детектив, мелодрама, мюзикл, комикс. Свою деятельность масс культура осуществляет в рамках «технических» видов искусства (кино, телевидение, видео) и средств массовой информации и СМИ.
Сферы применения: образование, идеология и пропаганда, спорт и туризм, индустрия досуга, шоу-бизнес, наука.
Социальной основой данной культуры выступает человек массы и одновременно она формирует определённый культурный тип человека – человек-винтик, человек-гедонист, человек-прагматик.
Массовая культура отличается от народной тем, что её творят профессионалы для массового потребления, но при этом она представлена не высокохудожественным творчеством, а по сути ремесленным производством. Еще более далека она от культуры элитарной.
За что критикуют масскульт: примитивизация отношений между людьми, развлекательность, забавность, сентиментальность, натурализм (насилие?), культ успеха сильной личности и вещизм, культ посредственности.
Но масскульт помогает быстро приспосабливаться, ориентироваться, быстрое решение проблем в обществе.
В настоящее время в массовой культуре наблюдается переплетение двух тенденций: одна связана с игрой на самых примитивных чувствах и проявляется через невежественную контркультуру, а другая строится на учёте стремления простых людей повысить социальный статус и образовательный уровень и связана с популяризацией науки и классической культуры.
3.
Новая социальная реальность 20 столетия привела к принципиально новой художественной культуре. Ведущими культурными движениями стали модерн, модернизм и постмодернизм.
Ведущим направлением в искусстве 1-ой половины 20 века стал модернизм, центрами которого явились Франция, Германия, Россия и Италия. Модернизм (фр. новейший, современный) – это условное обозначение художественных течений для которых характерно эксперимент с формами и отказ от традиционных методов творчества. Поскольку каждый раз это искусство выступало с позиции открытия новых путей, то оно объявляло себя авангардом. Общее у авангардных направлений это стремление преодолеть реализм, натурализм и изобразительность.
Направление:
1. Кубизм(Брак, Пикассо)
2. Экспрессионизм (лат.) который объявляет предметом искусства фантастические образы и внутреннее ощущение художника (Кирхнер).
3. Абстракционизм (разновидность супрематизм(превосходство)) – предметом искусства выступает предельно простая форма, предельно простой рисунок и сосредоточенность на цвете, световых пятнах и мазках (Малевич, Кондинский).
4. Сюрреализм (надреализм) – главная цель – изображение сферы бессознательного, а источник искусства – инстинкты, сновидения, галлюцинации (Дали, Магрит).
5. Футуризм – искусство, связанное с культом техники, силы, движения, урбанизации (Маяковский).
6. Фовизм (дикие) – стремление к яркому открытому цвету и разнообразные цветовые эксперименты (Матисс).
7. Дадаизм (фр. конёк, лошадка, перен. – детский лепет) – отрицание искусства как ненужного и бессмысленного занятия, демонстрация нелепых реальных предметов, подражание детскому рисунку и искусству дикарей.
|
|
В целом эти движения отразили раскол культуры на гуманитарную и научно-техническую, а также противостояние индивидуального и массового сознания в развитом техногенном обществе.
С 70-ых годов 20 века развивается культурное движение постмодернизма. Установки постмодернизма построены на том, что нет абсолютных истин, не существует гармонии мира, нет единого и правильного пути развития. Истина рождается здесь и сейчас в непосредственной коммуникации друг с другом, в диалоге, есть много истин и бесконечная множественность исторических путей развития. Отсюда принципы: плюрализм, относительность и историзм только как форма диалога.
Постмодернизму свойственны сближение и сращивание различных художественных стилей и направлений, «анархизм стилей», ориентация на все слои общества, иронизирование над художественными традициями прошлых эпох, широкое цитирование прошлых культурных достижений и использование их форм в своем содержании, уравнивание примитивного и научного, прекрасного и безобразного, понятие добра и зла, утверждение в своей деятельности приоритетов экологии, нового гуманизма, новых политических и других течений, стремление отказаться от всех классических авторитетов.